Дело № 2а-3555/2019
УИД 42RS0009-01-2019-005142-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Гречановской О.В.,
при секретаре Скринник Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
09 августа 2019 года
административное дело по административному исковому заявлению Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области о снижении размера исполнительского сбора по исполнительному производству,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Гурьевского муниципального района Кемеровской области обратилась в суд Центрального района г. Кемерово с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области о снижении размера исполнительского сбора по исполнительному производству от 15.03.2019 г ###-ИП.
Требования мотивирует тем, что 15.03.2019 г. межрайонным отделом судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ###-ИП по исполнительному листу серии ### от 21.02.2019 г., выданному Гурьевским городским судом по делу ### об обязании администрации Гурьевского муниципального района предоставить ЛИЦО_1 по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 13 кв.м., юридически и фактически свободное, расположенное на территории Гурьевского муниципального района Кемеровской области.
В указанном постановлении был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.
Решение Гурьевского городского суда по делу № 2-471/2018 не исполнено в установленный срок из-за недостаточного финансирования из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, в связи с чем, истец считает, что вина администрации Гурьевского муниципального района в несвоевременном предоставлении жилых помещений отсутствует.
Истец просит уменьшить сумму исполнительского сбора по исполнительному производству от 15.03.2019 г ###-ИП до 37500 рублей.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела не явились, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались.
Изучив представленные письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа
Как установлено судом, 29.08.2018 г. Гурьевским городским судом Кемеровской области вынесено решение по иску Гурьевского межрайонного прокурора в интересах ЛИЦО_1, к администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения, которым удовлетворены требования истца (л.д. 7-9). Решение вступило в законную силу 01.11.2018 г.
Администрация Гурьевского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
В соответствии с Уставом Гурьевского муниципального района администрация Гурьевского муниципального района является муниципальным казённым учреждением, действует от имени муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.
Согласно статье 53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно Закону Кемеровской области от 14.11.2005 г № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций переданных из бюджета Кемеровской области для осуществления отдельных государственных полномочий.
Из анализа Закона Кемеровской области от 14.12.2018 № 107-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» следует, что администрации Гурьевского муниципального района выделяются субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В целях реализации Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2019 г. были выделены субвенции на данную статью расходов в размере 50101 500 рублей.
Как следует из обращения заместителя начальника финансового управления по Гурьевскому району к начальнику правового отдела администрации Гурьевского муниципального района(л.д. 11) собственная доходная часть бюджета Гурьевского муниципального района на протяжении нескольких лет сохраняется на уровне 18 % от общего объема доходов. Планируемые собственные поступления в бюджет района в 2019 году составляют 344141000 рублей, в то время, как фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, выплачиваемый за счет средств местного бюджета с учетом выполнения указа Президента России от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» составляет 373896000 рублей. Недостающая часть заработной платы сформирована за счет поступающей в бюджет района дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Оставшаяся сумма поступающей дотации в местный бюджет в первоочередном порядке распределяется на исполнение социальных обязательств, питание детей в детских садах, текущее содержание учреждений, что говорит о значительной финансовой зависимости района от вышестоящего бюджета. Учитывая сложившуюся напряженность бюджета, в районе отсутствует возможности принимать дополнительные бюджетные обязательства при планировании расходной части.
Как следует из сообщения и.о. начальника департамента строительства Кемеровской области от 08.08.2019 г. (л.д. 10) Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. № 129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области и порядке предоставления им таких помещений» внеочередное предоставление жилых помещений не предусмотрено. Использование субвенций в рамках указанного закона на исполнение решений суда во внеочередном порядке не представляется возможным.
Таким образом, у Администрации Гурьевского муниципального района отсутствуют необходимые возможности для надлежащего исполнения принятого судебного решения.
Учитывая существо постановленного решения, исполнение которого предполагает предоставление гражданину жилого помещения, суд считает, что данное решение исполнить в установленных законом пятидневный срок не представляется возможным, поскольку это требует значительных финансовых и временных затрат, связанных с приобретением или созданием объекта недвижимости, принятием его в муниципальную собственность и дальнейшей передачей в установленном законом порядке гражданину.
Учитывая, что административным истцом приняты соответствующие меры по исполнению решения суда, принимая во внимание финансовое положение Администрации Гурьевского муниципального района, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, уменьшив размер исполнительского сбора до 37500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации Гурьевского муниципального района об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от 24.05.2019 г. по исполнительному производству ### до 37500 рублей (тридцати семи тысяч пятисот рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 13.08.2019 г.
Судья Гречановская О.В.
5