Дело №2а-356/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аскарово 18 марта 2016 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янузаковой Д.К.,
при секретаре ФИО3
с участием административного истца ФИО1, ее представителя -адвоката ФИО4
представителя административного ответчика ФИО5,
представителя третьего лица ФИО6,
помощника прокурора Абзелиловского района РБ ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по иску ФИО1 к Совету Муниципального района Абзелиловский район РБ о признании незаконным решения Совета Муниципального района Абзелиловский район РБ незаконным и понуждении к отмене решения Совета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с настоящим исковым заявлением, указав, что решением Совета муниципального района Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ в структуре администрации района сокращена должность заместителя главы администрации по социальной и кадровой политике, что не соответствует Конституции РФ, так как работодатель не вправе произвольно изменять штатное расписание и увольнять работников, без надлежащей обоснованности принятого работодателем решения о сокращении штата работников. Решение работодателя о сокращении штата работников и как следствие этого - одностороннее изменение работодателем условий трудового договора в самой острой его форме, нарушающей конституционное право работника на труд, - в форме расторжения трудового договора, недопустимо в произвольной форме и должно быть доказано работодателем ссылками на влияние на производственный процесс экономических, технических, организационных и иных факторов. Принятое решение о сокращении должности заместителя главы администрации муниципального района Абзелиловский район РБ не обосновано экономической целесообразностью, повышением эффективности работы администрации района и размером планового сокращения расходов. В соответствие с Методикой расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований РБ утвержденной Постановлением Правительства РБ от 13.09.2013 № 423 «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований РБ» закреплена предельная штатная численность заместителей администрации МР Абзелиловский район РБ в количестве <данные изъяты> штатных единиц, письмом министра экономического развития РБ ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№ предложена рекомендуемая структура администраций районов и городских округов РБ с должностью заместителя главы администрации по социальной и кадровой политике, в разделе 5 Плана мероприятий («дорожная карта») по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличения собственных доходов за счет имеющихся резервов по муниципальному району Абзелиловский район РБ закреплены мероприятия по оптимизации численности работников не менее чем на 3% во исполнение п.13 Указа Президента РБ от 29.10.2014 №УП-255 «О структуре исполнительных органов государственной власти РБ», цель - соблюдение численности муниципальных служащих. Распоряжением главы администрации MP Абзелиловский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ указано на принятие мер по обеспечению выполнения «дорожной карты», в числе ответственных исполнителей в отдельных мероприятиях закреплен заместитель главы администрации по социальной и кадровой политике. Плановых мероприятий по сокращению должности заместителя главы администрации MP Абзелиловский район РБ нормативными правовыми актами не предусмотрено. Соответственно оспариваемый акт не соответствует Конвенции МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», Конституции РФ. Принятие решения о сокращении должности заместителя главы администрации муниципального района Абзелиловский район РБ по социальным вопросам и кадровой политике, перераспределение его должностных обязанностей в иные структурные подразделения, способно причинить ущерб социальному развитию и социальному обеспечению на территории MP Абзелиловский район РБ, в условиях нестабильной экономической ситуации увеличивает риск несвоевременного решения проблем социально незащищенных категорий граждан, нарушит право истца на труд, на выбор рода деятельности и профессии, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ, поскольку происходит сокращение должности, предусматривающее последующее увольнение с работы.
Просит признать решение Совета MP Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в структуру администрации муниципального района Абзелиловский район РБ» незаконным, обязать Совет MP Абзелиловский район РБ отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в структуру администрации муниципального района Абзелиловский район РБ».
Ответчик, Совет муниципального района Абзелиловский район РБ, с предъявленными требованиями не согласился, считает, что они незаконны и необоснованны по основаниям, приведенным в письменном отзыве, согласно которому структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. Частью 1 ст. 7 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с п. 10 ст. 22 Устава муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, структура Администрации утверждается Советом по представлению главы Администрации, поэтому Администрация муниципального района Абзелиловский район в соответствии со ст. 22 Устава муниципального района Абзелиловский район направила представление о внесении изменений в структуру Администрации муниципального района Абзелиловский район в Совет муниципального района Абзелиловский район РБ. Данный вопрос обсуждался на заседании рабочей группы ДД.ММ.ГГГГ по подведению итогов работы за <данные изъяты> месяцев по плану мероприятий «Дорожной карты» по оптимизации бюджетных расходов, где в целях оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, направленных на повышение качества планирования и исполнения районного бюджета предлагалось сократить в аппарате управления Администрации должность заместителя главы Администрации по социальной и кадровой политике и утвердить новую структуру Администрации муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ. Совет муниципального района Абзелиловский район РБ своим Решением за № от ДД.ММ.ГГГГ, внес изменения и утвердил структуру Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, настоящее решение опубликовано в районных газетах «Абзелил» № от ДД.ММ.ГГГГ, а так же размещен на официальном сайте Администрации. На основании данного решения, в структуре Администрации сокращена должность заместителя главы Администрации по социальной и кадровой политике с ДД.ММ.ГГГГ, введена в структуру отдела по делопроизводству и работе с обращениями граждан должность ведущего специалиста. Указывает, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий, следовательно, представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет структуру местной администрации. Законодательные акты не содержат норм, обязывающих представительный орган муниципального образования в обязательном порядке предусматривать в структуре местной администрации все муниципальные должности муниципальной службы, которые предусмотрены в реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Более того, в разделе 3 Закона Республики Башкортостан от 07.12.2012 г., № 617-З «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» замещаемые в местной администрации муниципального района, указана только должность «заместитель главы Администрации» и нет конкретно должности заместитель главы по социальной и кадровой политике, как нет такой должности ни в одном законе. Исходя из вышеперечисленных нормативно-правовых актов, наличие наименования должности заместителя главы администрации по социальным вопросам и кадровой политике в Реестре должностей муниципальной службы Республики Башкортостан не является указанием на создание в обязательном порядке в структуре администрации этой должности. Таким образом, считаем правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Заинтересованное лицо, Администрация муниципального района Абзелиловский район РБ, с предъявленными требования не согласилось по аналогичным доводам.
В судебном заседании Истец исковые требования поддержал, просил удовлетворить, указав, что экономической необходимости в сокращении ее должности не было, принятие решения было вызвано неприязненными отношениями, сложившимися с главой администрации.
Представитель Истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, указал, что оспариваемое решение противоречит уставу муниципального образования, так как им изменяется структура администрации, что должно проводиться через изменения, вносимые в устав, соответственно нарушен порядок его вступления и опубликования, что является дополнительным основанием для признания акта недействительным.
Ответчик, представитель Совета муниципального района Абзелиловский район РБ, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что нормативный акт принят в соотвествии с уставом, с соблюдением порядка, установленного регламентом.
Заинтересованное лицо, Администрация муниципального района Абзелиловский район РБ в судебном заседании исковые требования не признало по доводам, изложенным в отзыве, просило в удовлетворении исковых требований отказать.
Прокурор в судебном заседании, давая заключение по иску, полагал необходимым отказать в его удовлетворении, указывая, что оно принято в соответствии с полномочиями, установленным порядком принятия, с соблюдением формы и вида, при этом проверка экономической целесообразности принятого акта не входит в перечень юридически значимых обстоятельств по делу, существенных нарушений закона при его издании ответчиком не допущено.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности заместителя главы администрации муниципального района Абзелиловский район по социальной и кадровой политике с возложением на нее обязанностей по этой должности в соответствии с должностной инструкцией, являющейся неотъемлемой частью трудового договора. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Согласно п. 1.2. трудового договора с муниципальным служащим на стороны трудового договора распространяются нормы действующего трудового законодательства, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в РФ», Закона РБ «О муниципальной службе в РБ».
Из уведомления истцу от ДД.ММ.ГГГГ следует, в соответствии с решением Совета MP Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в структуру администрации муниципального района Абзелиловский район РБ» на основании постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в штатное расписание Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан» занимаемая ею должность сокращена.
Решением Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан 437 от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения и утверждена структура Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ.
Согласно пункту 2 данного решения Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ предложено привести свои акты в соответствие с настоящим решением.
На основании данного Решения, в структуре Администрации MP Абзелиловского район сокращена должность заместителя главы Администрации по социальной и кадровой политике с ДД.ММ.ГГГГ, введена в структуру отдела по делопроизводству и работе с обращениями граждан должность ведущего специалиста (приложение № 1 указанного решения).
Настоящее Решение опубликовано в районных газетах «Абзелил» № 147-148 от 22.12.2015 года, а так же размещено на официальном сайте Администрации.
Согласно пункту 2 части 1, части 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 26 Устава муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан также относит решения районного Совета к числу муниципальных правовых актов муниципального района.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Проанализировав содержание оспариваемого решения, порядок его принятия и опубликования, суд приходит к выводу, что он носит нормативный характер, является нормативным правовым актом, поскольку издано представительным органов муниципального района, опубликовано в средствах массовой информации и содержит в себе нормы, изменяющие структуру администрации, направлено на регулирование отношений с неопределенным кругом лиц и рассчитано на неоднократное применение.
Согласно части 7 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно части 8 статьи 213 К АС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
При этом в силу обязательных для судов разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Аналогичные положения в настоящее время предусмотрены статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 17 указанного постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне (п.18 постановления).
В соответствии с подпунктом "а" абзаца 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспривании нормативных правовых актов полностью или в части» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 24 Постановления от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
<данные изъяты>
В силу части 8 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 10 статьи 22 муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, наделяющей Совет правом утверждения структуры Администрации района по представлению главы Администрации района.
Из материалов дела следует, что изменение структуры администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан произведено решением Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, подписанному председателем Совета, по представлению главы администрации от 03.12.2015г.
Ст. 63 Регламента Совета муниципального района Абзелиловский район № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены виды актов Совета, согласно которой Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района. Решение подписывается председателем Совета.
Таким образом, нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом местного самоуправления в надлежащей форме.
Относительно процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта суд приходит к следующему.
Совет муниципального района Абзелиловский район РБ осуществляет свою деятельность в соответствии Уставом и Регламентом Совета муниципального района Абзелиловский район № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.3 Регламента основной формой работы Совета являются заседания. Повестка дня утверждается Президиумом Совета муниципального района Абзелиловский район РБ.
В соответствии со ст. 20 Регламента Президиум Совета создается для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета и осуществления иных полномочий, предусмотренных Уставом, настоящим Регламентом и решениями Совета. Президиум Совета в том числе созывает заседания Совета, формирует проект повестки дня очередного заседания Совета, осуществляет предварительное рассмотрение и обсуждение вопросов, вносимых на рассмотрение Совета.
Оспариваемое решение принято на 33 заседании Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, которое созвано по постановлению Президиума Совета № от ДД.ММ.ГГГГ., которым, в свою очередь, определены дата, время и место созыва, повестка дня, согласно которой одним из вопросов повестки дня выступает структура Администрации Муниципального района Абзелиловский район РБ, что соответствует вышеприведенным требованиям Регламента.
Основанием для включения данного вопроса в повестку дня послужило представление Администрации муниципального района Абзелиловский районнаправленный в порядке статьи 22 Устава с приложением:
- копии «дорожной карты» по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов муниципального района Абзелиловский район;
- протокола заседания рабочей группы по подведению итогов работы по плану мероприятий «Дорожной карты» за 9 месяцев 2015г.;
- проекта решения о внесении изменений в структуру Администрации муниципального района <адрес> в Совет муниципального района Абзелиловский район РБ.
Согласно вышеуказанной «дорожной карте» одной из мер оптимизации бюджетных расходов выступает оптимизация структуры управления, в том числе путем принятия решения об оптимизации муниципальных служащих аппарата управления администрации муниципального района.
В соответствии с протоколом заседания рабочей группы по подведению итогов работы по плану мероприятий «Дорожной карты» за 9 месяцев 2015г. от ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение о внесении изменений в структуру, данное решение было принято коллегиально путем голосования всеми присутствующими в количестве 10 человек.
Депутатам совета об указанных решениях Президиума, принятых ДД.ММ.ГГГГ., сообщено телефонограммами, кроме того ДД.ММ.ГГГГ данная информация размещена на официальном сайте районной администрации в сети Интернет, ДД.ММ.ГГГГ. – в газете «Абзелил» (№) и газете «Оскон» (№).
В силу статьи 10 Устава Совет из состава депутатов Совета формирует постоянные комиссии и иные комиссии Совета.
Согласно ст. 21 Регламента постоянные и иные комиссии Совета являются подотчетными и подконтрольными органами Совета. Предметы ведения и порядок деятельности постоянных и иных комиссий Совета устанавливаются настоящим Регламентом, соответствующими положениями и решениями Совета.
В соответствии со ст. 26 Регламента постоянные комиссии предварительно рассматривают проекты решений Совета, внесенные главой администрации и иными субъектами правотворческой инициативы, дают по ним заключения.
Согласно Положению о постоянных комиссиях Совета муниципального района Абзелиловский район РБ (утв. Решением Совета № от ДД.ММ.ГГГГ.) подготовка проектов решений Совета по социальным вопросам, вопросам труда и занятости относится к ведению Постоянной комиссии по социально- гуманитарным вопросам, охране правопорядка (ст.27).
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что данный вопрос обсуждался на заседании указанной комиссии, поскольку связан с трудовыми вопросами, а не с бюджетом, вопреки доводам административному истца, полагавшего отнесение данного вопроса к компетенции ппостяонной комиссии по бюджету, налогам и вопросам собственности.
Проанализировав полномочия обоих комиссий, суд соглашается с позицией административного ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ. Постоянная комиссия по социально-гуманитарным вопросам, охране правопорядка на своем заседании приняла решение рекомендовать Совету утвердить проект решения «О внесении изменений в структуру Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ», данное решение принято большинством голосов (<данные изъяты> из <данные изъяты>-х присутствующих), в присутствии приглашенных лиц (<данные изъяты> человека), оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ., подписанным председателем комиссии и секретарем с последующим оформлением Решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное полностью соответствует положениям статей 4,5,7,8,20,21 Положения о постоянных комиссиях Совета муниципального района Абзелиловский район РБ.
ДД.ММ.ГГГГ. состоялось заседание Президиума Совета, на котором был рассмотрен вопрос «О внесении изменений в структуру Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ», из 7 присутствующих «за» проголосовало <данные изъяты> депутатов, <данные изъяты> воздержался. Данное заседание было проведено в соответствие с полномочиями, предоставленными ст.20 Регламента (осуществляет предварительное рассмотрение и обсуждение вопросов, вносимых на рассмотрение Совета) и в порядке, установленном ст.ст. 56, 58 Регламента.
В связи с чем, довод административного ответчика об отсутствии необходимости заседания Президиума дважды перед созывом Совета, судом отклоняется.
ДД.ММ.ГГГГ на 33 заседании Совета присутствовало <данные изъяты> депутатов из <данные изъяты>, в связи с чем необходимый кворум для работы Совета имелся (ст. 41 Регламента). При рассмотрении вопроса повестки «О внесении изменений в структуру Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ» «за» проголосовало <данные изъяты> депутатов, <данные изъяты> депутат воздержался, тем самым решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов, что соответствует ст. 50 Регламента.
Одним из доводов административного ответчика выступает несвоевременное извещение депутатов о повестке дня.
Действительно, согласно ст. 38 Регламента сообщение о времени, месте проведения заседания Совета и регистрации депутатов, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение, заблаговременно, как правило, не позднее, чем за три-пять дней до заседания, доводятся до сведения депутатов.
Вместе с тем указанное положение не содержит категоричного установления такого срока, поскольку выражение «как правило» не свидетельствует об императивности нормы, а носит рекомендательный характер.
Из протокола очередного 33 заседания Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан 3 созыва от ДД.ММ.ГГГГ. не следует, что от депутатов поступили какие-либо замечания по поводу несвоевременного доведения до них повестки дня либо каких-либо документов.
В связи с чем, а также принимая во внимание, что о незаконности может свидетельствовать только существенное нарушение порядка принятия нормативного акта (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.2009) данный довод административного истца отклоняется.
Свидетель ФИО9, допрошенный в ходе судебного заседания, пояснил, что заседание Президиума проводилось только <данные изъяты> раз, ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО10 суду пояснил, что заседания Президиума проводились два раза, <данные изъяты> и <данные изъяты> декабря.
Оценивая показания данных свидетелей, суд принимает в качестве доказательства показания ФИО10, поскольку они согласуются с иными доказательствами по делу (постановлением Президиума от <данные изъяты>.) и соответствуют положениям Регламента. Отсутствие ФИО9 на заседании <данные изъяты>. не свидетельствует, что этого заседания в этот день не было.
Оценивая показания свидетеля ФИО11, суд принимает во внимание, что они противоречат в части указания им дня заседания Постоянной комиссии по социально-гуманитарным вопросам, охране правопорядка (ДД.ММ.ГГГГ непосредственно перед заседанием Совета) протоколу заседания данной комиссии, который датирован <данные изъяты>. и подписан свидетелем ФИО11 как секретарем комиссии.
Довод административного истца, что оспариваемый нормативный акт был принят в результате сложившихся неприязненных отношений с главой администрации, судом отклоняется как не подтвержденный доказательствами по делу.
Так, решения Постоянной Комиссии, Президиума, Совета по вопросу внесения изменений в структуру администрации, приняты большинством голосов присутствующих лиц, с участием приглашенных лиц, а также в строгом соответствии с положениями Регламента и Устава. Процедура принятия такого решения, согласно указанным актам, обладает определенной сложностью и громоздкостью, с целью исключения принятия решений по личной инициативе отдельных должностных лиц. В данном случае она соблюдена, доказательств обратного суду не представлено, судом не добыто.
Показания свидетеля ФИО9, пояснившего суду, что на заседании Президиума, он говорил, что расправа и прихоть главы, суд оценивает критически, поскольку из протокола заседания Президиума от <данные изъяты>. следует, что ФИО9, выступая на заседания, таких высказываний не приводил, указав, что «сокращать должность не трудно, но со временем не возникнет ли вопрос обратно восстановить этот социальный блок?....конечно, глава сам определяет сколько человек у него должно работать ? Я – за ФИО13, но одно конкретно ясно, что через суд и прокуратуру она еще будет оспаривать наше решение. А в целом раз это необходимо в данное время для улучшения деятельности администрации суниципального района, то решение надо принять, но я воздержусь». Иного выступления ФИО9 данный протокол не содержит, в суде указанное лицо подтвердило содержание своего выступления.
Указание в обоснование заявления в качестве предполагаемого мотива изменения структуры администрации желание руководителя администрации уволить с работы ФИО1 не подтверждено доказательствами и не может являться основанием для признания решения недействующим, тем более глава лишь вносит проект муниципального акта на рассмотрение представительного органа местного самоуправления, а принятие акта осуществляется последним.
Таким образом, существенные положения законодательства, регулирующие процедуру принятия решений представительным органом местного самоуправления, соблюдены.
Относительно порядка опубликования суд приходит к выводу, что он в данном случае соблюден ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Согласно ст. 30 Устава муниципального района муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, направляются в официальное печатное средство массовой информации в течение 7 дней после их подписания.
Ст. 82 Регламента установлено, что в соответствии с законодательством и уставом решения Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в течение 7 дней после дня их подписания направляются в официальное печатное средство массовой информации муниципального района и вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием решения Совета считается первая публикация его полного текста в районных газетах «Оскон» и «Абзелил».
Результаты заседания совета и оспариваемое решение были опубликованы в средствах массовой информации (газета «Абзелил» № от 22.12.2015г.).
Таким образом, требование о публикации, сроках и порядке обнародования оспариваемого нормативного акта соблюдены.
Следовательно, оспариваемый ФИО1 нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом местного самоуправления в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, правил его обнародования, установленных приведенными выше правовыми нормами.
Доводы административного ответчика о том, что вышеназванное решение Совета противоречит пункту 2 статьи 19 Устава муниципального района Абзелиловский район, предусматривающему, что «изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав» судом отклоняется как основанный на неверном толковании нормы.
Согласно пункта 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 2 статьи 34 данного Федерального закона предусмотрено, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
Пунктом 1 статьи 19 Устава муниципального района определено, что структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: представительный орган муниципального района, именуемый Советом; глава муниципального района, именуемый председателем Совета; администрация муниципального района, именуемая Администрацией.
Изменение структуры органов местного самоуправления муниципального района осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий устав (п.2 ст. 19 устава).
Изучение иных положений Устава показало, что они не устанавливают структуру Администрации муниципального района (наименование и количество структурных подразделений, должностей).
Как следует из п. 10 ст. 22 Устава структура Администрации утверждается Советом по представлению главы Администрации, и при этом вносить изменения в Устав муниципального района не нужно. В структуру Администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации.
Указанное положение Устава полностью согласуется с частью 8 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Проанализировав положения Устава в системном анализе с нормами, содержащимися в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд приходит к выводу, что только при изменении структуры органов местного самоуправления муниципального района, необходимо внести соответствующие изменения в устав, при изменении структуры администрации муниципального района, которая является одной из составляющих частей структуры органов местного самоуправления, внесение изменения в устав не требуется.
Ссылки административного истца на нарушение права на труд и свободу труда несостоятельны, поскольку нормами трудового законодательства вопрос о структуре местной администрации не регулируется.
Также судом отклоняется ссылки истца на Методику расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований РБ утвержденной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований РБ», согласно которой закреплена предельная штатная численность заместителей Администрации муниципального района Абзелиловский район в количестве 5 единиц, рекомендуемую структуру администраций и городских округов Республики Башкортостан, предложенную в письме министра экономического развития Республики Башкортостан ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№г., поскольку данные документы не устанавливают обязательность существования в структуре администрации района должности заместителя главы администрации по социальной и кадровой политике, а носят рекомендательный характер. Установление конкретной структуры, численности аппарата Администрации относится к вопросам ведения органом местного самоуправления.
В судебном заседании было достоверно подтверждено, что принятие оспариваемого решения Совета отнесено к усмотрению Совета муниципального района, при этом целесообразность принятого Советом решения судом оцениваться не может.
Истец не лишен права заявлять об отсутствии целесообразности сокращения занимаемой ею должности при оспаривании своего увольнения по сокращению штатов. Вместе с тем, из пояснений истца, до настоящего времени ею увольнение в установленном порядке не оспорено.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан принято в соответствии с законом в пределах полномочий органов местного самоуправления, с соблюдением установленной формы, порядка принятия и опубликования, доказательств не соответствия его нормативному акту, обладающему большей юридической силой, не представлено и судом не добыто, вследствие чего в удовлетворении заявления следует отказать, ввиду его необоснованности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 по административному иску к <адрес> РБ о признании незаконным решения <адрес> РБ незаконным и понуждении к отмене решения Совета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.К. Янузакова