№2а-3561/2022
44RS0001-01-2022-004161-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Шершневой М.А., при секретаре Кузнецовой А.Д., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Костромской области к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Костромской области обратилось в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском. В обоснование заявленных требований указало, что ФИО1, <дата> года рождения, состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. В соответствии со ст. 400 НК РФ ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в отношении объекта недвижимости – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно представленным сведениям налоговым органом произведен расчет налога за 2014 год на сумму 26 руб., за 2015 год на сумму 30 руб., за 2016 год на сумму 57 руб., за 2017 год на сумму 85 руб., за 2018 год на сумму 93 руб., за 2019 год на сумму 103 руб. В связи с неуплатой налога ответчику начислены пени в размере 17 руб. 14 коп. Ответчику направлены налоговые уведомления № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, требования об уплате № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>. Первоначально налоговый орган обращался с заявлением к мировому судье судебного участка № Свердловского судебного района г. Костромы о взыскании задолженности с законного представителя ФИО1 - ФИО3 о вынесении судебного приказа. В отношении ФИО3 вынесен судебный приказ № от <дата>. На основании изложенного просят взыскать задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов, в том числе недоимку в размере 394 руб., пени в размере 17 руб. 14 коп., ? общей задолженности от 411 руб. 14 коп. в размере 205 руб. 57 коп.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. ст. 405, 406 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1). Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи (п. 2). Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п. 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном п. 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса, без учета положений п. п. 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений п. п. 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса начиная с <дата>; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса. Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта. Предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса (п. 8).
В соответствии с п. п. 1-3 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как следует из материалов дела, в собственности несовершеннолетнего ФИО1, <дата> г.р. находится объект недвижимости: квартира по адресу: <адрес>, кадастровый №, доля в праве 1/5, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
Налоговым органом ФИО1 за 2014-2019 годы начислен налог на имущество физических лиц в отношении вышеуказанного объекта недвижимости в общей сумме 394 руб.
В адрес ФИО4 налоговым органом направлялись налоговые уведомления № от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц не позднее <дата>, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции № от <дата>, № от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц не позднее <дата>, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции № от <дата>, № от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции № от <дата>.
В связи с неуплатой налога на имущество за 2014-2019 годы налогоплательщику направлены требования № об уплате налога на имущество в сумме 110 руб., № об уплате налога на имущество в сумме 181 руб., № об уплате налога на имущество в сумме 103 руб.
Налоговое законодательство не освобождает несовершеннолетних от уплаты налогов.
Пунктом 1 ст. 26 НК РФ определено, что такие налогоплательщики участвуют в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законных представителей.
Согласно п. 3 ст. 28 ГК РФ законными представителями малолетних и несовершеннолетних детей являются их родители, усыновители или опекуны. В связи с этим родители, усыновители или опекуны обязаны уплачивать налог за своих несовершеннолетних детей при возникновении у последних прав собственности на недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения, что соответствует Конституции РФ и НК РФ.
Согласно записи акта о рождении № от <дата> отдела ЗАГС г. Костромы управления ЗАГС Костромской области ФИО1, <дата> года рождения, его отец – ФИО2, мать – ФИО3
Таким образом, законными представителями административного ответчика ФИО1 является отец ФИО2, мать ФИО3
Определением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г. Костромы о взыскании задолженности с законного представителя ФИО1 ФИО3 в размере ? от всей суммы задолженности вынесен судебный приказ № от <дата>.
Определением мирового судьи судебного участка № Заволжского судебного района г. Ярославля от <дата> заявление Управления федеральной налоговой службы по Костромской области о выдаче судебного приказа по взысканию задолженности с ФИО2, действующего в интересах ФИО1 возвращено.
Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Расчет налога произведен налоговым органом в соответствии с требованиями НК РФ, является арифметически верным, срок и процедура взыскания недоимки налоговым органом соблюдена.
До настоящего времени задолженность по налогу на имущество ФИО1 не погашена, доказательств обратного ответчиком в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.
Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 291-294.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления ФНС России по Костромской области к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени, удовлетворить.
Взыскать ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в пользу Управления ФНС России по Костромской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014-2019 года в сумме 197 руб., пени 08 руб. 57 коп., а всего 205 рублей 57 копеек.
Взыскать с ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в доход бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева