Дело №2а-3563/19 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июля 2019 года Судья Сергиево-Посадского городского суда Московской области Пчелинцева С.Н., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива "Лада" в лице члена ГСК "Лада" ФИО3 к ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области, Межрайонной ИФНС №23 по Московской области о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц гаражно-строительного кооператива "Лада", УСТАНОВИЛ: ГСК "Лада" в лице члена ГСК "Лада" ФИО3 обратилось в суд с учетом уточнения с административным иском к ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области, Межрайонной ИФНС №23 по Московской области о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц гаражно-строительного кооператива "Лада" (л.д.32-33). В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ при получении выписки из ЕГРЮЛ ему стало известно, что кооператив прекратил деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Истец считает действия ИФНС по г. Сергиеву Посаду незаконными по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола общего собрания членов кооператива был зарегистрирован гаражно-строительный кооператив "Лада" в ИФНС РФ по г. Сергиеву Посаду. Решением Исполнительного комитета Загорского городского совета депутатов трудящихся Московской области №916 от ДД.ММ.ГГГГ был выделен земельный участок и разрешено строительство индивидуальных гаражей в <адрес>. В данный момент члены ГСК "Лада" лишены права распоряжаться имуществом, состоящем на балансе ГСК, в связи с исключением ГСК из реестра юридических лиц. На момент исключения из ЕГРЮЛ, кооператив осуществлял свою хозяйственную деятельность, заключались договора на вывоз мусора, оплату электроэнергии. При этом расчеты между ГСК "Лада" и другими организациями велись в наличной форме из средств вступительных, паевых, членских, целевых и иных взносов членов ГСК "Лада", в связи с чем открытие банковских счетов не требовалось. Просит суд восстановить срок на обжалование решения об исключении ГСК "Лада" из ЕГРЮЛ, как недействующего так как об исключении из ЕГРЮЛ стало известно только ДД.ММ.ГГГГ при получении выписки из ЕГРЮЛ. Признать незаконным решение ИФНС РФ по г. Сергиеву Посаду Московской области о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ГСК <данные изъяты> от 10.10.2014г. Обязать Межрайонную ИФНС №23 по Московской области исключить запись № от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРЮЛ. Административный истец ФИО3 в судебном заседании требования уточненного административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Представитель административного ответчика ИФНС России по г. ФИО2 В.В. исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.49-52). Представитель административного соответчика Межрайонной ИФНС №23 по Московской области в судебное заседание не явился, о явке извещен (л.д. 54,55), явка административного ответчика обязательной не признавалась, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав пояснения сторон, изучив доводы иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в рассматриваемой норме признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Судом установлено, что Решением Исполнительного комитета Загорского городского совета депутатов трудящихся Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ был выделен земельный участок и разрешено строительство индивидуальных гаражей в <адрес> (л.д.16-17). Решением Исполнительного комитета Загорсого городского совета народных депутатов МО от ДД.ММ.ГГГГ ГСК "Лада" отведен земельный участок площадью 1,0га под строительство индивидуальных гаражей в районе <адрес> (л.д.19). Решением Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ ГСК "Лада" допонительно выделено под строительство гаражей 1,0 га (л.д.18). ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ принято решение № о предстоящем исключении ГСК "Лада"из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.36). ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ГСК "Лада" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность (л.д.40-41). С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, учитывая, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность. В соответствии с положениями статьи 50 ГК РФ потребительский кооператив является некоммерческой организацией, следовательно, не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. С момента государственной регистрации и до настоящего времени кооператив продолжает осуществлять некоммерческую деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей на закрепленном за ним земельном участке площадью, что подтверждается Техническими условиями на организацию расчетного учета электрической энергии, выданными ООО "Мосэнергосбыт-<адрес>", Договором на выполнение работ по межеванию земель ГСК "Лада", площадью 2,8 га (л.д.10-15). Учитывая представленные в материалы дела доказательства о фактическом осуществлении кооперативом своей деятельности, неосуществление указанной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций по банковскому счету и непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности не могут быть признано достаточными для прекращения ее деятельности. При этом суд учитывает, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех месяцев с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ). В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Из приведенных выше положений Федерального закона № 129-ФЗ следует, что юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае соблюдения определенной установленной законом процедуры. Однако суду не представлено административным ответчиком доказательств публикации о предстоящем исключении кооператива, размещенной в сети Интернет, Доказательств публикации в установленном законом порядке сведений о порядке и сроках направления заявлений налоговым органом не представлено. Таким образом, налоговым органом нарушены требования пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ - не опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Вместе с тем в целях защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц (кредиторов, участников (учредителей) юридического лица, а также иных лиц, права и интересы которых затрагиваются в связи с его исключением) им должна быть предоставлена возможность приостановить или предотвратить исключение юридического лица из ЕГРЮЛ путем направления заявления в регистрирующий орган. Кроме того, в соответствии со статьями 31, 32 НК РФ налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности, налоговые органы обязаны: осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора. Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков в пределах предоставленных ему полномочий. Вместе с тем в ходе судебного разбирательства установлено, что налоговый контроль за деятельностью кооператива с 2009 г. не осуществлялся, налоговый орган не привлекал кооператив либо его должностных лиц к налоговой ответственности за непредставление отчетности. Суд также учитывает, что решение о предстоящем исключении кооператива из ЕГРЮЛ было принято на основании справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справки об отсутствии в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, оформленных в соответствии с приказом Минфина России от 28.02.2006 N 32н согласно приложениям N N 1, 2 соответственно (л.д.37-38). Однако в справке о наличии признаков недействующего юридического лица от 25.09.2014г. №2565-О отсутствуют сведения о наименовании документов бухгалтерской и налоговой отчетности, которые не представлялись кооперативом. Налоговый орган не учел, что у кооператива нет счета в банке, вследствие чего отсутствие операций по счету в банке не может служить поводом для вывода о прекращении юридическим лицом своей деятельности. Отсутствие у кооператива открытых банковских счетов объясняется тем, что деятельность кооператива носит некоммерческий характер и основным видом хозяйствования является эксплуатация гаражей; кооператив не ставит своей целью извлечение прибыли; открытие счета в банке для некоммерческой организации не является обязательным. Согласно ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Суд считает подлежащими удовлетворению требования административного истца о восстановлении процессуальных сроков на обжалование решения и действий ИФНС, поскольку о допущенном нарушении своих прав заявитель узнал лишь ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ИФНС России по г. <адрес> была нарушена установленная законом процедура публикации сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что ГСК "Лада" фактически не прекращал осуществление хозяйственной деятельности, наличие записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кооператива препятствует осуществлению ему деятельности в соответствии с уставом, а также нарушает права и законные интересы членов кооператива в сфере регистрации права собственности на принадлежащие им гаражи. Поскольку на основании Приказа УФНС России по Московской области функции по принятию решений по государственной регистрации юридических лиц переданы Межрайонной ИФНС России №23 по Московской области, то подлежат удовлетворению и требования истца обязать исключить запись № от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРЮЛ. Руководствуясь ст.ст.114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административный Гаражно-строительного кооператива "Лада" в лице члена ГСК "Лада" ФИО3 к ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области, Межрайонной ИФНС №23 по Московской области о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц гаражно-строительного кооператива "Лада" - удовлетворить. Восстановить ГСК "Лада" срок на обжалование решения об исключении ГСК "Лада" из ЕГРЮЛ, как недействующего. Признать незаконным решение ИФНС РФ по г. Сергиеву Посаду Московской области о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ГСК "Лада" № от 10.10.2014г. Обязать Межрайонную ИФНС №23 по Московской области исключить запись № от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРЮЛ. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Сергиево-Посадский городской суд Московской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Судья: С.Н.Пчелинцева Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Судья: С.Н.Пчелинцева |