ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3567/2021 от 27.09.2021 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

<данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2021-005411-91

№2а-3567/2021

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Администрации городского округа город Воронеж,

- о признании незаконным решения об отказе в личном приме у главы городского округа город Воронеж от 25.05.2021 № 16434417,

- о возложении обязанности рассмотреть заявление № б/н от 04.05.2021 о личном приеме у главы городского округа город Воронеж,

У с т а н о в и л :

22.02.2021 ФИО5 обратился к Главе городского округа город Воронеж ФИО1 с заявлением, в котором просил осуществить личный прием в порядке, предусмотренном ст. 13 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 N 996.

В заявлении обозначен предмет обращения: по вопросу задержки выплат, причитающихся сотрудникам муниципального предприятия в соответствии с трудовыми договорами.

Обращение рассмотрено исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству ФИО2

В адрес ФИО5 направлено мотивированное сообщение от 19.03.2021 № 15930651 (л.д. 11) о том, что в соответствии с распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2020 № 482-р «О временном ограничении личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделениях» личные приемы граждан приостановлены, предварительная запись не ведется.

Не согласившись с законностью принятого решения об отказе в организации и проведении личного приема, 04.05.2021 ФИО5 подал в адрес Главы городского округа город Воронеж ФИО1 обращение, в котором приводил доводы о незаконности отказа в проведении личного приема и о нарушении прав заявителя.

Обращение содержит просьбу назначить дату личного приема.

Как следует из мотивированного сообщения о рассмотрении обращения от 25.05.2021 № 16434417 данное обращение рассмотрено руководителем контрольно-аналитического управления Администрации городского округа город Воронеж.

По существу рассмотрения обращения принято решение об отказе в проведении личного приема.

Кроме того, решение, изложенное в мотивированном ответе на обращение ФИО5 от 19.03.2021, которым отказано в проведении личного приема посредством ВКС, признано законным (л.д. 15-17).

ФИО5 обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Администрации городского округа город Воронеж.

С учетом уточнения предмета заявленных требований, просил признать незаконным решение об отказе в личном приеме у главы городского округа город Воронеж от 25.05.2021 № 16434417 и о возложении обязанности рассмотреть заявление ФИО5 б/н от 04.05.2021 о личном приеме у главы городского округа город Воронеж в установленном законом порядке.

В судебном заседании ФИО5, представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требованиям поддержали. Суду предоставили письменные объяснения. Обращали внимание, что ФИО5 обратился в орган местного самоуправления с заявлением об организации и проведения личного приема главой городского округа город Воронеж. Полагают, что обращение рассмотрено неуполномоченным лицом, решение, принятое по существу обращения, не соответствует требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Предоставлены письменные возражения на административное исковое заявление. Обращение административного истца от 04.05.2021 б\н рассмотрено по существу поставленных вопросов, заявителю дан мотивированный ответ по вопросу организации личного приема заявителя, разъяснено, что информация о временном ограничении личного приема граждан размещена на официальном сайте администрации. Обращала внимание суда, что Положение не содержит нормы, предусматривающей, что любое заявление о записи на личный прием подлежит обязательному удовлетворению.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.В соответствии со статьями 8, 10 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ) установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Порядок рассмотрения обращений граждан и организации личного приема в администрации городского округа город Воронеж регламентируется Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 N 996 (ред. от 09.11.2020).

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение (администрация городского округа, структурное подразделение администрации городского округа), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (п. 3.2).

22.02.2021 ФИО5 обратился к Главе городского округа город Воронеж ФИО1 с заявлением, в котором просил осуществить личный прием в порядке, предусмотренном ст. 13 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 N 996, по вопросу задержки выплат, причитающихся сотрудникам муниципального предприятия в соответствии с трудовыми договорами.

Обращение рассмотрено исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству ФИО2

В адрес ФИО5 направлено мотивированное сообщение от 19.03.2021 № 15930651 (л.д. 11) о том, что в соответствии с распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2020 № 482-р «О временном ограничении личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделениях» личные приемы граждан приостановлены, предварительная запись не ведется.

04.05.2021 ФИО5 подал в адрес Главы городского округа город Воронеж ФИО1 обращение, в котором приводил доводы о незаконности отказа в проведении личного приема и о нарушении прав заявителя.

Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу части 1 статьи 13 названного Федерального закона, личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.Организация и проведение личного приема граждан в администрации городского округа и управах районов городского округа город Воронеж, регулируется Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 N 996. Согласование личного приема с главой городского округа осуществляется на основании письменного заявления гражданина на имя главы городского округа, в котором содержится просьба о личном приеме и изложены вопросы, относящиеся к полномочиям главы городского округа и подлежащие обсуждению в ходе приема (п. 7.1.2). Запись граждан на личный прием к должностным лицам осуществляется специалистами отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан в рабочие дни (кроме пятницы) с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45, перерыв с 13.00 до 13.45. (п. 7.1.6). Специалисты отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан консультируют заявителя, разъясняют ему порядок организации и проведения личного приема в администрации городского округа и в управах районов. Специалист также сообщает гражданину, что он вправе обратиться письменно (п. 7.1.7). Предварительная запись на личный прием к главе городского округа осуществляется специалистами отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан на основании резолюции главы городского округа по итогам рассмотрения обращения о личном приеме. О дате, времени и месте личного приема заявитель уведомляется в письменной форме специалистами отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан (п. 7.1.8). Личный прием граждан может проводиться в формате видео-конференц-связи, о чем заявитель уведомляется в ходе предварительной записи на прием (п. 7.1.9). Проведение личного приема в формате видео-конференц-связи может быть обусловлено неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, угрозой возникновения чрезвычайной ситуации на территории городского округа город Воронеж и иными факторами (п. 7.1.10). При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с другими вопросами, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (подпункт "а" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса). В судебном заседании на основании исследования содержания обращений ФИО5, объяснений административного истца, его представителя, содержания ответов на обращение установлено, что 04.05.2021 ФИО5 обратился с заявлением на имя главы городского округа, в котором четко указал просьбу об организации и проведении личного приема, а также изложил вопросы, относящиеся к полномочиям главы городского округа и подлежащие обсуждению в ходе приема, что полностью соответствует требованиям п. 7.1.2 Положения. Как следует из содержания п.п. 7.1.6 – 7.1.8 Положения запись граждан на личный прием к должностным лицам осуществляется специалистами отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан.Как следует из мотивированного сообщения о рассмотрении обращения от 25.05.2021 № 16434417, данное обращение рассмотрено руководителем контрольно-аналитического управления Администрации городского округа город Воронеж. Оценивая доводы сторон, предоставленные по делу письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что рассмотрение вопросов об организации и проведении приема граждан должностными лицами Администрации городского округа город Воронеж не относится к компетенции контрольно-аналитического Управления администрации городского округа город Воронеж, а, следовательно, заявление ФИО5 об организации и проведении личного приема от 04.05.2021 рассмотрено неуполномоченными лицом.При проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), в том числе выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4 части 9 названной статьи). Как следует из заявления ФИО5 от 04.05.2021, направленным на имя главы городского округа город Воронеж, ФИО5 просил рассмотреть его заявление об организации и проведении личного приема в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, и назначить дату личного приема по указанному вопросу посредством ВКС.Решение по существу обращения, содержится в мотивированном сообщении от 25.05.2021 № 16434417. Так, из оспариваемого решение следует, что личные приемы граждан приостановлены в соответствии с распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2020 № 482-р.Кроме того, оспариваемое решение содержит вывод о том, что отказ в проведении личного приема посредством ВКС, данный ФИО5, о чем в его адрес было направлено сообщение 19.03.2021(л.д. 15-17), является законным. В сообщении содержится вывод должностного лица о том, что права ФИО5 не нарушены, так как на момент первого обращения от 22.02.2021 все спорные суммы (компенсации при увольнении, проценты за задержку, компенсация морального вреда), ФИО5 выплачены в полном объеме. Как следует из распоряжения администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2020 № 482-р «О временном ограничении личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделениях» временно ограничен личный прием граждан. Как следует из указанного распоряжения, в нем идет речь только о временном ограничении личного приеме.Пунктом 2 протокола поручений, определенных губернатором Воронежской области ФИО3 в ходе рабочего совещания с заместителями губернатора Воронежской области, заместителями председателя правительства Воронежской области, руководителями исполнительных органов государственной власти Воронежской области и руководителями структурных подразделений правительства Воронежской области № 17-17/ПР-15 от 19.05.2021 было поручено главам администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области возобновить проведение личных приемов граждан с 1 июня 2021 года.Распоряжением администрации городского округа город Воронеж № 260-р от 24.05.2021 признавалось утратившим силу распоряжение от 12.10.2021 № 482-р «О временном ограничении личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделениях», прием граждан возобновлялся с 01.06.2021 года.Таким образом, на момент принятия решения по заявлению ФИО5 отсутствовали какие-либо нормы, запрещающие организацию и проведение личного приема граждан. Установив, что заявление ФИО5 об организации и проведении личного приема рассмотрено лицом, в полномочия которого не входит принятие решения по существу обращения, заявление по существу не рассмотрено, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения. Кроме того, выводы должностного лица о том, что на 25.05.2021 личный прием граждан в администрации городского округа город Воронеж ограничен, не основаны на нормах действующего законодательства.

Следует обратить внимание на то, что руководитель контрольно-аналитического управления администрации городского округа город Воронеж не наделен полномочиями на оценку, в данном случае, решения первого заместителя главы администрации ФИО2 об отказе ФИО5 в проведении личного приема.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения об отказе в личном приеме у главы городского округа город Воронежа, содержащееся в сообщении от 25.05.2021 № 16434417.

Принимая во внимание, что обращение ФИО5 уполномоченным лицом в установленном порядке не рассмотрено и по существу не разрешено, на администрацию городского округа город Воронеж подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО5 от 04.05.2021.

Предоставленное в ходе рассмотрения дела сообщение от 02.09.2021 о том, что ФИО5 записан на личный прием к первому заместителю главы администрации по городскому хозяйству ФИО4, не свидетельствует об устранении административным ответчиком нарушенного права ФИО5, так как время и дата приема в сообщении не приводится.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО5 к Администрации городского округа город Воронеж удовлетворить.

Признать незаконными решение администрации городского округа город Воронеж об отказе в личном приеме у главы городского округа город Воронежа, содержащееся в сообщении от 25.05.2021 № 16434417 на имя ФИО5.

Возложить на Администрацию городского округа город Воронежа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО5 от 04.05.2021.

На решение может быть подана апелляционная жалоба Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

<данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2021-005411-91

№2а-3567/2021

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Администрации городского округа город Воронеж,

- о признании незаконным решения об отказе в личном приме у главы городского округа город Воронеж от 25.05.2021 № 16434417,

- о возложении обязанности рассмотреть заявление № б/н от 04.05.2021 о личном приеме у главы городского округа город Воронеж,

У с т а н о в и л :

22.02.2021 ФИО5 обратился к Главе городского округа город Воронеж ФИО1 с заявлением, в котором просил осуществить личный прием в порядке, предусмотренном ст. 13 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 N 996.

В заявлении обозначен предмет обращения: по вопросу задержки выплат, причитающихся сотрудникам муниципального предприятия в соответствии с трудовыми договорами.

Обращение рассмотрено исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству ФИО2

В адрес ФИО5 направлено мотивированное сообщение от 19.03.2021 № 15930651 (л.д. 11) о том, что в соответствии с распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2020 № 482-р «О временном ограничении личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделениях» личные приемы граждан приостановлены, предварительная запись не ведется.

Не согласившись с законностью принятого решения об отказе в организации и проведении личного приема, 04.05.2021 ФИО5 подал в адрес Главы городского округа город Воронеж ФИО1 обращение, в котором приводил доводы о незаконности отказа в проведении личного приема и о нарушении прав заявителя.

Обращение содержит просьбу назначить дату личного приема.

Как следует из мотивированного сообщения о рассмотрении обращения от 25.05.2021 № 16434417 данное обращение рассмотрено руководителем контрольно-аналитического управления Администрации городского округа город Воронеж.

По существу рассмотрения обращения принято решение об отказе в проведении личного приема.

Кроме того, решение, изложенное в мотивированном ответе на обращение ФИО5 от 19.03.2021, которым отказано в проведении личного приема посредством ВКС, признано законным (л.д. 15-17).

ФИО5 обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Администрации городского округа город Воронеж.

С учетом уточнения предмета заявленных требований, просил признать незаконным решение об отказе в личном приеме у главы городского округа город Воронеж от 25.05.2021 № 16434417 и о возложении обязанности рассмотреть заявление ФИО5 б/н от 04.05.2021 о личном приеме у главы городского округа город Воронеж в установленном законом порядке.

В судебном заседании ФИО5, представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требованиям поддержали. Суду предоставили письменные объяснения. Обращали внимание, что ФИО5 обратился в орган местного самоуправления с заявлением об организации и проведения личного приема главой городского округа город Воронеж. Полагают, что обращение рассмотрено неуполномоченным лицом, решение, принятое по существу обращения, не соответствует требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Предоставлены письменные возражения на административное исковое заявление. Обращение административного истца от 04.05.2021 б\н рассмотрено по существу поставленных вопросов, заявителю дан мотивированный ответ по вопросу организации личного приема заявителя, разъяснено, что информация о временном ограничении личного приема граждан размещена на официальном сайте администрации. Обращала внимание суда, что Положение не содержит нормы, предусматривающей, что любое заявление о записи на личный прием подлежит обязательному удовлетворению.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.В соответствии со статьями 8, 10 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ) установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Порядок рассмотрения обращений граждан и организации личного приема в администрации городского округа город Воронеж регламентируется Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 N 996 (ред. от 09.11.2020).

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение (администрация городского округа, структурное подразделение администрации городского округа), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (п. 3.2).

22.02.2021 ФИО5 обратился к Главе городского округа город Воронеж ФИО1 с заявлением, в котором просил осуществить личный прием в порядке, предусмотренном ст. 13 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 N 996, по вопросу задержки выплат, причитающихся сотрудникам муниципального предприятия в соответствии с трудовыми договорами.

Обращение рассмотрено исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству ФИО2

В адрес ФИО5 направлено мотивированное сообщение от 19.03.2021 № 15930651 (л.д. 11) о том, что в соответствии с распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2020 № 482-р «О временном ограничении личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделениях» личные приемы граждан приостановлены, предварительная запись не ведется.

04.05.2021 ФИО5 подал в адрес Главы городского округа город Воронеж ФИО1 обращение, в котором приводил доводы о незаконности отказа в проведении личного приема и о нарушении прав заявителя.

Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу части 1 статьи 13 названного Федерального закона, личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.Организация и проведение личного приема граждан в администрации городского округа и управах районов городского округа город Воронеж, регулируется Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 N 996. Согласование личного приема с главой городского округа осуществляется на основании письменного заявления гражданина на имя главы городского округа, в котором содержится просьба о личном приеме и изложены вопросы, относящиеся к полномочиям главы городского округа и подлежащие обсуждению в ходе приема (п. 7.1.2). Запись граждан на личный прием к должностным лицам осуществляется специалистами отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан в рабочие дни (кроме пятницы) с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45, перерыв с 13.00 до 13.45. (п. 7.1.6). Специалисты отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан консультируют заявителя, разъясняют ему порядок организации и проведения личного приема в администрации городского округа и в управах районов. Специалист также сообщает гражданину, что он вправе обратиться письменно (п. 7.1.7). Предварительная запись на личный прием к главе городского округа осуществляется специалистами отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан на основании резолюции главы городского округа по итогам рассмотрения обращения о личном приеме. О дате, времени и месте личного приема заявитель уведомляется в письменной форме специалистами отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан (п. 7.1.8). Личный прием граждан может проводиться в формате видео-конференц-связи, о чем заявитель уведомляется в ходе предварительной записи на прием (п. 7.1.9). Проведение личного приема в формате видео-конференц-связи может быть обусловлено неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, угрозой возникновения чрезвычайной ситуации на территории городского округа город Воронеж и иными факторами (п. 7.1.10). При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с другими вопросами, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (подпункт "а" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса). В судебном заседании на основании исследования содержания обращений ФИО5, объяснений административного истца, его представителя, содержания ответов на обращение установлено, что 04.05.2021 ФИО5 обратился с заявлением на имя главы городского округа, в котором четко указал просьбу об организации и проведении личного приема, а также изложил вопросы, относящиеся к полномочиям главы городского округа и подлежащие обсуждению в ходе приема, что полностью соответствует требованиям п. 7.1.2 Положения. Как следует из содержания п.п. 7.1.6 – 7.1.8 Положения запись граждан на личный прием к должностным лицам осуществляется специалистами отдела рассмотрения и мониторинга обращений граждан.Как следует из мотивированного сообщения о рассмотрении обращения от 25.05.2021 № 16434417, данное обращение рассмотрено руководителем контрольно-аналитического управления Администрации городского округа город Воронеж. Оценивая доводы сторон, предоставленные по делу письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что рассмотрение вопросов об организации и проведении приема граждан должностными лицами Администрации городского округа город Воронеж не относится к компетенции контрольно-аналитического Управления администрации городского округа город Воронеж, а, следовательно, заявление ФИО5 об организации и проведении личного приема от 04.05.2021 рассмотрено неуполномоченными лицом.При проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), в том числе выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4 части 9 названной статьи). Как следует из заявления ФИО5 от 04.05.2021, направленным на имя главы городского округа город Воронеж, ФИО5 просил рассмотреть его заявление об организации и проведении личного приема в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, и назначить дату личного приема по указанному вопросу посредством ВКС.Решение по существу обращения, содержится в мотивированном сообщении от 25.05.2021 № 16434417. Так, из оспариваемого решение следует, что личные приемы граждан приостановлены в соответствии с распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2020 № 482-р.Кроме того, оспариваемое решение содержит вывод о том, что отказ в проведении личного приема посредством ВКС, данный ФИО5, о чем в его адрес было направлено сообщение 19.03.2021(л.д. 15-17), является законным. В сообщении содержится вывод должностного лица о том, что права ФИО5 не нарушены, так как на момент первого обращения от 22.02.2021 все спорные суммы (компенсации при увольнении, проценты за задержку, компенсация морального вреда), ФИО5 выплачены в полном объеме. Как следует из распоряжения администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2020 № 482-р «О временном ограничении личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделениях» временно ограничен личный прием граждан. Как следует из указанного распоряжения, в нем идет речь только о временном ограничении личного приеме.Пунктом 2 протокола поручений, определенных губернатором Воронежской области ФИО3 в ходе рабочего совещания с заместителями губернатора Воронежской области, заместителями председателя правительства Воронежской области, руководителями исполнительных органов государственной власти Воронежской области и руководителями структурных подразделений правительства Воронежской области № 17-17/ПР-15 от 19.05.2021 было поручено главам администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области возобновить проведение личных приемов граждан с 1 июня 2021 года.Распоряжением администрации городского округа город Воронеж № 260-р от 24.05.2021 признавалось утратившим силу распоряжение от 12.10.2021 № 482-р «О временном ограничении личного приема граждан в администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделениях», прием граждан возобновлялся с 01.06.2021 года.Таким образом, на момент принятия решения по заявлению ФИО5 отсутствовали какие-либо нормы, запрещающие организацию и проведение личного приема граждан. Установив, что заявление ФИО5 об организации и проведении личного приема рассмотрено лицом, в полномочия которого не входит принятие решения по существу обращения, заявление по существу не рассмотрено, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения. Кроме того, выводы должностного лица о том, что на 25.05.2021 личный прием граждан в администрации городского округа город Воронеж ограничен, не основаны на нормах действующего законодательства.

Следует обратить внимание на то, что руководитель контрольно-аналитического управления администрации городского округа город Воронеж не наделен полномочиями на оценку, в данном случае, решения первого заместителя главы администрации ФИО2 об отказе ФИО5 в проведении личного приема.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения об отказе в личном приеме у главы городского округа город Воронежа, содержащееся в сообщении от 25.05.2021 № 16434417.

Принимая во внимание, что обращение ФИО5 уполномоченным лицом в установленном порядке не рассмотрено и по существу не разрешено, на администрацию городского округа город Воронеж подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО5 от 04.05.2021.

Предоставленное в ходе рассмотрения дела сообщение от 02.09.2021 о том, что ФИО5 записан на личный прием к первому заместителю главы администрации по городскому хозяйству ФИО4, не свидетельствует об устранении административным ответчиком нарушенного права ФИО5, так как время и дата приема в сообщении не приводится.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО5 к Администрации городского округа город Воронеж удовлетворить.

Признать незаконными решение администрации городского округа город Воронеж об отказе в личном приеме у главы городского округа город Воронежа, содержащееся в сообщении от 25.05.2021 № 16434417 на имя ФИО5.

Возложить на Администрацию городского округа город Воронежа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО5 от 04.05.2021.

На решение может быть подана апелляционная жалоба Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

1версия для печатиДело № 2а-3567/2021 ~ М-3127/2021 (Решение)