ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3554/2017 от 24.04.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а - 3554/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«24» апреля 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Волобуеве А.А.,

с участием представителя административного истца Представитель1, представителя административного ответчика Представитель2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки гражданина, устранении допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что *** года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области вынесено распоряжения № *** о проведении внеплановой выездной проверки гражданина, которым решено провести внеплановую выездную проверку в отношении административного истца. Считает данное распоряжение незаконным по следующим основаниям: в п. 6 распоряжения указано: «Настоящая проверка проводится с целью проверки соблюдения земельного законодательства РФ, основание: поступившее обращение от 02.03.2017г. № Т-180/17». Однако никаких обращений в адрес ответчика в отношении А. не поступало. В пункте 9 распоряжения указано: «Правовые основания проверки: пп.1 п.2 ст. 10 Федерального Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, ст. 71, 71.1 Земельного кодекса РФ». При этом согласно п. 1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Однако А. ни юридическим лицом, ни индивидуальным предпринимателем не является. Никакие предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в отношении А. ранее не выдавались. Просит суд признать незаконным распоряжение Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от *** г. № *** о проведении внеплановой выездной проверки гражданина, возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области устранить допущенные нарушения.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя. С учетом мнения участников процесса, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на заявленных административных исковых требованиях, в дополнение указал, что оснований полагать, что в распоряжение имеются технически ошибки, нет.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований административного истца, указав, что ***г. в Управление поступило обращение Т.*** о проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства собственником земельного участка с кадастровым номером ***. Т. указала на факт установки ограждения собственником земельного участка с кадастровым номером *** на землях общего пользования. В результате установки указанного ограждения доступ Т. к принадлежащему ей на праве собственности гаражу, расположенному на земельном участке с кадастровым номером ***, ограничен, что нарушает ее права пользования этим участком и расположенным на нем объектом недвижимого имущества. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** является Т., а правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** - А. Обращение Т. явилось основанием для издания руководителем Управления ТретьеЛицо1 распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой документарной проверки гражданина от ***г.*** в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером *** - А. При вынесении распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки гражданина от ***г.*** должностным лицом - государственным инспектором Амурской области по использованию и охране земель была допущена ошибка в п. 9 «Правовые основания проведения проверки». Указанная ошибка носит технический характер и не влечет за собой правовых последствий в виде отмены распоряжения полностью. *** года руководителем Управления издано распоряжение о внесении изменений в п. 9 и, как следствие этого, о внесении изменений в п. 6, 11 ранее изданного распоряжения от ***г.*** в связи с допущенной технической ошибкой. *** года в адрес А. заказной корреспонденцией с уведомлением направлена копия распоряжения о внесении изменений в распоряжение от ***г.***. В связи с чем, оснований для признания недействительным распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой документарной проверки гражданина от ***г.*** не имеется.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что от *** года органом государственного надзора Управления Росреестра по Амурской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки за № *** в отношении А. по адресу: ***.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного земельного надзора.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными планами, а также внеплановых проверок. Последние проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства, а также в случае получения от органов публичной власти, граждан и организаций документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса РФ, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В соответствии с ч. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях: поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан (п. 3).

Как следует из п. 67 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора» решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки.

Согласно п. 40 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, в распоряжении о проведении плановой проверки указываются:

Из материалов дела следует, что ***г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области поступило обращение Т.***, с просьбой о проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства собственником земельного участка с кадастровым номером ***.

В обращении Т. указала на факт установки ограждения собственником земельного участка с кадастровым номером *** на землях общего пользования. В результате установки указанного ограждения доступ Т. к принадлежащему ей на праве собственности гаражу, расположенному на земельном участке с кадастровым номером ***, ограничен, что нарушает ее права пользования этим участком и расположенным на нем объектом недвижимого имущества.

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** является Т., а правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** - А..

Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о государственном земельном контроле (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Таким образом, обращение Т. явилось основанием для издания руководителем Управления ТретьеЛицо1 распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой документарной проверки гражданина от ***г.*** в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером *** - А..

Управление Росреестра по Амурской области имело право производить проверку доводов заявления Т. в порядке осуществления государственного земельного надзора.

Процедура проведения проверки в отношении А. Управлением Росреестра по Амурской области проведена с соблюдением требований Положения о государственном земельном контроле (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689).

Управлением Росреестра по Амурской области издало распоряжения о проверке, в котором указано в отношении кого проводится проверка, в каких целях, кем проводится проверка и когда. Срок проведения проверки. О проведении предстоящей проверки истцу было направлено уведомление.

Таким образом, процедура проведения проверки в отношении А., уполномоченным на то органом назначена в соответствии с требованиями закона.

Само по себе проведение проверки и выяснение обстоятельств, изложенных в обращении гражданина о нарушении правил землепользования, не влечет никаких нарушений прав проверяемого гражданина.

Доводы административного истца о том, что в п. 9 распоряжении от *** года правовые основания проведения проверки указаны на пп.1 п.2 ст. 10 Федерального Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, что недопустимо, поскольку А. ни юридическим лицом, ни индивидуальным предпринимателем никогда не являлся, никакие предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в отношении А. - ранее не выдавались, на законность вынесенного распоряжения не влияют в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, при составлении распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки гражданина от ***г.*** должностным лицом - государственным инспектором Амурской области по использованию и охране земель была допущена ошибка в п. 9 «Правовые основания проведения проверки».

*** года руководителем Управления издано распоряжение о внесении изменений в п. 9 и, как следствие этого, о внесении изменений в п. 6, 11 ранее изданного распоряжения от ***г.*** в связи с допущенной технической ошибкой.

*** года в адрес А. заказной корреспонденцией с уведомлением направлена копия распоряжения о внесении изменений в распоряжение от ***г.***.

Указанная ошибка носит технический характер и не влечет за собой правовых последствий в виде признания распоряжения незаконным.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований А., у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного искового заявления А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки гражданина № *** от *** года, устранении допущенного нарушения - отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Диких

Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2017 года.

Председательствующий Е.С. Диких