Дело № 2а-356/2017
Решение
Именем Российской Федерации
18 мая 2017 года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Л.М.О., представителя административного истца Х.Н.В., представителя административного ответчика С.А.В., при секретаре Ивановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ООО «Водоканалсервис» к администрации городского округа город Шарья Костромской области об оспаривании постановления администрации городского округа город Шарья №_____ от 28.11.2016г.,
Установил:
ООО «Водоканалсервис» обратилось в суд с административным заявлением к администрации городского округа город Шарья Костромской области о признании полностью недействующим постановления администрации городского округа город Шарья Костромской области №_____ от 28.11.2016г. «Об отмене постановления
администрации городского округа город Шарья от 17.08.2016г. №_____ «О внесении
изменений в постановление главы городского округа город Шарья от 19.02.2014
года №_____ «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных
водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город
Шарья».
Требование мотивируется тем, что ООО «Водоканалсервис» является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Шарья. В связи с этим административный истец оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения абонентам - физическим и юридическим лицам на территории данного муниципального образования.
ООО «Водоканалсервис» при осуществлении своей деятельности
руководствуется, в том числе следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 (далее
- ФЗ №7), Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от
07.12.2011 (далее - ФЗ № 416), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 (далее - Правила №644).
В силу ст. 22 ФЗ № 7 в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливается ряд нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в частности нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Под нормативами допустимых сбросов понимаются нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст.1 ФЗ №7).
Таким образом, для ООО «Водоканалсервис» как организации, осуществляющей сброс загрязняющих веществ в водные объекты, приказом Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области №_____ от ________ года утверждены перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в р. Шолешка по выпуску №_____ (Шарьинское представительство ООО «Водоканалсервис»), которые административный истец обязан соблюдать.
Поскольку согласно ст. 3 ФЗ №7 одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, административный истец в соответствии со ст. 16 ФЗ №7 вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду (за сброс загрязняющих веществ в водные объекты).
В силу ч.4 ст. 16.2 ФЗ №7 при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Соответственно, ООО «Водоканалсервис» обязано соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и производить плату за сброс таких веществ в водный объект, размер которой возрастает в случае превышения нормативов допустимых сбросов.
Кроме того, за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (п.3 ст. 22 ФЗ №7).
В свою очередь, в соответствии с пп. «ж», «и» п.35 Правил № 644 на абонентов возложена обязанность соблюдать нормативы водоотведения по составу сбрасываемых сточных вод, а также обязанность вносить плату за нарушение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п.2 Правил №644 нормативы водоотведения по составу сточных вод - это показатели состава сточных вод абонентов, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».
На основании п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999 (далее - Правила №167) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод па очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
В соответствии с вышеуказанными условиями постановлением администрации городского округа город Шарья №_____ от ________ года (в редакции постановления №_____ от ________ года) утвержден перечень и допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточной воде для приема в системы канализации городского округа город Шарья.
Нормативы водоотведения по составу сточных вод для абонентов в вышеуказанной редакции отвечают требованиям п.61 Правил №_____ и являются экологически обоснованными при действующих нормативах сбросов, утвержденных природоохранными органами для гарантирующей организации.
Несмотря на это, администрацией городского округа город Шарья 28 ноября 2016 года вновь принято постановление №_____ «Об отмене постановления администрации городского округа город Шарья от 17.08.2016 №_____ «О внесении изменений в постановление главы городского округа город Шарья от 19.02.2014 года №_____ «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья». Данный нормативно-правовой акт опубликован 29 ноября 2016 года в официальном издании администрации городского округа город Шарья «Ведомости Шарьи» №_____ (331) и вступил в законную силу.
При этом, основания для возврата к ранее применявшимся значениям концентраций загрязняющих веществ отсутствуют. На момент внесения изменений в Условия приема загрязняющих веществ, не поменялись критерии для расчета нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, определенные п.61 Правил №_____.
ООО «Водоканалсервис» полагает, что постановление администрации городского округа город Шарья №_____ от 28.11.2016 не соответствует требованиям п.61 Правил №_____. Нормативы водоотведения, действующие в редакции постановления администрации городского округа город Шарья №_____ от 19.02.2014 по ряду химических показателей приняты с нарушением данного пункта Правил №_____.
При установлении нормативов водоотведения для абонентов должны учитываться степень очистки сточных вод от загрязняющих веществ, нормативы допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные для гарантирующей организации, а также техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ. Следовательно, допустимая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения канализации, исходя из условий обеспечения нормативного качества сточных вод при сбросе в водный объект (мг/л), рассчитывается по формуле:
Сдк = (Сндс х 100) : (100 - Э), где:
С дк - допустимая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах абонента;
С ндс - нормативы допустимых сбросов в водный объект;
Э - эффективность очистки сточных вод от загрязняющего вещества, удаляемого на очистных сооружениях населенного пункта.
В редакции оспариваемого постановления, в нарушение п. 61 Правил №167 спорные нормативы по загрязняющим веществам: БПКполное, ХПК, взвешенные вещества, фосфаты, СПАВ-анион, аммоний-ион, железо (раств. формы), медь, фенол, сульфат-анион, нефтепродукты и формальдегид установлены без учета соблюдения норм допустимых сбросов сточных вод в водный объект, утвержденных природоохранными органами, и эффективности степени очистки сточных вод.
ООО «Водоканалсервис» полагает, что постановление администрации городского округа город Шарья №_____ от 28.11.2016, отменяющее ранее действующие нормативы водоотведения, нарушает следующие права и интересы административного истца.
После вступления в законную силу вышеуказанного нормативного акта требования к абонентам по соблюдению нормативных показателей концентраций загрязняющих веществ в сточных водах являются заниженными, а по отношению к гарантирующей организации при сохранении прежних нормативов допустимых сбросов - не соответствующими степени очистки сточных вод и, соответственно, обременительными.
В связи с чем, ООО «Водоканалсервис» вынуждено нести дополнительные финансовые затраты на очистку сбрасываемых абонентами стоков с повышенной концентрацией загрязняющих веществ в целях соблюдения установленных административному истцу природоохранными органами нормативов допустимых сбросов в водный объект.
Кроме того, ООО «Водоканалсервис» в соответствии с п.п. «е» п.34 Правил №_____ осуществляет контроль за соблюдением абонентами нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведеиия сточных вод, а в случае их нарушения согласно п.п. «г» п.36 Правил №_____, п. 69 Правил №_____ производит расчет абонентам за услуги водоотведения со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ. В связи с применением административным истцом постановления администрации городского округа город Шарья №_____ от 19.02.2014 (в редакции постановления администрации городского округа город Шарья №_____ от 28.11.2016) ряд абонентов освобождается от оплаты услуг водоотведения с превышением нормативных свойств сточных вод либо размер платы для абонентов снижается, поскольку нормативы водоотведения завышены.
Таким образом, ООО «Водоканалсервис», используя в своей деятельности спорный нормативно-правовой акт, несет убытки, вызванные дополнительными расходами на очистку сбрасываемых сточных вод и недополученными денежными средствами от абонентов, осуществляющих сброс в большей степени загрязненных сточных вод.
В судебном заседании представитель административного истца Х.Н.В. требование о признании полностью недействующим постановления администрации городского округа город Шарья Костромской области №_____ от 28.11.2016г. поддержала по тем же основаниям, дополнительно пояснила, что ранее установленный технологическим регламентом 2014 года технологический процесс очистки сточных вод изменился с июля 2015 года, в процессе очистки стал использоваться «биофокс». Также в 2015 году изменился и перечень абонентов, у которых производится отбор проб на наличие загрязняющих веществ. Объем загрязняющих веществ, сбрасываемых в систему канализации, увеличился.
Административным ответчиком представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых представитель ответчика исковые требования не признал, указав следующее.
Постановлением администрации городского округа город Шарья Костромской области от 19.02.2014 года №_____ утверждены «Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья», а также определен перечень и допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточной воде для приема в системы канализации городского округа город Шарья.
На основании письма ООО «Водоканалсервис» от 30.06.2016 года №_____, в котором, ссылаясь на изменение параметров очистки сточных вод от загрязняющих веществ на очистных сооружениях канализационного хозяйства Шарьинского представительства, организация просила внести изменение в постановление главы самоуправления городского округа город Шарья от 19.04.2014г. №_____. постановлением администрации городского округа город Шарья от 17.08.2016г. №_____ были внесены изменения в несуществующее постановление главы городского округа город Шарья от 19.02.2014г. №_____.
При этом в муниципальном образовании городской округ город Шарья действует постановление администрации городского округа город Шарья от 19.02.2014 года.
Более того, после принятия администрацией городского округа город Шарья постановления №_____ от 17.08.2016 года, стали поступать многочисленные жалобы о незаконности принятия данного акта. Так, генеральным директором ООО «Кроностар» в адрес администрации было направлено письмо от 03.10.2016г., в котором содержалась просьба о разъяснении причин снижения концентрации загрязняющих веществ, допустимые к водоотведению в централизованную систему водоотведения г.Шарья и предоставлении обоснования и расчета данных концентраций. К данному письму было приложено письмо ООО «Водоканалсервис» от 17.02.2014 года №_____, в котором отражены установленные для ООО «Водоканалсервис» нормативы допустимых сбросов веществ (НДС) и микроорганизмов в водный объект, в то время как срок действия норматива водоотведения составляет 5 лет, и подлежит изменению в случае изменения технологии производства, состава и свойств сточных вод (в силу п.138, 143 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"). До принятия обжалуемого нормативного акта администрации (№_____ от 28.11.2016г.) НДС для ООО «Водоканалсервис» не изменялись, что подтверждается, в том числе выпиской из экспертного заключения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» от 22.08.2012 года №_____ по проекту нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами Шарьинского представительства ООО «Водоканалсервис».
Фактически разработчиками постановления №_____ от 17.08.2016 года при установлении допустимой концентрации загрязняющих веществ расчет показателей не осуществлялся (принят вариант, предложенный ООО «Водоканалсервис»), что является незаконным. В связи с чем администрацией городского округа город Шарья 28.11.2016 года постановлением №_____ было отменено постановление администрации городского округа город Шарья от 17.08.2016 года №_____.
Расчет нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации городского округа город Шарья, на который ссылается административный истец, представленный ООО «Водоканалсервис» 30.06.2016 года №_____, является незаконным по той причине, что методические рекомендации, утвержденные Приказом Госстроя России от 06.04.2001 года №_____, на основании которых был произведен расчет, признаны утратившими силу в соответствии с Приказом Минстроя России от 10.06.2014 №_____пр.
Довод административного истца об увеличении объема сбрасываемых веществ, а также изменения технологического регламента очистных сооружений является необоснованным.
В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22.10.2007 N 246-а "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области" определено, что нормативы водоотведения или сброса сточных вод по объему (лимиты водоотведения) и по составу сточных вод (допустимые сбросы загрязняющих веществ) устанавливаются органами местного самоуправления, ПДК загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в сеть одинаковы для всех предприятий и утверждаются они органами местного самоуправления с учетом следующих условий:
1) соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных организации ВКХ Ростехнадзором по Костромской области;
2) обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
3) технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от загрязняющих веществ;
4) защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации от вредного
воздействия загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Администрацией при принятии оспариваемого акта изучались все вышеперечисленные условия, в связи с чем и была выявлена незаконность постановления №_____ от 17.08.2016г., которое и так являлось незаконным в связи с тем, что постановление главы городского округа город Шарья №_____ от 19.02.2014 года не издавалось. Соответственно, и постановлением №_____ ООО «Водоканалсервис» руководствоваться не мог, так как по факту в настоящее время действует постановление администрации городского округа город Шарья от 19.02.2014 года №_____, в которое не вносились изменения, которое не оспорено в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного ответчика С.А.В. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего оспариваемое постановление администрации городского округа город Шарья №_____ от 28.11.2016г. законным, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.
Согласно п. 1 ст. 22 указанного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Указанные Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Пунктом 2 данных Правил определено понятие "нормативы водоотведения по составу сточных вод" - это показатели состава сточных вод абонентов, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Согласно п. 61 Правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г. № 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
В соответствии с п. 61 указанных Правил администрацией городского округа город Шарья 19.02.2014 года приято постановление №_____ «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья» (л.д. 9-16).
Данным постановлением (приложение №_____) установлены перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ, принимаемых в бассейны канализования городского округа г. Шарья. Условия являются обязательными для всех абонентов, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации городского округа г. Шарья (п. 4 раздела 1 Условий).
17.08.2016г. администрацией городского округа город Шарья принято постановление №_____ «О внесении изменений в постановление главы городского округа город Шарья от 19.02.2014 года №_____ «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья» (л.д. 17-18).
Указанным постановлением установлены иные допустимые концентрации загрязняющих веществ.
28.11.2016г. администрации городского округа город Шарья Костромской области принято постановление №_____ от «Об отмене постановления
администрации городского округа город Шарья от 17.08.2016г. №_____ «О внесении
изменений в постановление главы городского округа город Шарья от 19.02.2014
года №_____ «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных
водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город
Шарья» (л.д. 19).
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 7 указанной статьи устанавливает, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов и городских округов, в которых проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта Российской Федерации определяются критерии включения муниципальных районов и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Устава городского округа город Шарья систему муниципальных правовых актов городского округа образуют, в том числе правовые акты главы городского округа, администрации городского округа.
Согласно ч. 2.1 указанной статьи Устава проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном Думой городского округа город Шарья в соответствии с Законом Костромской области от 16.07.2014 N 557-5-ЗКО "Об экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценке регулирующего воздействия проектов таких актов".
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (ч. 3 ст. 38 Устава).
Постановлением администрации городского округа город Шарья Костромской области от 03.12.2014 N 1375 (в редакции постановления администрации городского округа город Шарья Костромской области от 15.02.2016 N 122) утвержден Регламент администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее - Регламент).
Регламент - свод правовых норм, регулирующих порядок организации деятельности администрации по реализации ее полномочий как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, взаимодействия отраслевых (функциональных органов) Администрации (статья 2 Регламента).
Согласно ст. 27 Регламента проекты правовых актов, подлежащих проведению оценки регулирующего воздействия, должны быть согласованы с отделом экономического развития.
В соответствии со ст. 29 Регламента юридическую экспертизу проектов правовых актов осуществляет юридический отдел Администрации. Обязательной юридической экспертизе подлежат проекты постановлений и распоряжений главы городского округа, Администрации.
В силу ч. 6 ст. 5 Закона Костромской области от 10.03.2009 N 450-4-ЗКО "О противодействии коррупции в Костромской области" органы местного самоуправления проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии со ст. 30 Регламента проекты постановлений и распоряжений Администрации в соответствии с Законом Костромской области от 10.03.2009 N 450-4-ЗКО "О противодействии коррупции в Костромской области" подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, проводимой юридическим отделом Администрации.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ч. 9 данной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемый нормативный правовой акт не содержит иных положений, кроме отмены постановления администрации городского округа город Шарья от 17.08.2016г. №_____, в связи с чем, при разрешении дела подлежит проверке законность оснований для отмены указанного постановления, то есть законность принятия постановления №_____ от 17.08.2016г.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 16.07.2014г. № 557-5-ЗКО "Об экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценке регулирующего воздействия проектов таких актов" проекты муниципальных нормативных правовых актов городского округа город Кострома, а также иных городских округов и муниципальных районов Костромской области, включенных в перечень муниципальных образований Костромской области, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городского округа город Кострома, а также иных городских округов и муниципальных районов Костромской области, включенных в перечень муниципальных образований Костромской области, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона муниципальные нормативные правовые акты городского округа город Кострома, а также иных городских округов и муниципальных районов Костромской области, включенных в перечень муниципальных образований Костромской области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городского округа город Кострома, а также иных городских округов и муниципальных районов Костромской области, включенных в перечень муниципальных образований Костромской области, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящей статьи.
При проведении экспертизы муниципальных нормативных правовых актов проводятся исследования муниципального нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой его применения на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, публичные консультации по муниципальному нормативному правовому акту, в том числе рассмотрение и учет замечаний, предложений, рекомендаций, информационно-аналитических материалов, поступивших в ходе публичных консультаций, составление мотивированного заключения об экспертизе муниципального нормативного правового акта.
В целях привлечения широкого круга представителей предпринимательского сообщества, экспертных организаций уполномоченный орган местного самоуправления заключает соглашения о взаимодействии при проведении экспертизы муниципальных нормативных правовых актов с некоммерческими организациями, выражающими интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, экспертными организациями.
Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления не была проведена оценка регулирующего воздействия проекта постановления администрации городского округа город Шарья №_____ от 17.08.2016г. в соответствии со ст. 3 Закона Костромской области от 16.07.2014г. №_____-ЗКО "Об экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценке регулирующего воздействия проектов таких актов", ч. 2.1 ст. 38 Устава городского округа город Шарья, ст. 27 Регламента.
При этом постановление администрации городского округа город Шарья №_____ от 17.08.2016г. непосредственно затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории городского округа г. Шарья. Об этом, в частности свидетельствует расчет платы от 13.12.2016г. №_____, направленный ООО «Водоканалсервис» в МУП «Шарьинская ТЭЦ», из которого следует, что плата за отведение в систему канализации г. Шарья 1 куб.м. сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в соответствии с постановлением администрации городского округа город Шарья №_____ от 19.02.2014г., с изменениями, внесенными постановлением администрации городского округа город Шарья №_____ от 17.08.2016г., составляет 11,82 руб. без НДС, а с 29.11.2016г. в соответствии с постановлением администрации городского округа город Шарья №_____ от 19.02.2014г. составляет 0,68 руб. без НДС (л.д. 67-69).
Юридическая экспертиза проекта постановления администрации городского округа город Шарья №_____ от 17.08.2016г., которая в силу ст. 29 Регламента является обязательной, юридическим отделом Администрации проведена не была.
Также не была проведена антикоррупционная экспертиза проекта указанного постановления, которая должна быть проведена в соответствии со ст. 30 Регламента.
При этом постановление администрации городского округа город Шарья №_____ от 17.08.2016г. принято лишь на основании письма ООО «Водоканалсервис», направленного в адрес администрации городского округа г. Шарья с приложением расчета нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, составленного ООО «Водоканалсервис» на оснований полученных этой же организацией данных (л.д. 38-39, 96-98).
В материалах дела отсутствуют сведения о проверке органом местного самоуправления данного расчета, представитель административного ответчика ссылается на то, что проверка расчета не проводилась.
Тогда как в силу п. 61 Правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г. №_____, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту с учетом, в том числе обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
В связи с чем, по мнению суда, при установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам городского округа г. Шарья, органу местного самоуправления необходимо было с привлечением представителей предпринимательского сообщества проверить обоснованность представленного ООО «Водоканалсервис» расчета нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, с учетом рассмотрения представленных всеми заинтересованными лицами замечаний, предложений и рекомендаций, при необходимости с привлечением экспертных организаций, принять обоснованное решение об установлении допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточной воде для приема в системы канализации городского округа.
Также суд учитывает, что постановлением администрацией городского округа город Шарья №_____ от 17.08.2016г. были внесены изменения в постановление главы городского округа город Шарья от 19.02.2014 года №_____, тогда как постановление от 19.02.2014 года №_____ принято администрацией городского округа.
Таким образом, в нарушение системы муниципальных правовых актов, установленной п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 38 Устава городского округа город Шарья, постановлением администрации городского округа город Шарья №_____ от 17.08.2016г. были внесены изменения в несуществующий муниципальный правовой акт.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что у администрации городского округа г. Шарья имелись законные основания для отмены постановления администрации городского округа город Шарья №_____ от 17.08.2016г.
Администрация городского округа город Шарья имела полномочия на издание оспариваемого нормативного правового акта в форме постановления администрации городского округа город Шарья, при рассмотрении дела судом не установлено несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах оснований для признания полностью недействующим постановления администрации городского округа город Шарья Костромской области №_____ от 28.11.2016г. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска ООО «Водоканалсервис» к администрации городского округа город Шарья Костромской области о признании полностью недействующим постановления администрации городского округа город Шарья Костромской области №_____ от 28.11.2016г. «Об отмене постановления
администрации городского округа город Шарья от 17.08.2016г. №_____ «О внесении
изменений в постановление главы городского округа город Шарья от 19.02.2014
года №_____ «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных
водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город
Шарья», - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: Д.Н. Шушков