ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3556/20 от 26.10.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-3556/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2020 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при секретаре Прокопьевой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калининградской областной таможни к Романенко М.В., <данные изъяты>, о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что 16.03.2019 Романенко М.В. представил пассажирскую таможенную декларацию в целях временного вывоза на остальную часть таможенной территории ЕАЭС с территории Калининградской области транспортного средства для личного пользования: самоходной машины – мотовездехода марки <данные изъяты>, 2003 года выпуска, регистрационный знак , идентификационный номер . Срок временного вывоза с территории Особой экономической зоны в Калининградской области установлен до 15.05.2019, однако на территорию Калининградской области транспортное средство в установленный срок не ввезено. Освобождение временно вывезенных товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов как международное, так и российское законодательство связывает с действием аварии либо непреодолимой силы, в результате которого происходит физическое уничтожение товара либо его безвозвратная утрата, исключающие возможность незаконного введения товара в свободный оборот на территории ЕАЭС. 27.12.2019 на имя начальника таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни поступило заявление Романенко М.В., согласно которому мотовездеход утрачен вследствие аварии на территории Литовской Республики и восстановлению не подлежит. В то же время факт уничтожения транспортного средства вследствие аварии до наступления срока уплаты таможенных платежей, как и сам факт уничтожения, не установлены, подтверждающие документы административным ответчиком не представлены. Более того, согласно информации Службы Гостехнадзора Калининградской области спорная самоходная машина 14.05.2019 снята с учета в связи с ее продажей. В связи с не ввозом Романенко М.В. на территорию Калининградской области транспортного средства до истечения установленного таможенным органом срока его временного вывоза на остальную часть ЕАЭС и по результатам таможенного контроля, проведенного таможенным постом МАПП Советск Калининградской областной таможни, в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 19.12.2019 составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа. В адрес Романенко М.В. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему надлежало в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления погасить задолженность по уплате таможенных платежей в размере 231456,32 рублей и пени. Уведомление получено административным ответчиком лично 06.01.2020, однако денежные средства в счет оплаты таможенных платежей и пени в таможенный орган не поступили. Определением мирового судьи от 21.04.2020 отказано в принятии заявления Калининградской областной таможни о вынесении судебного приказа на основании п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ. После уточнения расчета пени на дату судебного заседания просит суд взыскать с административного ответчика сумму неуплаченных таможенных платежей в размере 231456,32 рублей и пени за период с 17 мая 2019 года по 26 октября 2020 года в размере 47563,30 рубля, а всего взыскать 279019,62 рублей.

Представитель административного истца Калининградской областной таможни по доверенности Николаев П.Л. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что административным ответчиком не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, он передал транспортное средство другому лицу в отсутствие на то объективных причин и не уведомил о такой передаче таможенный орган. Достоверность справок о дорожно-транспортном происшествии вызывает сомнение, их следует признать ничтожными. Справки датированы маем и июнем месяцем, тогда как, со слов представителя административного ответчика, документы в Литовской Республике они стали запрашивать только осенью. Первое объяснение представлено административным ответчиком в таможенный орган лишь 27 декабря 2019 года. С 19 марта 2019 года по 14 мая 2019 года Романенко М.В. находился на территории Калининградской области и в это время успел продать мотовездеход. Доказательства безвозвратной утраты имущества отсутствуют. При заполнении декларации административный ответчик был предупрежден о том, что необходимо ввезти транспортное средство в установленный срок и о последствиях неисполнения этой обязанности.

Административный ответчик Романенко М.В. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представитель административного ответчика по доверенности Саркисов С.А. возражал против удовлетворения административных исковых требований. Указал, что они согласны, что есть вина Романенко М.В. в том, что он не уведомил таможенный орган, это его прямая обязанность. Уничтожение транспортного средства подтверждается официальным документом. Мотовездеход так и не был вывезен на остальную территорию ЕАЭС по причине его утраты в результате дорожно-транспортного происшествия на территории Литовской Республики. Романенко М.В. его не продавал, а просто снял с учета. Находясь на территории Литовской Республики, он не знал, что его вызовут в командировку, скорее всего, он вернулся на территорию Калининградской области, а затем убыл. Он обычный гражданин, поэтому когда машины не стало, взял и продал ее. Первоначально Романенко М.В. запросил у литовского гражданина сведения о реальном существовании транспортного средства осенью 2019 года и собственноручно отвез на таможенный пост МАПП Советск Калининградской областной таможни переданные ему фотографию и письмо. Когда была сделана фотография мотовездехода, он (представитель) не знает, после он сам ездил в Литву и разговаривал с литовским гражданином, который не стал писать расписку, но обещал вернуть его доверителю около 400000 рублей. Романенко М.В. – законопослушный гражданин, его вины в уничтожении транспортного средства нет, он понес убытки и ему не пришло в голову, что он совершает незаконные действия. В удовлетворении административного искового заявления просил отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории Калининградской области и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, могут быть временно вывезены физическими лицами с территории Калининградской области и ввезены на остальную часть территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

1) срок временного вывоза таких транспортных средств не может превышать два месяца;

2) в отношении таких транспортных средств предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в размере, установленном в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территориях иностранных государств и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза физическими лицами государств - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с пп. 1 п. 22 ст. 455 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории СЭЗ Российской Федерации из указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, пределы которой полностью совпадают с участками таможенной границы Союза, могут быть временно вывезены с территории такой СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, если такие товары являются транспортными средствами, зарегистрированными на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана такая СЭЗ, и вывозятся с территории такой СЭЗ физическим лицом в качестве транспортных средств для личного пользования на остальную часть таможенной территории Союза - на срок не более 2 месяцев с возможностью продления данного срока не более чем на 2 месяца.

В силу п. 35 указанной статьи допускается временный вывоз физическими лицами на срок не более 2 месяцев с территории СЭЗ, пределы которой полностью совпадают с участками таможенной границы Союза, для ввоза на остальную часть таможенной территории Союза транспортных средств для личного пользования, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории такой СЭЗ и зарегистрированных на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана такая СЭЗ, при условии их таможенного декларирования в месте убытия с территории такой СЭЗ и в месте прибытия на остальную часть таможенной территории Союза. При этом в отношении таких транспортных средств для личного пользования таможенному органу места убытия предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере, установленном в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территориях государств, не являющихся членами Союза, и ввозимых на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов, в порядке, предусмотренном статьей 271 настоящего Кодекса, с учетом абзаца второго настоящего пункта.

В случае временного вывоза транспортного средства для личного пользования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории такой СЭЗ и зарегистрированного на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана такая СЭЗ, на остальную часть таможенной территории Союза физическим лицом, являющимся собственником этого транспортного средства в течение более чем 6 месяцев и не имеющим на день обращения в таможенный орган не исполненных в установленные сроки требований по уплате таможенных платежей (доверенным лицом такого физического лица с правом временного вывоза транспортного средства для личного пользования), и при отсутствии фактов привлечения данного лица к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого создана такая СЭЗ, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется, за исключением случая временного вывоза второго и последующего транспортных средств для личного пользования до обратного ввоза на территорию такой СЭЗ ранее вывезенного им транспортного средства для личного пользования.

В случае если ранее вывезенные транспортные средства для личного пользования не ввозятся до истечения установленного срока обратно на территорию такой СЭЗ физическими лицами, осуществившими фактический вывоз транспортных средств для личного пользования, в отношении таких транспортных средств таможенные пошлины, налоги взимаются таможенным органом места убытия в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске в свободное обращение таких транспортных средств, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства для личного пользования были временно вывезены с территории такой СЭЗ для ввоза на остальную часть таможенной территории Союза, за исключением случаев уничтожения транспортных средств для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также помещения их под иную таможенную процедуру или выпуска в свободное обращение.

При этом под аварией понимается вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы (пп. 1 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

По смыслу пп. 2 п. 39 ст. 455 ТК ЕАЭС, при нарушении указанных в пункте 35 настоящей статьи условий вывоза с территорий СЭЗ, указанных в пункте 25 настоящей статьи, на остальную часть таможенной территории Союза физическим лицом транспортного средства для личного пользования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается первый день нарушения таких условий, а если этот день не установлен, - день выявления факта такого нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 248 ТК ЕАЭС под уничтожением товаров понимается приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью уничтожаются либо утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 16.03.2019 на таможенный пост МАПП Советск Калининградской областной таможни обратился гражданин <данные изъяты> Романенко М.В. для оформления временного вывоза транспортного средства для личного пользования: самоходной машины – мотовездехода марки <данные изъяты>, 2003 года выпуска, регистрационный знак , идентификационный номер , на остальную часть территории ЕАЭС. Согласно пассажирской таможенной декларации срок временного вывоза был установлен до 15.05.2019.

Таким образом, Романенко М.В. осуществил временный вывоз указанного транспортного средства с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных пошлин, однако в установленный таможенным органом срок транспортное средство административным ответчиком не было ввезено, за продлением срока временного вывоза он не обращался.

Таможенным постом МАПП Советск Калининградской областной таможни установлен факт нарушения срока временного вывоза транспортного средства для личного пользования, в соответствии с пп. 2 п. 39 ст. 455 ТК ЕАЭС влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов 16.05.2019, и составлено решение по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 74 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Калининградской областной таможней составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа от ДД.ММ.ГГГГ.

29.12.2019 в адрес административного ответчика было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последнему надлежало в срок не позднее 15 дней со дня получения указанного уведомления погасить задолженность по уплате таможенных платежей в размере 241558,42 рублей и пени в размере 10102,10 рубля.

Как усматривается из материалов дела, при расчете таможенных платежей, подлежащих уплате, таможенным органом использовались положения п. 1 таблицы № 2 Приложения 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Материалами дела подтверждено, что административный ответчик обязанность по своевременному ввозу временно вывезенного им транспортного средства не исполнил, в связи с чем, возложение на него обязанности по уплате таможенных платежей является обоснованным.

Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты таможенных пошлин, налогов судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Из материалов дела видно, что 27.12.2019 Романенко М.В. на имя начальника таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни подано заявление, согласно которому мотовездеход утрачен вследствие аварии на территории Литовской Республики и восстановлению не подлежит, с приложением уведомления директора компании <данные изъяты>Р.Д. о произошедшем дорожно-транспортном происшествии от 14.06.2019 и фотографии.

Также стороной административного ответчика в материалы дела приобщена справка транспортного отдела Комиссариата полиции Биржайского района от 25.03.2019, согласно которой спорное транспортное средство в результате возгорания в дорожно-транспортном происшествии не пригодно для ремонта и дальнейшей эксплуатации и находится в г. Биржай Литовской Республики.

Между тем, согласно информации, представленной Службой Гостехнадзора Калининградской области по запросу суда, 16.03.2019 в день оформления временного вывоза транспортного средства Романенко М.В. заключен договор купли-продажи принадлежащего ему мотовездехода и на имя покупателя П.П.С. оформлена генеральная доверенность.

Затем в порядке передоверия полномочий 24.04.2019 оформлена доверенность на имя Ш.И.С., которым как представителем собственника транспортного средства - Романенко М.В. 14.05.2019 мотовездеход снят с регистрационного учета в связи с продажей.

В решении Калининградской областной таможни по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес административного ответчика посредством почтовой связи, указано, что согласно устной информации Романенко М.В., полученной по телефону, транспортное средство ввезено на территорию Калининградской области на эвакуаторе; данная информация документально не подтверждена, тогда как сведениями о ввозе самоходной машины таможенный орган не располагает. Решение является действующим, никем в установленном порядке не оспорено и не отменено.

Тем самым, сведения о нахождении транспортного средства являются противоречивыми, а позиция Романенко М.В. при взаимодействии с таможенным органом – непоследовательной, поэтому представляется суду направленной на необоснованное освобождение от уплаты таможенных платежей.

К документам об уничтожении транспортного средства суд относится критически. Уведомление директора иностранной компании выдано уже после наступления срока уплаты таможенных пошлин, налогов, а приложенная к уведомлению фотография не позволяет идентифицировать спорный мотовездеход. Справка транспортного отдела Комиссариата полиции Биржайского района датирована мартом 2019 года, однако представлена только в судебном заседании, состоявшемся по настоящему делу 22 сентября 2020 года. Отсутствие данной справки на момент окончания срока временного вывоза, на момент обращения Романенко М.В. на таможенный пост МАПП Советск Калининградской областной таможни в декабре 2019 года и ее фактическое получение в 2020 году свидетельствуют о более позднем изготовлении документа, что вызывает сомнения в объективности отраженных в нем сведений.

Кроме того, из представленных административным ответчиком документов невозможно установить обстоятельства, конкретную дату аварии и соотнести их с периодом нахождения спорного транспортного средства на территории Литовской Республики.

В этой связи, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате таможенных платежей не имеется.

Положениями ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности, по уплате которых начислены пени. Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке. Пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно (ч.ч. 7, 8, 11, 14).

Таким образом, поскольку административным ответчиком задолженность по таможенным платежам не уплачена, требования таможенного органа о взыскании пени также являются обоснованными. Из расчета следует, что сумма пени, исчисленная за период с 17 мая 2019 года по 26 октября 2020 года, составляет 47563,30 рубля.

Представленный административным истцом расчет таможенных платежей и пени проверен судом и его правильность не вызывает у суда сомнений.

Изначально таможенный орган обратился в суд в установленный законом шестимесячный срок, однако определением мирового судьи от 21.04.2020 в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано. Срок исковой давности для обращения в суд с настоящими административными исковыми требованиями административным истцом не пропущен.

При таком положении, административные исковые требования представляются суду обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В этой связи, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5990,20 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Калининградской областной таможни к Романенко М.В. о взыскании таможенных платежей и пени – удовлетворить.

Взыскать с Романенко М.В. в пользу Калининградской областной таможни сумму неуплаченных таможенных платежей в размере 231456,32 рублей и пени за период с 17 мая 2019 года по 26 октября 2020 года в размере 47563,30 рубля, а всего взыскать 279019,62 рублей.

Взыскать с Романенко М.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5990,20 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2020 года.

Судья: