ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-355/18 от 08.10.2018 Смоленского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-355/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 октября 2018 г. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре Петухове А.С.,

с участием представителя административного истца -прокурора Гудковой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Смоленского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг. В ходе проверки установлено, что Администрацией сельсовета в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме. Изложенное подтверждается справкой о проверке, информацией КГБОУ ОЭПАК, информацией из Администрации Верх-Обского сельсовета.Указанное создаёт административные барьеры для реализации прав граждан и создаёт условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.Бездействием Администрации сельсовета нарушается право граждан, субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренное ч. 3 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Численность такой группы граждан не определена.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Просилпризнать незаконным бездействие Администрации Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронной форме; обязать Администрацию Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме.

Представитель административного истца - прокурор Гудкова А.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме, просила суд их удовлетворить в обоснование иска ссылаясь на те же обстоятельства, что были указаны в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще, суд о причинах неявки не известил.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами и, в том числе, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, видов и форм такой поддержки осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 11 Федерального закона № 209-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) органы местного самоуправления должны предоставлять муниципальные услуги, то есть осуществлять деятельность по реализации функций органа местного самоуправления по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Государственные и муниципальные услуги должны предоставляться, в том числе в электронной форме с использованием информационно­телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Статьёй 10 Федерального закона № 210-ФЗ установлены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

На основании ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ).

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований и. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Смоленского района была проведена проверкаисполнения органами местного самоуправления требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в ходе которой установлено, что Администрацией сельсовета в нарушение требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме. Указанное создаёт административные барьеры для реализации прав граждан и создаёт условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Согласно ответу на запрос заместителя прокурора Смоленского района Алтайского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы Администрации сельсовета ФИО4 на л.д. 5,Администрация предоставляет муниципальные услуги: выдача разрешений на снос или пересадку зелёных насаждений Административный регламент, утверждённый постановлением Администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ; предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду - Административный регламент, утверждённый постановлением Администрации сельсо­вета от ДД.ММ.ГГГГ; оформление документов на передачу гражданам в собственность жилых помещений муниципального жилого фонда социального использования (приватизация)- Административный регламент, утверждённый постановлением Администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ; выдача сведений из реестра муниципального имущества- Административный регламент, утверждённый постановлением Администрации сельсо­вета от ДД.ММ.ГГГГ; присвоение (уточнение) адресов объектам недвижимости- Административный регламент, утверждённый постановлением Администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ; выдача разрешения (ордера) на производство земляных работ - Административный регламент, утверждённый постановление Администрации сельсове­та от ДД.ММ.ГГГГ; постановка на учёт граждан, испытывающих потребность в древесине для собствен­ных нужд- Административный регламент, утверждённый постановлением Администрации сельсо­вета от ДД.ММ.ГГГГ; выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, справок и иных документов - Административный регламент, утверждённый постановлением Администрации сельсо­вета от ДД.ММ.ГГГГ. В электронном виде муниципальные услуги Администрацией сельсовета не оказыва­лись, так как нет доступа специалистам, ответственным за внесение в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее ФРГУ). Необходимым условием для выполне­ния дальнейшей работы необходима программа VipNetКлиент, которая Администра­цией Смоленского района не приобретена. Данная программа позволит подключится к системе межведомственного взаимодействия, принимать запросы на получение услуг в электронном виде от заявителей с портала государственкых услуг и отправлять ответы в электронном виде заявителям.

Как следует из ответа на запрос и.о. прокурора Смоленского района Алтайского края ФИО3 за подписью директора Алтайкомсвязи ФИО5 за /П/604 от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 9-10, следует что заявку на присоединение к типовым (эталонным) карточкам муниципальных услуг направила только Администрация <адрес> сельсовета Смоленского района Алтайского края, от других органов местного самоуправления района, заявки в адрес Управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края не поступали. Данное обстоятельство также подтверждается заявкой на присоединение к типовым муниципальным услугам и письмом ГУБУ ОЭПАК о выполнении заявки, на присоединение (л.д.11-17).

Исходя из чего следует, что у Администрации Верх-Обского сельсовета отсутствуют какие-либо препятствия для исполнения требований законодательства об обеспечении возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме.

Указанное создаёт административные барьеры для реализации прав граждан и создаёт условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Бездействием Администрации сельсовета нарушается право граждан, субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренное ч.3 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В связи с чем, заявленные исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края в защиту неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать Администрацию Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть, с 09.10.2018 г.

Судья В.Д. Прохорова