УИД 38RS0003-01-2023-004175-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 20 октября 2023 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Мелиховой А.В.,
с участием административного истца – старшего помощника прокурора города Братска Иркутской области Кайгородовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3556/2023 по административному исковому заявлению прокурора г. Братска Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации о предоставлении услуг брокеров, лицами, не имеющими специального разрешения (лицензии) на осуществление такого вида деятельности, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Братска Иркутской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации о предоставлении услуг брокеров, лицами, не имеющими специального разрешения (лицензии) на осуществление такого вида деятельности, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г. Братска при рассмотрении жалобы гражданина выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц, к сайту в сети Интернет по адресу на сайтах: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com на котором размещена информация о кредитных предложениях от частных и юридических лиц, готовых инвестировать свои средства под расписку, объявления о помощи в оформлении кредитов, контакты кредитных брокеров из всей страны без размещения документов и сведений, подтверждающих полномочия указанных лиц.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная и административная ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора урегулированы Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 353 профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 353 кредитор это предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лица, осуществляющие в соответствии со статьей 6.1 настоящего Федерального закона деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, сформирован на основании Книги государственной регистрации кредитных организаций.
На сайте https://creditvsem.com содержится информация о предоставлении ООО «Веста» ими услуг по предоставлению займов физическим лицам. Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/ отсутствует информация о включении вышеуказанных юридических лиц в список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
На сайте https://probrokery.com содержится информация о предоставлении ООО «Веста» ими услуг по предоставлению займов физическим лицам. Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/ отсутствует информация о включении вышеуказанных юридических лиц в список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
На сайте https://rusbrokery.com содержится информация о предоставлении ООО «Веста», ООО «КРЕДИТ ЛИДЕР», «экспресс кредит» ими услуг по предоставлению займов физическим лицам. Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/ отсутствует информация о включении вышеуказанных юридических лиц в список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
На сайте https://brobaza.com содержится информация о предоставлении БСК Групп ими услуг по предоставлению займов физическим лицам. Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/ отсутствует информация о включении вышеуказанных юридических лиц в список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (далее - договор о брокерском обслуживании).
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.
В соответствии со ст. 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг» осуществление брокерской деятельности осуществляется на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России.
На основании ст. 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» Банк России определяет порядок ведения реестра и ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащий данные о выданных, приостановленных и об аннулированных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Банк России вносит изменения в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения изменения.
На сайте https://creditvsem.com содержится информация о предоставлении ООО «Веста» брокерских услуг. Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/vfs/finmarkets/files/supervision/list_brokers.xlsx отсутствует информация о наличии у данных юридических лиц лицензий на осуществление брокерской деятельности.
На сайте https://probrokery.com содержится информация о предоставлении ООО «Веста» брокерских услуг. Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/vfs/finmarkets/files/supervision/list_brokers.xlsx отсутствует информация о наличии у данных юридических лиц лицензий на осуществление брокерской деятельности.
На сайте https://rusbrokery.com содержится информация о предоставлении ООО «Веста», ООО «КРЕДИТ ЛИДЕР», «экспресс кредит» брокерских услуг. Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/vfs/finmarkets/files/supervision/list_brokers.xlsx отсутствует информация о наличии у данных юридических лиц лицензий на осуществление брокерской деятельности.
На сайте https://brobaza.com содержится информация о предоставлении БСК Групп брокерских услуг. Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/vfs/finmarkets/files/supervision/list_brokers.xlsx отсутствует информация о наличии у данных юридических лиц лицензий на осуществление брокерской деятельности.
Исходя из положений части 4 статьи 29 и части 3 статьи 55 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона РФ № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Закона об информации).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
На вышеуказанных интернет сайтах https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com допускается размещение информации о предоставлении услуг брокеров, не имеющих лицензию на осуществление брокерской деятельности.
Таким образом, размещенная информация, воздействуя на волю людей, может способствовать возникновению намерения воспользоваться услугами лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), вышеуказанная информация должна быть запрещена.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». При этом основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона РФ № 149-ФЗ).
Целью обращения прокурора с заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании размещенной в сети «Интернет» информации о получении услуг брокеров, не имеющих специальное разрешение на осуществление такой деятельности, за вознаграждение является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона РФ № 149-ФЗ, для ограничения доступа к данной информации как незаконной.
Интернет-сайты https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу нарушения федерального законодательства, запрещающего осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Кроме того, указанные сайты оказывают прямое негативное воздействие на пользователей сети «Интернет», позволяя формировать мнение о законности и положительной оценке осуществлению предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Вход на указанные сайты и просмотр размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в целях защиты формирования правового сознания граждан и в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
Принятыми мерами установить владельца (администратора) доменного имени второго уровня не представилось возможным, в связи с нахождением регистратора за пределами Российской Федерации. Так, в соответствии с данными интернет-сервисов, местом нахождения регистратора является США.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
В судебном заседании административный истец – старший помощник прокурора города Братска Иркутской области Кайгородова Е.И. поддержала заявленные административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что на сегодняшний день сайты продолжают действовать в сети Интернет.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения административного дела. Представил письменные объяснения, согласно которым процедура ограничения доступа к запрещенной информации, определена ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В целях ограничения доступа к запрещенной информации Роскомнадзором ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Посредством включения запрещенной информации в Единый реестр обеспечивается взаимодействие с владельцами сайтов в сети «Интернет» и провайдерами хостинга в целях удаления или ограничения доступа к запрещенной информации, а также выгрузка такой информации Роскомнадзором операторам связи в целях ограничения доступа к запрещенной информации с их стороны.
В соответствии с Требованиями к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, утвержденными приказом Роскомнадзора от 14.12.2017 № 249 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.03.2018, регистрационный № 50374), оператор связи, получив выгрузку запрещенной информации, обеспечивает ограничение доступа к ней по указателю страницы сайта в сети «Интернет», где такая информация размещена, или по доменному имени сайта в сети «Интернет», или по сетевому адресу.
Операторам связи рекомендовано в целях обеспечения гарантии прав граждан на свободный поиск информации и с учетом принципа соразмерности ограничивать доступ к запрещенной информации по указателю страницы сайта в сети «Интернет».
Роскомнадзор считает, что требования об ограничении доступа к запрещенной информации, заявляемые в порядке административного судопроизводства, должны идентифицировать запрещенную информацию также по указателю страницы сайта в сети «Интернет».
Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр в целях последующего ограничения доступа к запрещенной информации в сети «Интернет»:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит закрытого перечня информации, которая может быть признана запрещённой к распространению на территории Российской Федерации решением суда.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» по состоянию на 16.10.2023 доступна, не находится в Едином реестре. Указанное подтверждается прилагаемым скриншотом, заверенным установленным порядком.
В связи с вышеизложенным полагают удовлетворить заявленные требования.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав пояснения административного истца - помощника прокурора города Братска Иркутской области Кайгородову Е.И., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2.1 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 20.04.2018 N 78-КГ17-101 указал, что решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII названного Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при осуществлении мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен интернет-ресурс на сайтах: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com содержащих предложения о предоставлении услуг брокеров лицами, не имеющими специального разрешения (лицензии) на осуществление такого рода деятельности в г. Братске Иркутской области.
Проверкой выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц, сайта в сети «Интернет» по адресам на сайтах: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com на которых размещена информация о кредитных предложениях от частных и юридических лиц, готовых инвестировать свои средства под расписку, объявления о помощи в оформлении кредитов, контакты кредитных брокеров из всей страны без размещения документов и сведений, подтверждающих полномочия указанных лиц.
За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Статьей 171 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное предпринимательство.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)» кредитор – предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лица, осуществляющие в соответствии со статьей 6.1 настоящего Федерального закона деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.
Нормами ст. 12 Федерального закона № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
На сайтах https://creditvsem.com, https://probrokery.com содержится информация о предоставлении компаниями ООО «Веста» услуг по предоставлению займов физическим лицам. На сайте https://rusbrokery.com содержится информация о предоставлении компаниями ООО «Веста», ООО «КРЕДИТ ЛИДЕР», «экспресс кредит» услуг по предоставлению займов физическим лицам. На сайте https://brobaza.com содержится информация о предоставлении компаниями БСК Групп услуг по предоставлению займов физическим лицам
Вместе с тем, на официальном сайте Банка России по адресу https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/ отсутствует информация о наличии у вышеуказанных юридических лиц лицензий на осуществление брокерской деятельности.
В соответствии с ч. 3 Федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.
Частью 2 ст. 39 Федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» регламентировано, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе брокерской деятельности, осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой Банком России.
Вместе с тем, у компаний, которые, согласно информации размещенной на сайтах: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com предоставляют брокерские услуги, при проверке на сайте https://cbr.ru/vfs/finmarkets/files/supervision/list_brokers.xlsx,отсутствует информация о наличии лицензий на осуществление брокерской деятельности.
Следовательно, на интернет-сайтах https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com допускается размещение информации о предоставлении услуг брокеров, не имеющих лицензию на осуществление брокерской деятельности.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com.
По сведениям официального сайта Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru) вышеуказанные домены в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не числится. Достаточные сведения для определения владельца сайта (иностранное лицо), отсутствуют.
В соответствии с п. 9.4.1 Правил регистрации доменных имен сервис регистрационных данных (WHOIS) является автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени в установленном Правилами объеме.
Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com), на момент разрешения заявленных требований не включает указанные интернет-страницы.
Кроме того, владельцев доменов: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com установить не представляется возможным, поскольку: доменные имена creditvsem.com, probrokery.com, rusbrokery.com, brobaza.com зарегистрированы и находятся на обслуживании у аккредитованного регистратора GANDI SAS.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частями 1, 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее Правила).
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» все операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством Интернета, в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Обращаясь с административным иском о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в целях защиты формирования правового сознания граждан и в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Размещенная информация, воздействуя на волю людей, может способствовать возникновению намерения воспользоваться услугами лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии).
Учитывая изложенное, анализируя акт осмотра интернет ресурсов от 29.09.2023, а также скриншоты сайтов по состоянию на 29.09.2023и по состоянию на 16.10.2023, суд приходит к выводу, что размещенная в сети «Интернет» на сайте информация на сайтах: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com связанная с предоставлением услуг брокеров лицами, не имеющими специального разрешения (лицензии) на осуществление такого рода деятельности является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора города Братска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора города Братска Иркутской области удовлетворить.
Признать информацию о предоставлении услуг брокеров лицами, не имеющими специального разрешения (лицензии) на осуществление такого рода деятельности, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: https://creditvsem.com, https://probrokery.com, https://rusbrokery.com, https://brobaza.com, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации
Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Павлова
Мотивированное решение составлено 03 ноября 2023 года.