ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3551/20 от 22.09.2020 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3551/2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2020года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.

при секретаре Митрохиной А.Е.,

с участием представителя административных истцов Воловикова А.А., Чичаевой В.Н., Воробьевой Е.А., Бахмутовой Е.В. по доверенностям Борисова И.А., представителя административного ответчика Администрации г.о.Балашиха по доверенности Юдкиной Е.Н., представителя заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» по доверенности Качаева К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Воловикова Александра Алексеевича, Чичаевой Валентины Николаевны, Воробьевой Елены Алексеевны, Бахмутовой Екатерины Викторовны к Администрации г.о. Балашиха о признании решений незаконными, отмене решений, обязании принять решения об отнесении земельных участков и категории земель, обязании направить документы в порядке информационного взаимодействия,

у с т а н о в и л:

Административные истцы Воловиков А.А., Чичаева В.Н., Воробьева Е.А., Бахмунова Е.В. обратились в суд с административным иском указывая на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> который расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> и земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> фактически образующих единое землепользование. Данные земельные участки находятся в пользовании истцов. С целью дальнейшей регистрации прав на земельные участки, ДД.ММ.ГГГГ г. истцы обратились через Портал государственных и муниципальных услуг к Администрации г.о. Балашиха с заявлениями <данные изъяты>1 о предоставления им услуги «О переводе земель (об отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)» для присвоения категории указанным земельным участкам.

ДД.ММ.ГГГГ г. по указанным заявлениям Администрацией г.о. Балашиха были вынесены решения <данные изъяты> об отказе со ссылкой на то, что земельные участки расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения- Национальный парк «Лосиный остров», где земли относятся к территории федерального значения. У органа местного самоуправления отсутствует право на управление земельным участком и право на проведение испрашиваемой процедуры в отношении земельного участка.

Данные основания отказа и решения административные истцы просят признать незаконными и отменить, поскольку, как полагают административные истцы, решение о присвоении категории земельным участкам должны принимать органы местного самоуправления в силу ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Также административные истцы просят:

обязать Администрацию г.о. Балашиха принять решение об отнесении земельных участков <данные изъяты> категории земель земли населенных пунктов;

обязать Администрацию г.о. Балашиха в порядке информационного взаимодействия направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области документы, необходимые для внесения в кадастр сведений о категории земельных участков <данные изъяты>

В судебном заседании представитель административных истцов исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Администрации г.о.Балашиха по доверенности Юдкина Е.Н. в судебное заседание явилась, против административного иска возражала, представив письменный отзыв на иск, приобщенный к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» по доверенности Качаева К.Н. в судебное заседание явился, против иска возражал, по доводам письменного отзыва на иск, приобщенного к материалам дела.

Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Комитета по управлению имуществом Администрации г.о.Балашиха в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, против административного иска возражали, представив письменные отзывы на иск, приобщенные к материалам дела, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Определив слушать дело при данной явке, выслушав участников процесса, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке КАС РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

В силу положений КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Аналогичное указание содержится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2.

Вместе с тем указанные положения не освобождают заявителя от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, либо на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность или ответственность.

В силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит, в частности, выяснять соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом, следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

Разбирательством по административному делу установлено, что административные истцы Воловиков А.А., Чичаева В.Н., Воробьева Е.А., Бахмунова Е.В. являются сособственниками на праве общей долевой собственности жилого дома по адресу: <адрес> который расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> и земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, фактически образующих единое землепользование.

Данные земельные участки находятся в пользовании истцов.

С целью регистрации прав на указанные земельные участки, ДД.ММ.ГГГГ г. истцы обратились через Портал государственных и муниципальных услуг к Администрации г.о. Балашиха с заявлениями <данные изъяты> о предоставления им услуги «О переводе земель (об отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)» для присвоения категории указанным земельным участкам.

ДД.ММ.ГГГГ г. по указанным заявлениям Администрацией г.о. Балашиха были вынесены решения <данные изъяты> об отказе со ссылкой на то, что земельные участки расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения- Национальный парк «Лосиный остров», где земли относятся к территории федерального значения. У органа местного самоуправления отсутствует право на управление земельным участком и право на проведение испрашиваемой процедуры в отношении земельного участка (л.д.21-22).

Данные основания отказа и решения административные истцы полагают незаконными и подлежащими отмене, поскольку, решение о присвоении категории земельным участкам должны принимать органы местного самоуправления в силу ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Разрешая доводы административных истцов, судом установлено следующее.Национальный парк «Лосиный остров» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 № 401 «О создании Государственного природного национального парка «Лосиный остров».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 280 природный национальный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».

Границы охранной зоны национального парка «Лосиный остров» установлены решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 № 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров», решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 № 2130-1344 «Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» и постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 № 235- 113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров».

Земельные участки, с кадастровыми номерами <данные изъяты> которыми пользуются административные истцы, относятся к землям сторонних пользователей и полностью находятся в границах национального парка «Лосиный остров», т.е. в зону с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ реестровый номер <данные изъяты>).

Данный факт также усматривается из сведений Публичной кадастровой карты, в соответствии с которыми земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты><данные изъяты> расположены в границах Зоны с особыми условиями использования территории - особо охраняемая природная территории федерального значения «Национальный парк «Лосиный остров» (учетный номер <данные изъяты>).

Обстоятельства, связанные с вхождением вышеуказанных земельных участков в границы национального парка «Лосиный остров» также подтверждаются Схемой функционального зонирования национального парка «Лосиный остров», являющейся приложением к Положению о национальном парке «Лосиный остров», утвержденному приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» №33-Ф3 от 14.03.1995 года земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.

В соответствии с п. 1 Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 1 Порядка отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и формы соответствующего акта, утвержденным приказом Минприроды России от 11.03.2019 N 150 данный порядок устанавливает порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.

Согласно части 14 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе земель) отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о переводе земель к соответствующему ходатайству, направляемому заинтересованным лицом в уполномоченный орган, должно содержаться указание на права, которыми обладает заинтересованное лицо, на такой земельный участок.

Соответственно, только лицо, обладающее правами на земельный участок, может ходатайствовать об отнесении его к определенной категории.

Между тем у административных истцов отсутствуют права на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>

Согласно пункту 15 Постановление Администрации городского округа Балашиха МО от 15.03.2016 N 209/5-ПА Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории" основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги в том числе является нарушение прав и законных интересов третьих лиц (п. 15.2.4).

Как следует из Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять свои полномочия в пределах своей компетенции.

Поскольку в силу ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14.03.1995 года национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, то спорные земельные участки, расположенные в границах особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Лосиный остров», являются собственностью Российской Федерации, в связи с чем, на их собственников и иных пользователей распространяются ограничения, установленные вышеуказанным Законом.

Таким образом, земельные участки с <данные изъяты> расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - Национальный парк «Лосиный остров», где земли относятся к территории федерального значения.

В связи с чем, у органа местного самоуправления отсутствует право на управление земельным участком и право на проведение данной процедуры в отношении данных земельных участков.

Таким образом, оспариваемые решения Администрации г.о. Балашиха <данные изъяты> года об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории" являются законными и отмене не подлежат.

Требования об обязании Администрацию г.о. Балашиха принять решение об отнесении земельных участков <данные изъяты> к категории земель земли населенных пунктов; обязании Администрацию г.о. Балашиха в порядке информационного взаимодействия направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области документы, необходимые для внесения в кадастр сведений о категории земельных участков <данные изъяты> удовлетворению не подлежат, как прозводные от основных.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Воловикова Александра Алексеевича, Чичаевой Валентины Николаевны, Воробьевой Елены Алексеевны, Бахмутовой Екатерины Викторовны к Администрации г.о. Балашиха о признании решений <данные изъяты>. незаконными, отмене решений, обязании принять решения об отнесении земельных участков <данные изъяты> и категории земель земли населенных пунктов, обязании направить документы в порядке информационного взаимодействия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья Т.К.Двухжилова

Решение принято в окончательной форме 24.09.2020г.

Судья Т.К.Двухжилова