ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-355/19 от 10.06.2019 Невельского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-355/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2019 года г. Невельск

Невельский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Емельяненко И.В.,

при секретаре судебного заседания - Сарычевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Невельского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Невельского городского округа, отделу по управлению имуществом администрации Невельского городского округа – о признании незаконным бездействия по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенного пункта, возложении обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенного пункта,

У С Т А Н О В И Л:

Невельский городской прокурор обратился в Невельский городской суд, с настоящим административным исковым заявлением, в котором указал, что в ходе надзорной деятельности Невельской городской прокуратурой выявлены нарушения требований действующего законодательства. В частности установлено, что администрацией Невельского городского округа не произведена постановка на государственный кадастровый учет и не произведено оформление в собственность автомобильных дорог местного значения в границах с. Горнозаводск: Рабочая (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-52) протяженностью 0,8 км.; Урицкого (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-53) протяженностью 1,16 км.; Советский,1 (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-54) протяженностью 0,1 км.; Сахалинская (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-55) протяженностью 0,28 км.

Не оформление права собственности не позволяет органу местного самоуправления в полной мере принимать меры по самостоятельному решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах городского округа, а также принимать участие в реализации государственных программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности. Указанное влечет опасность возникновения аварий, рост травматизма и дорожно-транспортных происшествий, нарушение прав, законных интересов граждан, пользователей автомобильных дорог.

Со ссылками на статьи 3, 5, 6, 10, 15, 16 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 3,5 часть 1 статьи 1; пункт 1 часть 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статью 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статью 39 КАС Российской Федерации, просит признать незаконным бездействие администрации Невельского городского округа по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах с. Горнозаводск: Рабочая (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-52) протяженностью 0,8 км.; Урицкого (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-53) протяженностью 1,16 км.; Советский,1 (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-54) протяженностью 0,1 км.; Сахалинская (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-55) протяженностью 0,28 км., включенных в реестр муниципального имущества.

Обязать администрацию Невельского городского округа в течение 6 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на данные автомобильные дороги.

Протокольным определением от 17 мая 2019 года привлечен в качестве ответчика Отдел по управлению имуществом администрации Невельского городского округа.

В судебном заседании Невельский городской прокурор, в лице его помощника ФИО1 поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик администрация Невельского городского округа, представитель, действующая на основании доверенности ФИО2 с административным иском не согласна. Представила распоряжение администрации Невельского городского округа от 29 марта 2019 № 116 о проведении структурной реорганизации. С 1 июня 2019 отдел по управлению имуществом администрации Невельского городского округа переименован в отдел по имуществу, землепользованию, архитектуре и градостроительству администрации Невельского городского округа.

Ответчик отдел по управлению имуществом администрации Невельского городского округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В письменном пояснении указали, что в настоящее время отделом проводятся мероприятия по государственной регистрации сведений о реорганизации юридического лица, в связи с чем, регистрационные действия по заявлениям о постановке на кадастровый учет и регистрации права на автомобильные дороги местного значения временно приостановлены.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Главой 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, также решают иные вопросы местного значения.

В силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон) полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с частью 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) и осуществляется в соответствии со статьей 34 данного закона за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Статьей 10 Закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

При этом согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Из положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.

Кроме того, в силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Частью 18 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

По сообщению администрации Невельского городского округа от 25.01.2019 за № 76-40, адресованному прокурору г. Невельска, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация прав на автомобильные дороги местного значения в границах с. Горнозаводск: Рабочая (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-52) протяженностью 0,8 км.; Урицкого (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-53) протяженностью 1,16 км.; Советский,1 (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-54) протяженностью 0,1 км.; Сахалинская (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-55) протяженностью 0,28 км. не производилась.

Таким образом, отсутствие закрепленного права собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, так как автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.

Поскольку Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения, требования Невельского городского прокурора к администрации Невельского городского округа подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что участником дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, не представляется возможным, в связи с чем, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Невельского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Невельского городского округа, отделу по управлению имуществом администрации Невельского городского округа – о признании незаконным бездействия по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенного пункта, возложении обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенного пункта, – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Невельского городского округа по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах с. Горнозаводск: Рабочая (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-52) протяженностью 0,8 км.; Урицкого (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-53) протяженностью 1,16 км.; Советский,1 (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-54) протяженностью 0,1 км.; Сахалинская (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-55) протяженностью 0,28 км.

Возложить обязанность на администрацию Невельского городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах с. Горнозаводск: Рабочая (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-52) протяженностью 0,8 км.; Урицкого (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-53) протяженностью 1,16 км.; Советский,1 (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-54) протяженностью 0,1 км.; Сахалинская (64-228-816 ОП МГ 64 ГН-55) протяженностью 0,28 км.

Исковые требования к отделу по управлению имуществом администрации Невельского городского округа - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение месяца, начиная с момента его полного изготовления через Невельский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2019 года.

Председательствующий судья И.В. Емельяненко