РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2019 года г.Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-356/2019 по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области с требованием освободить Министерство имущественных отношений Иркутской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Истец является должником по исполнительному производству возбужденному постановлением ответчика от 20.07.2016г. на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ№ предмет исполнения - обязать министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) предоставить С.М. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 (+/- 5 кв.м.). Исполнительный лист выдан на основании решения Кировского районного г. Иркутска. Статьей 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (в редакции Закона Иркутской области от 21.06.2018 № 49-03) предусмотрено, что лицам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Не позднее двадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, сведения о котором представлены органом опеки и попечительства в соответствии с частью 5 настоящей статьи. С.М. включен в указанный список, жилое помещение общей площадью 33 кв.м. (+/- 5 кв.м.) истцу будет предоставлено в хронологической последовательности, установленной списком после его приобретения и отнесения к специализированному жилищному фонду. Министерством право истца на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено. В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений министерством формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области. Согласно пункту 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп, формирование специализированного жилищного фонда осуществляется министерством в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и субсидии из федерального бюджета, предоставленной на эти цели областному бюджету. Министерством принимаются все возможные меры для надлежащего исполнения обязательств по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Министерство осуществляет полномочия по обеспечению жильем детей-сирот в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2020 годы» государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп (далее - Подпрограмма). Для реализации Подпрограммы в 2018 году предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов 811 279,1 тысяч рублей, планируется обеспечить 695 человек. Таким образом, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется. Таким образом, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями виновным противоправным бездействием должника, не имеется.
В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что все стороны уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).
В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску С.М. к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, требования истца удовлетворены. Суд решил: обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить С.М. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте г. Иркутска, общей площадью не менее 33 кв.м (+/-5 кв.м.).
20.07.2016г. Межрайонным отделом судебных приставов по ИОИП УФССП России по Иркутской области на основании исполнительного листа №, выданного Кировским районным судом г. Иркутска 07.07.2016г., возбуждено исполнительное производство №-ИП, в настоящее время №-ИП в отношении Министерства имущественных отношений Иркутской области, взыскатель – С.М.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от 05.12.2017 г. № 38021/17/10327331 с Министерства имущественных отношений Иркутской области взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ Министерством имущественных отношений Иркутской области не исполнен без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При разрешении заявленных требований, суд учитывает положения ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, согласно которой, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 164-ОЗ) предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области.
В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом (ст. 5 Закона Иркутской области № 164-ОЗ). Таким органом по управлению имуществом является министерство имущественных отношений Иркутской области.
В соответствии с указанным законом, министерство формирует списки на предоставление жилых помещений, в хронологической последовательности исходя из даты обращения лица с заявлением в указанный орган.
Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 443-пп утверждена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2018 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы».
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Согласно пункту 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету.
Пунктом 4 Порядка предусмотрены способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот: 1) приобретение в собственность Иркутской области жилых помещений на первичном рынке жилья; 2) участие в долевом строительстве жилых помещений на территории Иркутской области; 3) строительство жилых помещений на территории Иркутской области
Во исполнение обязательств по приобретению жилых помещений специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Министерство имущественных отношений в соответствии с частью 2 статьи 92, частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в специализированный жилищный фонд Иркутской области жилые помещения и относит к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Иркутской области, после чего не позднее пятнадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, включенному в список на предоставление жилых помещений, в хронологической последовательности, установленной данным списком.
В подтверждение своих доводов об отсутствии умысла злостного неисполнения решения суда в материалах исполнительного производства имеется письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от 15.05.2018 г., 07.09.2018г., из которых следует, что для реализации указанной Подпрограммы были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов, в период с 2013 года по сентябрь 2018 года Министерством предоставлено 3325 жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа на территории Иркутской области. Для реализации Подпрограммы в 2018 году предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов 811 279,1 тысяч рублей, планируется обеспечить 695 человек. В настоящее время заключены государственные контракты на приобретение жилых помещений в муниципальных образованиях: г. Шелехове (164 квартиры: 84 квартиры будут введены в эксплуатацию в 2018 году, 80 - в 2019 году), р.п. Куйтуне (72 квартиры), г. Зиме (84 квартиры), г. Ангарске (5 квартир), г. Иркутске (240 квартир), г. Усолье-Сибирское (60 квартир), г. Алзамае (8 квартир),- г. Киренске (8 квартир).
Кроме того, суд учитывает доводы отзыва судебного пристава-исполнителя на административный иск, в котором указано, что УФССП России по Иркутской области в течение первого полугодия 2018 года неоднократно направлялись письма в Законодательное собрание Иркутской области, проводились рабочие встречи с участием Министерства имущественных отношений Иркутской области.
Так, УФССП России по Иркутской области 18.04.2018 председателю Законодательного Собрания Иркутской области направлено обращение об увеличении объемов финансирования расходов бюджета на исполнение расходных обязательств, достаточных для исполнения судебных решений по исполнительным производствам неимущественного характера, по которым должниками являются бюджетополучатели, в том числе Министерство имущественных отношений Иркутской области, которое наделено государственными полномочиями органа исполнительной власти в Иркутской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, заместитель руководителя Управления — заместитель главного судебного пристава Иркутской области. 27.06.2018 принимал участие в Пленарном заседании Общественной палаты Иркутской области по вопросу «Защита жилищных прав детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории Иркутской области: проблемы и пути их решения», на котором вопрос необходимости выделения дополнительных лимитов объемов финансирования расходов должниками — бюджетополучателями на исполнение решения суда указанной категории.
Таким образом, принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, добровольно исполнить исполнительный документ в 5-дневный срок не представлялось возможным по объективным обстоятельствам, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Министерства имущественных отношений Иркутской области - удовлетворить.
Освободить Министерство имущественных отношений Иркутской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением от 05.12.2017г. № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 26.02.2019г. Н.Н. Исакова