ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-355/2016 от 18.07.2016 Муйского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Таксимо 18 июля 2016 года

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего - судьи Тумуровой А.Т., при секретаре Пинуевой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Муйский район» к прокурору Муйского района Республики Бурятия о признании представления прокурора незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к ответчику, которое мотивировано следующим.

В представлении прокурора Муйского района от 19.04.2016 № 26-467в-2016 содержится вывод о том, что Устав <данные изъяты> противоречит федеральному законодательству, Уставу МО «Муйский район». Действительно, согласно пункту 6 статьи 26 Устава МО «Муйский район» руководитель администрации назначает на должность, освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений по согласованию с Советом депутатов, заключает с ними трудовые договоры (контракты), а также осуществляет контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений. Согласно же пункту 5.2 Устава <данные изъяты> высшим должностным лицом учреждения является директор, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем администрации МО «Муйский район». Однако, согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. То есть никакого согласования руководителя администрации с представительным органом при назначении руководителей учреждений 131-й федеральный закон не содержит. Также не содержит такого требования и пункт 6 части 4.2 Типовой формы контракта с руководителем администрации (приложение к Закону Республики Бурятия от 10.09.2007 N2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия»), согласно которому руководитель администрации осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации, руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Кроме того, в части 10 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ содержится исчерпывающий перечень компетенции представительного органа. Согласования при назначении руководителей муниципальных учреждений в нем не имеется. А в части 11 этой же статьи говорится: иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Из изложенного следует, что пункты Устава МО «Муйский район» Республики Бурятия о согласовании руководителя муниципального учреждения не соответствует требованиям федерального законодательства, а пункты устава <данные изъяты> соответствуют федеральному и республиканскому законодательству, в связи с чем просят признать требования прокурора Муйского района в представлении об устранении противоречий Устава <данные изъяты> федеральному законодательству незаконными.

Представитель административного истца ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании требования о признания представления прокурора Муйского района Республики Бурятия от 19.04.2016 г. в части указаний на противоречие Устава <данные изъяты> федеральному законодательству и Уставу МО «Муйский район» признать незаконным и доводы, изложенные в административнгом исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила требования административного искового заявления удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика прокурора Муйского района Республики Бурятия Цымпилов И.И., действующий по доверенности, административные исковые требования не признал, считает их необоснованными, суду пояснил, что проверкой исполнения законодательства административным ответчиком установлено несоответствие Устава <данные изъяты> Уставу муниципального образования «Муйский район» и требованиям федерального закона о местном самоуправлении, устанавливающем условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Требования прокурора направлены на устранение данных противоречий. Административным ответчиком представление прокурора рассмотрено, прокурор получил ответ, в котором содержатся ссылки на меры, принятые для устранения нарушений законодательства. Которые укзано в представлении прокурора. Считает, что требования прокурора носят обоснованный порядок, внесены в законном порядке, не нарушают права органа местного самоуправления, поэтому просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокурором Муйского района Республики Бурятия по результатам прокурорской проверки внесено представление об устранении нарушений закона в адрес Администрации муниципального образования «Муйский район». В представлении указано, что Устав <данные изъяты> противоречит Уставу муниципального образования «Муйский район» и федеральному законодательству.

В соответствии с письмом за исх. № 2441 от 16 мая 2016 года прокурору Муйского района Республики Бурятия направлен ответ, в котором указывается на рассмотрение 11 мая 2016 года внесенного в их адрес представления прокурора, и принятых мерах в целях устранения выявленного прокурорской проверкой противоречий. В частности указывается на внесение вопроса о пересмотре Устава муниципального образования на рассмотрении сессии совета депутатов.

Согласно ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Устава муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия от 12 февраля 2008 года руководитель администрации назначает на должность, освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений по согласованию с Советом депутатов, заключает с ними трудовые договоры (контракты), а также осуществляет контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с пунктом 5.2 Устава <данные изъяты> высшим должностным лицом учреждения является директор, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем администрации МО «Муйский район».

Таким образом положения устава МКУ о назначении и снятии с должности руководителя МКУ не соответствуют порядку его назначения и снятия с должности, установленному Уставом муниципалитета.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 24 указанного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В соответствии со ст. 1 Кодекса об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции рассматриваются административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суду не представлены доказательства, подтверждающие нарушение внесенным представлением прав и законных интересов Администрации муниципального образования «Муйский район».

Доводы административного истца о том, что требование прокурора об устранении противоречий между Уставом <данные изъяты> и Уставом муниципального образования «Муйский район» нарушает права руководителя администрации муниципального образования «Муйский район» назначать в соответствии с федеральным законом назначать и снимать с должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий, а также о том, что внесение изменений в уставы муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с Уставом МО «Муйский район» может повлечь необоснованные финансовые потери суд считает необоснованными, поскольку представление прокурора не содержит требований о внесении изменений в уставы муниципальных учреждений и предприятий. Также доводы административного истца в этой части опровергаются ответом руководителя администрации муниципального органа, в котором определены меры, направленные на исполнение представления прокурора в этой части.

По существу требования административного истца направлены на получение акта толкования части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на предмет соответствия данному федеральному закону положений Устава муниципального образования «Муйский район».

Согласно ст. 20 Кодекса об административном судопроизводстве разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований относится к подсудности Верховного суда республики.

Суд, на основании вышеизложенного приходит к выводу о необоснованности требований административного истца о признании представления прокурора незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Муйский район» к прокурору Муйского района Республики Бурятия о признании представления прокурора незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия.

Судья А.Т. Тумурова