ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3562/2023 от 11.07.2023 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-3562/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 июля 2023 г. <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Харченко В.А.,

с участием помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Оськиной В.О., представителя административного ответчика Круковской П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании недействующим со дня его принятия постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории городского округа «<адрес>» особого противопожарного режима» в части установления дополнительных требований пожарной безопасности в виде запрета на посещение гражданами лесов (абзац 2 пункта 2 Постановления),

установил:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> о признании недействующим со дня его принятия постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории городского округа «<адрес>» особого противопожарного режима» в части установления дополнительных требований пожарной безопасности в виде запрета на посещение гражданами лесов (абзац 2 пункта 2 Постановления). В обоснование заявленных требований указав, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности в лесах установлено, что администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «Об установлении на территории городского округа «<адрес>» особого противопожарного режима» (далее - Постановление). Согласно п. 9 Постановления данный документ вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования). Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Хабаровские вести» , на сайте сетевого издания "Интернет-портал "Хабаровские вести" https://khab-vesti.ru. Постановление является нормативным правовым актом. Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления на период действия особого противопожарного режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности в виде запрета на посещение гражданами лесов. Согласно ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). В соответствии со ст. 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аналогичная норма содержится в п. 2 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утверждённого приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены статьей 84 ЛК РФ, согласно которой органы местного самоуправления организовывают меры пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление особого противопожарного режима на территории соответствующего муниципального образования, на период действия которого в соответствии со ст. 84 ЛК РФ может быть введено ограничение пребывания граждан только на территории лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Принятие решений о введении ограничений пребывания граждан в лесах, находящихся в федеральной собственности, отнесено статьей 83 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории <адрес> лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, не имеется. Согласно ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В результате введения ограничения посещения гражданами лесов администрацией <адрес> фактически нарушены нормы статьи 11 Ж РФ, согласно которым граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, а также статьи 83 ЛК РФ, согласно которым Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. Положение Постановления, устанавливающее запрет на посещение гражданами лесов, принято администрацией <адрес> с превышением компетенции, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Перечисленные в административном исковом заявлении нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации, как собственника лесного фонда, а также права неопределенного круга лиц на пребывание в лесах. Частью 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Просит признать недействующим со дня его принятия постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории городского округа «<адрес>» особого противопожарного режима» в части установления дополнительных требования пожарной безопасности в виде запрета на посещение гражданами лесов (абзац 2 пункта 2 Постановления).

В судебном заседании представитель административного истца помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Оськина В.О. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации <адрес> Круковская П.В. административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, согласно которым обжалуемое постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории городского округа «<адрес>» особого противопожарного режима» в части установления дополнительных требований пожарной безопасности в виде запрета па посещение гражданами лесов (абзац 2 пункта 2 Постановления), не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации, не нарушает прав, свобод и законных интересов заинтересованных лиц, принято в соответствии с установленными требованиями, в связи с чем, не может быть признано недействующим. Так, обжалуемое постановление принято в соответствии со ст. 19 и 30 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ), распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп «Об установлении особого противопожарного режима». При этом пунктом 4 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп «Об установлении особого противопожарного режима» рекомендовано главам определенных муниципальных образований края принять соответствующие муниципальные правовые акты, связанные с установлением особого противопожарного режима, в которых, в частности, предусмотреть запрет на посещение гражданами лесов. Таким образом, правовые акты, на основании которых принято обжалуемое Постановление, предусматривают полномочие органа местного самоуправления установить запрет на посещение гражданами лесов. Согласно ст. 122 ЛК РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе, городские леса и другие защитные леса. При этом согласно ст. 111 ЛК РФ предусмотрено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях: леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса). Постановлением Законодательной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании лесопаркового зеленою пояса <адрес> и о его площади» создан лесопарковый зеленый пояс <адрес> в состав которого вошли земли рекреационного назначения городского округа «<адрес>». В свою очередь, согласно ст. 62.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», лесопарковые зеленые пояса - это зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Кроме того, по обжалуемому постановлению администрации <адрес>, в соответствии со ст. 13 Регламента администрации <адрес>, утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, было получено положительное заключение прокуратуры <адрес>, что в свою очередь свидетельствует о том, что надзорным органами не выявлено несоответствие данного акта требованиям законодательства. Просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории городского округа «<адрес>» особого противопожарного режима», в связи с повышением пожарной опасности на территории города и прилегающего <адрес>, вызванной установлением сухой, ветреной погоды и увеличением количества загораний сухой травы, растительности, мусора, установлен особый противопожарный режим на территории городского округа «<адрес>» до особого распоряжения.

Пунктом 2 указанного постановления на период действия особого противопожарного режима установлены дополнительные требования пожарной безопасности в виде запрета:

- разведения костров, сжигания мусора, листвы и травы на территории города, в том числе на территории садовых, огородных земельных участков, территории имущества общего пользования садоводческих, дачных и огороднических некоммерческих объединений и на индивидуальных приусадебных участках;

- посещения гражданами лесов.

Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории городского округа «<адрес>» особого противопожарного режима» было официально опубликовано в газете «Хабаровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ (4621).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, в том числе, относятся установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст. 30 Федерального закона № 69-ФЗ, в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп «Об установлении особого противопожарного режима», в целях обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 102 "О Порядке установления на территории <адрес> особого противопожарного режима", на территориях городского округа "<адрес>", Бикинского, Вяземского, имени Лазо и Хабаровского муниципальных районов <адрес> установлен особый противопожарный режим до особого распоряжения.

Пунктом 4 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп «Об установлении особого противопожарного режима» рекомендовано главам определенных муниципальных образований края принять соответствующие муниципальные правовые акты, связанные с установлением особого противопожарного режима, в которых, в частности, предусмотреть запрет на посещение гражданами лесов.

В соответствии со ст. 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичная норма содержится в п. 2 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утверждённого приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления организовывают меры пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление особого противопожарного режима на территории соответствующего муниципального образования, на период действия которого в соответствии со ст. 84 ЛК РФ может быть введено ограничение пребывания граждан только на территории лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить, в том числе, земельные участки, отнесенные к рекреационным территориальным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Согласно ст. 122 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе, городские леса и другие защитные леса. При этом согласно ст. 111 ЛК РФ предусмотрено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях: леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса).

Постановлением Законодательной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании лесопаркового зеленою пояса <адрес> и о его площади» создан лесопарковый зеленый пояс <адрес> в состав которого вошли земли рекреационного назначения городского округа «<адрес>» - лесопарковый зеленый пояс.

В свою очередь, согласно ст. 62.1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», лесопарковые зеленые пояса - это зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Таким образом, судом установлено, что в границах городского округа «<адрес>» находится лесопарковый зеленый пояс, соответственно постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части о запрете посещения гражданами лесов на период действия режима повышенной пожарной опасности, принято в соответствии с предоставленными полномочиями, в рамках действующего законодательства, и не может быть признано незаконным по доводам административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании недействующим со дня его принятия постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории городского округа «<адрес>» особого противопожарного режима» в части установления дополнительных требований пожарной безопасности в виде запрета на посещение гражданами лесов (абзац 2 пункта 2 Постановления) - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «Хабаровские вести».

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение составлено 25.07.2023.