Дело № 2а-3551/2019 (10RS0011-01-2019-003766-44)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
с участием помощника прокурора Елисеева А.А.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП Большаковой Юлии Михайловны об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Большакова Ю.М., являясь арендатором остановочного комплекса в районе ул.Репникова-Ключевая, площадью 38 кв.м, расположенный в г.Петрозаводске в кадастровом квартале 10:01:17 01 04, обратилась в Петрозаводский городской суд с административным иском по тем основаниям, что постановлением администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация) от 10.12.2014 № 6065 были внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа (далее - «Схема»), согласно которой нестационарный торговый объект исключен из Схемы (пункт 1.6 Постановления), а постановлением Администрации от 28.07.2017 №2582 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа в которой указанный нестационарный торговый объект отсутствует. Административный истец полагает исключение из Схемы нестационарного торгового объекта противоречащим законодательству и нарушающим ее права как предпринимателя, в связи с чем просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.6 Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 10.12.2014 N 6065 и постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 № 2582 в части отсутствия в схеме нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, а именно вблизи объекта капитального строительства согласно адресному ориентиру: г.Петрозаводск, ул.Репникова-Ключевая, как не соответствующие статье 8 части 1 Конституции Российской Федерации, части 6 статьи 10, статей 15, 17 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В судебном заседании Большакова Ю.М. не участвовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело без своего участия, ее представитель адвокат Яковлева О.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва.
Министерством имущественных и земельных отношений РК, привлеченное судом в качестве заинтересованного лица, своего представителя в суд не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.
Суд, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 1 ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пп. 26 ч.1. ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органа местного самоуправления относится, в том числе, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Решением Петрозаводского городского Совета ОТ 11.03.2010 №26/18-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее «Правила»).
Статья 14 указанных Правил предусматривает, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории Петрозаводского городского округа осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа.
27.04.2010 решением Петрозаводского городского Совета № 26/41-808 утверждено Положение об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Петрозаводского городского округа (далее - «Положение»). В частности, к задачам муниципального земельного контроля относится, в том числе, обеспечение требований земельного законодательства в сфере использования земель (п. 2.3. Положения), защита муниципальных общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования земель (п.2.8. Положения).
Таким образом, на Администрацию Петрозаводского городского округа были возложены обязанности по осуществлению на территории Петрозаводского городского округа муниципального земельного контроля.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1 и 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Закон № 381-ФЗ).
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (ч. 2 ст. 6 Закона № 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч.1 ст.10 Закона № 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Петрозаводского городского округа Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа был утвержден Порядок принятия решения о размещении нестационарного торгового объекта N 2411 от 18.07.2017.
В соответствии с п. 3 и п. 4 указанного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании решения, выдаваемого Администрацией Петрозаводского городского округа и в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Петрозаводского городского округа.
В настоящее время на территории Петрозаводского городского округа Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 15.03.2019 N 557 утвержден и действует новый Порядок принятия решения о размещении нестационарного торгового объекта (далее Порядок 2019 года), в соответствии с которым размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании решения, выдаваемого Администрацией Петрозаводского городского округа по результатам торгов в форме открытого аукциона на право получения решения на размещение нестационарных торговых объектов, в соответствии с порядком, определенным в разделе II этого документа (п. 3 Порядка 2019 года).
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Петрозаводского городского округа (п. 4 Порядка 2019 года).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Большакова Ю.М. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет торговую деятельность в нестационарном торговом объекте (далее НТО).
20.05.2004 между Администрацией г. Петрозаводска и Большаковой Ю.М., для установки временного павильона ожидания транспорта с торговым киоском, заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 38 кв.м согласно плану земельного участка и акту приема-передачи (п. 1.1, 1.2 Договора). Право на заключение договора аренды приобретено на торгах (п. 1.3 Договора) сроком на 363 дня (п. 7.1 Договора). По условиям договора если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается продленным на неопределенный срок, при этом стороны могут расторгнуть договор, предупредив другую сторону за месяц (п. 6.5. Договора).
Изначально на территории Петрозаводского городского округа действовали: постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 30.01.2012 N 418 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа"; постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 06.06.2011 N 2080 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа".
Точка размещения НТО, в месте, где в текущий момент времени размещается нестационарный торговый объект административного истца, ранее была в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 30.01.2012 N 418 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа", (опубликовано в источнике официального опубликования -Информационный бюллетень № 47 от 16.02.2012), в редакции от 08.11.2013, пункт 86, впоследствии п. 1.6 постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 10.12.2014 N 6065 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов" строка 86 исключена (опубликовано в Петрозаводских городских страницах № 57 от 26.12.2014).
Постановлением Администрации от 28.07.2017 №2582 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, согласно которой вышеуказанный НТО в схеме отсутствует, однако административный истец осуществляет торговую деятельность в указанным НТО до настоящего времени.
В соответствии с п. 3 Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 N 2582 постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 30.01.2012 N 418 и от 10.12.2014 N признаны утратившими силу.
В этой связи с чем требование о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части п. 1.6 постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 10.12.2014 N 6065 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов", удовлетворению не подлежит, поскольку само постановление уже признано недействующим и применению не подлежит.
Определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса законодатель установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610). В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» определено, что с 01.01.2016 органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных" образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Таким органом государственной власти является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В связи с этим к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия с 01.01.2016 перешли права арендодателя по договору аренды земельного участка от 20.05.2004 № 6877, заключенного между Администрацией Петрозаводского городского округа и индивидуальным предпринимателем Большаковой Ю.М.
Письмом от 29.11.2017 за № 5.1-08-246-и Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с просьбой о расторжении вышеуказанного договора аренды в связи с тем, что НТО, расположенный по адресу: <адрес>, не предусмотрен схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации от 28.07.2017 № 2582.
На основании ст. 610 ГК РФ уполномоченным на тот момент органом Министерством имущественных и земельных отношений РК договор аренды земельного участка № 6877 от 20.05.2004 с ИП Большаковой Ю.М. расторгнут по истечении одного месяца с момента получения такого уведомления (уведомление о прекращении договора аренды земельного участка от 15.12.2017 № 25801/12.4-21). Указанное уведомление получено арендатором Большаковой Ю.М. лично 27.12.2017, что подтверждается уведомлением о вручении и ее подписью в нем.
В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, на момент издания оспариваемого постановления Администрации от 28.07.2017 №2582 отношения по договору аренды земельного участка были прекращены в связи с отказом от него арендодателя. Разрешение на размещение НТО в порядке, установленном соответствующим действующим законодательством Большаковой Ю.М. получено не было. В связи с этим, отсутствие земельного участка в действующей схеме размещения нестационарных торговых объектов и прекращение арендных отношений повлекли безосновательное использование предпринимателем земельного участка.
В силу ст. 67 Устава петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 01.03.2006 N RU103 010002006001, (далее Устав ПГО) муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Петрозаводский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты Петрозаводского городского округа вступают в силу со дня их подписания уполномоченным лицом или с даты, указанной в самом муниципальном правовом акте Петрозаводского городского округа. Официальным опубликованием муниципального правового акта Петрозаводского городского округа или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании или сетевом издании, определяемых решением Петрозаводского городского Совета об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов, если иное не установлено законом (ч.2 ст. 67 Устава ПГО). Муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, опубликованные в сетевом издании, дополнительно подлежат опубликованию в периодическом печатном издании, указанном в ч. 2 указанной статьи (ч.3 ст. 67 Устава ПГО).
Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 N 27/09-135 «Об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» установлено, что источниками официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа являются:
- периодическое печатное средство массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа - "Информационный бюллетень";
- периодическое печатное средство массовой информации - газета "Петрозаводские городские страницы" в соответствии с итогами определения исполнителя при осуществлении закупки услуги для обеспечения муниципальных нужд Петрозаводского городского округа на 2018 год (в ред. Решений Петрозаводского городского Совета от 23.04.2013 N 27/18-268, 25.02.2014 N 27/25-363, 18.02.2015 N 27/31-504, от 04.02.2016 N 27/45-700, Решений Петрозаводского городского Совета от 22.03.2017 N 28/05-64, от 20.12.2017 N 28/11-228);
- официальное сетевое издание органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа". Официальный адрес официального сетевого издания органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.pgo-npa.ru. (п. 1.3 введен Решением Петрозаводского городского Совета от 19.09.2018 N 28/18-380).
Постановления № 3084 от 29.10.2018 "О внесении изменений в постановление администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 № 2582" было опубликовано в "Информационный бюллетень", N 146, 21.12.2018, а также в официальном сетевом издании органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа" www.pgo-npa.ru, 29.10.2018 (электронная версия указанных изданий доступна в информационно-телекоммуникационной сети Интернет).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 № 2582 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа», как нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением предусмотренной законом процедуры и порядка опубликования нормативного правового акта, вступления последнего в силу, не противоречит статье 8 части 1 Конституции Российской Федерации, части 6 статьи 10, статей 15, 17 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушает права и законные интереса административного истца.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.
Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск ИП Большаковой Юлии Михайловны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2019 года.