Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Нижнеудинск 25 февраля 2015 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Пакилевой Е.В., при секретаре Урозаевой О.М.,
с участием старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-354/2016 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к администрации Заречного муниципального образования о возложении обязанности привести Устав Заречного муниципального образования в редакции решения Думы Заречного муниципального образования от 24.01.2014 в соответствии с требованиями Федерального закона,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию Заречного муниципального образования – администрацию сельского поселения в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда привести Устав Заречного муниципального образования в редакции решения Думы Заречного муниципального образования от 24.01.2014 № 83 в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 446-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ и Закона Иркутской области от 02.11.2015 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» и Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области».
В обоснование административных исковых требований указано, что на заседании Думы Заречного муниципального образования 24 декабря 2005 года был утвержден Устав Заречного муниципального образования, который по состоянию на 27.01.2016, не был приведен в соответствие с требованиями вышеназванных Федеральных законов. Не соответствие требованиям федерального закона Устава Заречного муниципального образования, являющегося основополагающим нормативно-правовым актом по организации местного самоуправления в границах названного муниципального образования, влечет нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, препятствует осуществлению народом своей власти, в том числе непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций и, как следствие, влечет нарушение интересов неопределённого круга лиц. Нарушение интересов муниципального образования и Российской Федерации заключается в несоблюдении установленных федеральным законодательством требований. Несоблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст.130,132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, бюджетным и иным законодательством. В связи с чем, Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился с настоящим административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации.
В судебном заседании ст. помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанова М.В. поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении. Просила обязать администрацию Заречного муниципального образования – администрацию сельского поселения привести Устав Заречного муниципального образования в редакции решения Думы Заречного муниципального образования от 24.01.2014 № 83 в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 446-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ и Закона Иркутской области от 02.11.2015 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» и Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области». Полагала разумным срок для исполнения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика администрации Заречного муниципального образования Габитова Ю.В., действующая на основании доверенности от 01.10.2015 в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о признании административных исковых требований Нижнеудинского межрайонного прокурора о возложении обязанности на администрацию Заречного муниципального образования – администрацию сельского поселения в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда привести Устав Заречного муниципального образования в редакции решения Думы Заречного муниципального образования от 24.01.2014 № 83 в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 446-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ и Закона Иркутской области от 02.11.2015 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» и Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», последствия признания административного иска ей понятны, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанову М.В., считавшую возможным принять признание административного иска, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.14 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 №204-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
В соответствии с п. 5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 447-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты иных муниципальных образований, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут подлежать экспертизе, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела председателю Думы Заречного муниципального образования 01.12.2015 был принесен протест на отдельные нормы Устава Заречного муниципального образования, утвержденного решением Думы Заречного муниципального образования от 24.12.2005 в редакции решения Думы от 24.01.2014 № 83, а именно абз. 2 п. 3 ст. 27 Устава Заречного муниципального образования от 24.12.2005 в редакции решения Думы от 24.01.2014 № 83 привести в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 10 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из сообщения главы администрации Заречного муниципального образования Романенко А.И. от 30.12.2015 следует, что протест прокурора рассмотрен, замечания учтены, изменения в Устав Заречного муниципального образования будут разработаны в 2016 году в связи с возвратом Устава Министерством юстиции Иркутской области на доработку и приведения его в соответствие с учетом изменений октября-ноября 2015 года.
Согласно информации Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от 21.01.2016 № 38/01-28/182 в государственном реестре Уставов муниципальных образований Иркутской области изменения и дополнения в Устав Заречного муниципального образования были зарегистрированы 20.12.2014 (решение Думы о внесении изменений и дополнений в Устав поселения от 24.01.2014 № 83).
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованным в суде Уставом муниципального образования.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности судом установлено, что Устав Заречного муниципального образования, действующий по состоянию на 27.01.2016 не был приведен в соответствие с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 446-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ и Закона Иркутской области от 02.11.2015 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» и Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области». Кроме того, не соответствие требованиям федерального закона Устава Заречного муниципального образования, являющегося основополагающим нормативно-правовым актом по организации местного самоуправления в границах Заречного муниципального образования, влечет нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, препятствует осуществлению народом своей власти, в том числе непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций и, как следствие, влечет нарушение интересов неопределённого круга лиц, ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к администрации Заречного муниципального образования о возложении обязанности привести Устав Заречного муниципального образования в редакции решения Думы Заречного муниципального образования от 24.01.2014 в соответствии с требованиями Федерального закона - удовлетворить.
Обязать администрацию Заречного муниципального образования – администрацию сельского поселения в срок в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда привести Устав Заречного муниципального образования в редакции решения Думы Заречного муниципального образования от 24.01.2014 № 83 в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 446-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ и Закона Иркутской области от 02.11.2015 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» и Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области»
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Пакилева
Решение суда в окончательной форме принято 25 февраля 2016 г.