Копия
Дело №2а-3568/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение изготовлено 5 декабря 2017 года)
5 декабря 2017 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе председательствующего судьи Толмачевой М.С., при секретаре Косухиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Тамбову к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц и пени,
Установил:
ИФНС России по г. Тамбову обратилась в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным иском к ФИО1, в котором указала, что в соответствии с п.1 ст. 357, 358, 362 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно представленным данным ФИО1 в 2012 -2014 годах являлась собственником транспортного средства – «CHERY S021» государственный регистрационный номер № на основании чего ей был начислен транспортный налог за 2012 год по сроку уплаты 1 ноября 2013 года в сумме 830 руб. 00 коп.; за 2013 год по сроку уплаты 5 ноября 2014 года в сумме 830 руб. 00 коп.; за 2014 год по сроку уплаты 1 октября 2015 года в сумме 1660 руб. 00 коп.
Также административный ответчик в соответствии с положениями ст. 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку являлся собственником объекта недвижимости – квартиры по адресу: г<адрес>, на основании чего ей был начислен налог на имущество физических лиц за 2013 год по сроку уплаты 5 ноября 2014 год в сумме 90 руб. 00 коп., за 2014 год по сроку уплаты 1 октября 2015 года в сумме 181 руб. налог на имущество физических лиц был оплачен частично, 12 декабря 2016 года в сумме 208 руб., остаток задолженности составляет 63 руб.
Поскольку обязанность по уплате вышеуказанных налогов своевременно не исполнена, административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени:
- по транспортному налогу за период со 2 ноября по11 декабря 2013 года на недоимку 830 руб. (налог за 2012 год, взыскивается при рассмотрении настоящего дела) в сумме 9 руб. 12 коп., с 12 декабря 2013 года по 15 декабря 2014 года на недоимку 830 руб. (налог за 2012 год, взыскивается при рассмотрении настоящего дела) в сумме 52 руб. 96 коп., с 8 июня по 5 ноября 2014 года на недоимку 830 руб. (налог за 2012 год, взыскивается при рассмотрении настоящего дела) в сумме 33 руб. 10 коп., с 6 ноября по 15 декабря 2014 года на недоимку 1660 руб. (налог за 2012 год, за 2013 год взыскиваются при рассмотрении настоящего дела) в сумме 7 руб. 68 коп., с 16 декабря 2014 года по 10 июня 2015 года на недоимку 1660 руб. (налог за 2012 год, за 2013 год взыскиваются при рассмотрении настоящего дела) в сумме 81 руб. 09 коп., с 11 июня по 1 октября 2015 года на недоимку 1660 руб. (налог за 2012 год, за 2013 год взыскиваются при рассмотрении настоящего дела) в сумме 51 руб. 58 коп., со 2 октября по 30 октября 2015 года недоимку 3320 руб. (налог за 2012 год, за 2013, за 2014 годы взыскиваются при рассмотрении настоящего дела) в сумме 26 руб. 73 коп.,
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 6 ноября по 15 декабря 2014 года на недоимку 90 руб. (остаток задолженности по налогу за 2013 год) в сумме 0 руб. 99 коп., с 16 декабря 2014 года по 10 июня 2015 года на недоимку 90 руб. (остаток задолженности по налогу за 2013 год) в сумме 4 руб. 40 коп., с 11 июня по 1 октября 2015 года на недоимку 90 руб. (остаток задолженности по налогу за 2013 год) в сумме 2 руб. 80 коп., со 2 по 30 октября 2015 года недоимку 271 руб. (остаток задолженности по налогу за 2013 год, налог за 2014 год) в сумме 2 руб. 18 коп.
В соответствии с положениями ст. ст. 69-70 НК РФ в адрес административного ответчика были направлены требования с предложением погасить задолженность добровольно, однако данные требования оставлены им без удовлетворения.
В связи с изложенным административный истец просит суд взыскать с ФИО1 задолженность:
- по транспортному налогу за 2012 год в сумме 830 руб. 00 коп., за 2013 год в сумме 830 руб., за 2014 год в сумме 1660 руб. и пени по транспортному налогу за период со 2 ноября по11 декабря 2013 года в сумме 9 руб. 12 коп., с 12 декабря 2013 года по 15 декабря 2014 года в сумме 52 руб. 96 коп., с 8 июня по 5 ноября 2014 года в сумме 33 руб. 10 коп., с 6 ноября по 15 декабря 2014 года в сумме 7 руб. 68 коп., с 16 декабря 2014 года по 10 июня 2015 года в сумме 81 руб. 09 коп., с 11 июня по 1 октября 2015 года в сумме 51 руб. 58 коп., со 2 октября по 30 октября 2015 года в сумме 26 руб. 73 коп., а всего пени в сумме 262 руб. 22 коп.;
- налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 годы в сумме 63 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 10 руб. 37 коп.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Тамбову ФИО2, надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело без ее участия, заявленные административные исковые требования поддержала.
Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещённая о дате и месте рассмотрения дела, в суд не прибыла, уважительных причин неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Исследовав совокупность представленных документов, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст.14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. Порядок, сроки, размеры начисления налога регулируются Законом Тамбовской области «О транспортном налоге в Тамбовской области».
Согласно ст.3 вышеназванного закона и ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч.1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Как следует из положений ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно представленным данным ФИО1 в 2012 -2014 годах являлась собственником транспортного средства – «CHERY S021» государственный регистрационный номер №, на основании чего ей был начислен транспортный налог за 2012 год по сроку уплаты 1 ноября 2013 года в сумме 830 руб. 00 коп.; за 2013 год по сроку уплаты 5 ноября 2014 года в сумме 830 руб. 00 коп.; за 2014 год по сроку уплаты 1 октября 2015 года в сумме 1660 руб. 00 коп.
Также административный ответчик в соответствии с положениями ст. 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку являлся собственником объекта недвижимости – квартиры по адресу: г. <адрес>, на основании чего ей был начислен налог на имущество физических лиц за 2013 год по сроку уплаты 5 ноября 2014 год в сумме 90 руб. 00 коп., за 2014 год по сроку уплаты 1 октября 2015 года в сумме 181 руб.
Согласно п.2 ст.52 НК РФ ФИО1 были направлены налоговые уведомления № 1261065 по налогам за 2012 год по сроку уплаты 1 ноября 2013 года; № 1633753 по налогам за 2013 год по сроку уплаты 5 ноября 2014 года; № 1149379 от 30 апреля 2015 года по сроку уплаты 1 октября 2015 года.
Налоговые уведомления об уплате налогов за 2012-2014 годы налоговым органом направлено административному ответчику в установленный п. 2 ст. 52 НК РФ срок. Задолженность по транспортному налогу оплачена не была. Налог на имущество физических лиц был оплачен частично, 12 декабря 2016 года в сумме 208 руб., остаток задолженности составляет 63 руб.
Поскольку обязанность по уплате вышеуказанных налогов своевременно исполнена не была, административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени:
- по транспортному налогу за период со 2 ноября по11 декабря 2013 года на недоимку 830 руб. (налог за 2012 год, взыскивается при рассмотрении настоящего дела) в сумме 9 руб. 12 коп., с 12 декабря 2013 года по 15 декабря 2014 года на недоимку 830 руб. (налог за 2012 год, взыскивается при рассмотрении настоящего дела) в сумме 52 руб. 96 коп., с 8 июня по 5 ноября 2014 года на недоимку 830 руб. (налог за 2012 год, взыскивается при рассмотрении настоящего дела) в сумме 33 руб. 10 коп., с 6 ноября по 15 декабря 2014 года на недоимку 1660 руб. (налог за 2012 год, за 2013 год взыскиваются при рассмотрении настоящего дела) в сумме 7 руб. 68 коп., с 16 декабря 2014 года по 10 июня 2015 года на недоимку 1660 руб. (налог за 2012 год, за 2013 год взыскиваются при рассмотрении настоящего дела) в сумме 81 руб. 09 коп., с 11 июня по 1 октября 2015 года на недоимку 1660 руб. (налог за 2012 год, за 2013 год взыскиваются при рассмотрении настоящего дела) в сумме 51 руб. 58 коп., со 2 октября по 30 октября 2015 года недоимку 3320 руб. (налог за 2012 год, за 2013, за 2014 годы взыскиваются при рассмотрении настоящего дела) в сумме 26 руб. 73 коп.,
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 6 ноября по 15 декабря 2014 года на недоимку 90 руб. (остаток задолженности по налогу за 2013 год) в сумме 0 руб. 99 коп., с 16 декабря 2014 года по 10 июня 2015 года на недоимку 90 руб. (остаток задолженности по налогу за 2013 год) в сумме 4 руб. 40 коп., с 11 июня по 1 октября 2015 года на недоимку 90 руб. (остаток задолженности по налогу за 2013 год) в сумме 2 руб. 80 коп., со 2 по 30 октября 2015 года недоимку 271 руб. (остаток задолженности по налогу за 2013 год, налог за 2014 год) в сумме 2 руб. 18 коп.
В соответствии с положениями ст. ст. 69-70 НК РФ ФИО1 были выставлены требования:
- № 44583 от 11 декабря 2013 года на сумму транспортного налога в размере 830 руб. коп. (2012 год) и пени в сумме 9 руб. 12 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 20 февраля 2014 года, поскольку сумма задолженности не превысила 3000 руб., налоговый орган с заявлением о взыскании в суд не обращался;
- № 25895 от 7 июня 2014 года на сумму пени по транспортному налогу в размере 40 руб. 78 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 13 августа 2014 года, поскольку сумма задолженности по настоящему требованию и указанным выше суммарно не превысила 3000 руб., налоговый орган с заявлением о взыскании в суд не обращался;
- № 25238 от 15 декабря 2014 года на сумму транспортного налога в размере 830 руб. (2013 год) и пени по транспортному налогу в сумме 52 руб. 96 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0 руб. 99 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 26 февраля 2015 года, поскольку сумма задолженности по настоящему требованию и указанным выше суммарно не превысила 3000 руб., налоговый орган с заявлением о взыскании в суд не обращался;
- № 23281 от 10 июня 2015 года на сумму пени по транспортному налогу в размере 81 руб. 09 коп. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере4 руб. 40 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 13 августа 2014 года, поскольку сумма задолженности по настоящему требованию и указанным выше суммарно не превысила 3000 руб., налоговый орган с заявлением о взыскании в суд не обращался;
- № 37547 от 30 октября 2015 года на сумму транспортного налога в размере 1660 руб. (2014 год) и пени по транспортному налогу в сумме 78 руб. 31 коп., по налогу на имущество физических лиц в сумме 63 руб. и пени размере 4 руб. 98 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 26 января 2016 года.
Факт направления указанных требований подтверждается представленными реестрами почтовой корреспонденции
Данных об уплате административным ответчиком вышеуказанной задолженности по налогу и пени суду не представлено.
С выставлением требования № 37547 сумма задолженности превысила 3000 рублей, в связи с чем в соответствии с требованиями ст. 48 НК РФ налоговый орган был вправе в течение 6 месяцев обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа сохранялся до 26 июля 2016 года. Заявление о вынесении судебного приказа ИФНС России по г. Тамбову направлено мировому судье судебного участка № 6 Октябрьского района г. Тамбова 10 августа 2016 года, т.е. с нарушением установленного срока.
Судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 6 Октябрьского района г. Тамбова 12 августа 2016 года. Определением мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г. Тамбова от 20 апреля 2017 года данный судебный приказ был отменен в связи с возражениями должника ФИО1
В соответствии с ч.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Срок на подачу административного искового заявления у налогового органа сохранялся до 20 октября 2017 года, в суд административное исковое заявление поступило в суд 17 октября 2017 года, т.е. в установленный законом срок.
Возможность удовлетворения административных исковых требований налогового органа обусловлена его обязанностью выставления налоговых уведомлений и требований, а также обращения о взыскании задолженности в судебном порядке в строго установленные действующим законодательством сроки.
При рассмотрении дел о взыскании налоговых платежей с физических лиц необходимо учитывать, что факт соблюдения либо несоблюдения налоговым органом предусмотренного законом срока для обращения в суд является юридически значимым обстоятельством по делу, которое должно устанавливаться судом независимо от наличия доводов по этому поводу со стороны административного ответчика.При проверке соблюдения налоговым органом срока для обращения в суд необходимо устанавливать не только факт соблюдения либо несоблюдения шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа, но и факт обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный законом срок.
Судом установлено, что, несмотря на то, что шестимесячный срок, исчисляемый с даты отмены судебного приказа, налоговым органом не пропущен, общий срок для обращения в суд является пропущенным, поскольку налоговый орган должен был обратиться к мировому судье до 26 июля 2016 года, тогда как обратился 10 августа 2016 года, то есть, с пропуском срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ. Оснований для восстановления данного пропущенного срока у суда не имеется, более того такого ходатайства стороной административного истца не заявлялось. Мировым судьей судебного участка № 6 Октябрьского района г. Тамбова данный процессуальный срок также не восстанавливался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Тамбову ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2012 год в сумме 830 руб. 00 коп., за 2013 год в сумме 830 руб., за 2014 год в сумме 1660 руб. и пени по транспортному налогу за период со 2 ноября по11 декабря 2013 года в сумме 9 руб. 12 коп., с 12 декабря 2013 года по 15 декабря 2014 года в сумме 52 руб. 96 коп., с 8 июня по 5 ноября 2014 года в сумме 33 руб. 10 коп., с 6 ноября по 15 декабря 2014 года в сумме 7 руб. 68 коп., с 16 декабря 2014 года по 10 июня 2015 года в сумме 81 руб. 09 коп., с 11 июня по 1 октября 2015 года в сумме 51 руб. 58 коп., со 2 октября по 30 октября 2015 года в сумме 26 руб. 73 коп., а всего пени в общей сумме 262 руб. 22 коп.; налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 годы в сумме 63 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 10 руб. 37 коп. – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева