ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3548/2021 от 22.09.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 22.09.2021

УИД: 51RS0001-01-2021-005618-39

№ 2а-3548/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2021г. город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Дородновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Автономной некоммерческой организации «Баренцева инициатива» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Баренцева инициатива» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о создании АНО «Баренцева инициатива». 2 февраля 2021г. Управлением Минюста России по Мурманской области в адрес АНО «Баренцева инициатива» направлено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки некоммерческой организации в период со 2 по 30 марта 2021г., а также о необходимости предоставления документов, необходимых для проверки в срок до 2 марта 2021г. Однако, в указанный в уведомлении срок уполномоченные лица некоммерческой организации не явились, документы, необходимые для проверки не представили, в связи с чем постановлением мирового судьи от 5 апреля 2021г. АНО «Баренцева инициатива» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ. В связи с непредставлением документов для проведения проверки, провести проверку и установить соответствие деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям не представилось возможным. При проведении анализа материалов реестрового дела Управлением установлено следующее: действующая редакция Устава некоммерческой организации не соответствует требованиям Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; в связи с неполучением корреспонденции по юридическому адресу некоммерческой организации информация об изменении адреса (места нахождения) от АНО «Баренцева инициатива» в Управление не поступала; полномочия директора АНО «Баренцева инициатива» истекли ДД.ММ.ГГГГ.; согласно представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018-2020 годы и налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2018-2020 годы финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась; не размещены отчеты по форме ОН0001 и ОН0002, или сообщение о продолжении деятельности; в нарушение п.3, п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ не представлена ежегодная отчетность за 2018, 2019 годы. Ссылаясь на положения п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ, учитывая неоднократное непредставление сведений некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренный указанной статьей, просит суд ликвидировать АНО «Баренцева инициатива» и исключить сведения о ней из ЕГРЮЛ.

Административный истец в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания посредством электронной почты, сообщил суду о невозможности участия в судебном заседании, ходатайств об отложении не заявил, возражений относительно заявленных требований не представил. Кроме того, судебная корреспонденция, направленная по юридическому адресу АНО «Баренцева инициатива», возвращена в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителей сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, поскольку их неявка в соответствии с пунктом 4 статьи 263 КАС РФ не препятствует его рассмотрению.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно пп. 65 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014г. № 26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пункт 1).

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995г. № 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом (пункт 1.1.).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о создании АНО «Баренцева инициатива», ОГРН

В соответствии с планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Минюста России по Мурманской области на 2021 год, согласованному с <данные изъяты>, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в период со 2 по 30 марта 2021г. проведена проверка соответствия деятельности АНО «Баренцева инициатива», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, за период с 1 января 2018г. по 31 декабря 2020г.

2 февраля 2021г. Управлением Минюста России по Мурманской области в адрес АНО «Баренцева инициатива» направлено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки некоммерческой организации в период со 2 по 30 марта 2021г., а также о необходимости предоставления документов, необходимых для проверки в срок до 2 марта 2021г. Однако, в указанный в уведомлении срок уполномоченные лица некоммерческой организации не явились, документы, необходимые для проверки не представили.

При проведении анализа материалов реестрового дела Управлением установлено, что в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» информация об изменении адреса (места нахождения) от АНО «Баренцева инициатива» в Управление не поступала.

Так, 23 апреля 2021г. в Управление от ИФНС России по г.Мурманску поступила информация о недостоверности сведений относительно адреса регистрации АНО «Баренцева инициатива»: <адрес> и внесения ДД.ММ.ГГГГ соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

В нарушение п.п. 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» АНО «Баренцева инициатива» ежегодная отчетность за 2018, 2019 годы не представлена.

Кроме того, при проведении проверки также было установлено, что действующая редакция Устава некоммерческой организации не соответствует требованиям Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно:

- п. 1.8 Устава предусмотрено создание филиалов и представительств за рубежом, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,

- п. 3.2 Устава не учитывает требования статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части исключительной компетенции и принятии решения высшим органом управления,

- в нарушение статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Уставе отсутствуют сроки полномочий Правления и Наблюдательного совета,

- в нарушение статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определение приоритетных направлений деятельности отнесено к компетенции Наблюдательного совета,

- п. 4.3 Устава предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности, что противоречит п.4 ст. 50 ГК РФ,

- в нарушение статьи 123.25 ГК РФ, статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Уставом не определена исключительная компетенция учредителя (учредителей), а назначение директора отнесено к компетенции правления организации,

- положения п. 6.2 Устава противоречат п.7 ст. 123.24 ГК РФ в части предобразования в общественную организацию,

- положения п.п. 6.5, 6.8 Устава в части принятия решения о ликвидации организации учредителем противоречат статье 29 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,

- п. 1.7 Устава противоречит п.5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому в случае использования некоммерческой организации символики ее описание должно содержаться в учредительных документах. Описание символики в Уставе некоммерческой организации отсутствует.

Кроме того, полномочия директора АНО «Баренцева инициатива» ФИО1 истекли ДД.ММ.ГГГГ полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в нарушение п.1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не подтверждены.

Согласно представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018-2020 годы и налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2018-2020 годы финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась.

Кроме того, в 2019-2020 годы АНО «Баренцева инициатива» привлекалось к административной ответственности по ч.1 статьи 19.5, статье 19.7 КоАП РФ.

Указанные выше обстоятельства административным ответчиком не оспорены, подтверждены материалами дела, доказательств обратному суду не представлено, а судом не добыто.

В силу разъяснений пункта 30 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что АНО «Баренцева инициатива» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято. Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

С учетом п. 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Автономной некоммерческой организации «Баренцева инициатива» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Баренцева инициатива» (ОГРН ) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Баренцева инициатива» государственную пошлину в доход бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Макарова