ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-356(2017) от 10.05.2017 Арского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-356 (2017)

Судья: Валеева Г.Д.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2017 года город Арск

Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующей судьи Валеевой Г.Д., при секретаре Фазыловой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель- земли населенных пунктов, по адресу <адрес>. На земельном участке находится ветхий, непригодный для проживания дом, который перешел в собственность истца по праву наследования. 18 ноября 2016 года он обратился к ответчику о выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство индивидуального дома. 26 декабря 2016 года ответчик отказал в выдаче разрешения в связи с расположением в пределах земельного участка с разрешенным использованием -«под объекты железной дороги». Считает указанный отказ незаконным, поскольку кадастровый паспорт земельного участка истца не содержит ограничений прав собственника по возведению объектов индивидуального жилищного строительства намерение истца осуществить строительство нового жилого дома взамен старого не противоречит разрешенному использованию земельного участка. Земельный участок первоначально предоставлялся под строительство жилого дома, был занят жилым домом, отказ в выдаче разрешения является незаконным.

Административный истец и его представитель ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержали.

Представитель административного ответчика – исполнительного комитета Арского муниципального района РТ ФИО3 иск не признала, мотивируя тем, что земельный участок истца полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером , имеющего разрешенное использование -под объекты железной дороги, в связи с чем ответчик не правомочен выдать разрешение на строительство жилого дома на указанном участке.

Представитель заинтересованного лица ФБУ «ФКП Управления Росреестра» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, возражений по требованиям истца суду не предоставил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, среди которых выделена категория "земли транспорта", использование которых должно осуществляться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи, к которым относятся, в том числе, и земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.

Исходя из положений пункта 1 статьи 87 и пункта 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Для земель железнодорожного транспорта установлены особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Пунктом 1 названной правовой нормы закреплено, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.

В частности, "Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 611 установлено, что в границах полосы отвода, в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечивать следующий режим использования земельных участков: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 5 Правил размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

Установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

В свидетельстве о регистрации права и кадастровом плане земельного участка указана категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства.

18 ноября 2016 года ФИО1 обратился в исполнительный комитет Арского муниципального района РТ с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство жилого дома.

Письмом руководителя исполнительного комитета Арского муниципального района РТ от 26 декабря 2016 года ФИО1 отказано в выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу, в связи с тем, что объект расположен в пределах земельного участка, разрешенное использование которого – «под объекты железной дороги».

Суд считает отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома законным, соответствующим требованиям законодательства.

Установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу по адресу <адрес>, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в аренде ОАО «Российские железные дороги», категория земель- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи…, вид разрешенного использования – под объекты железной дороги.

Из скриншота публичной кадастровой карты усматривается, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, основной частью находится в границах земельного участка с кадастровым номером .

Из ответа заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению) Горьковской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» от 24 августа 2016 года усматривается, что ОАО «РЖД» не возражает против устранения пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами и путем уточнения границ, при условии выполнения кадастровых работ и осуществления необходимых согласований границ в том числе с собственником земельного участка- Российской Федерацией, а также при условии сохранения площади земельного участка, арендованного ОАО «РЖД».

Поскольку земельный участок истца находится в пределах земельного участка с разрешенным использованием- под объекты железной дороги, принадлежащем Российской Федерации, административный ответчик обоснованно отказал истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Доводы истца о том, что в кадастровом плане и свидетельстве о государственной регистрации права указана категория земельного участка- земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, не является безусловным основанием для выдачи разрешения на строительство, поскольку в настоящее время выявлено наложение участка на земельный участок, находящийся в федеральной собственности, в полосе отвода железной дороги.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Арский районный суд Республики Татарстан.

Судья: ___________________ Валеева Г.Д.