ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3570/2022 от 18.04.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2022-002810-78

Дело № 2а-3570/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2022 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Еремеева О.И.,

при секретаре Севостьяновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО о признании незаконными действий (бездействия) Администрации города Южно-Сахалинска совершенные в период с 26.07.2019 г. по 21.03.2022 г. по реализации программы «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденную постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. в отношении ФИО и возложении обязанности исполнить указанную программу в отношении ФИО в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу,

с участием:

представителя административного истца (ФИО) – ФИО;

представителя административного ответчика (Администрации города Южно-Сахалинска) и заинтересованного лица (МКУ «<данные изъяты>) – ФИО,

УСТАНОВИЛ:

ФИО (далее также – истец) обратилась в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением, указав в обоснование следующее. Истец является собственником <адрес>. Постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска от 2019 года указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, при этом на МКУ «<данные изъяты>» была возложена обязанность внести изменения в муниципальную программу «Обеспечение населения городского округа «<адрес>» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденную постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. . Однако в срок до 21.03.2022 г. Администрация города Южно-Сахалинска не предприняла мер, направленных на исполнение положений, закрепленных в указанной программе. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с административными исковыми требованиями о признании незаконными действий (бездействия) Администрации города Южно-Сахалинска совершенные в период с 26.07.2019 г. по 21.03.2022 г. по реализации программы «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. в отношении ФИО и возложении обязанности исполнить программу «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. в отношении ФИО в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

ФИО в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

ФИО в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, отметила, что программа, утвержденная постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. в 2020 году признана утратившей силу, в связи с чем какие-либо работы по данной программе не производились, а следовательно нарушений прав, свобод и законных интересов истца, связанных с не исполнением указанной программы - не имеется. Обратила внимание суда, что программы от 21.08.2014 г. , которую указывает истец в иске - не существует.

ФИО в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Согласно выписке из ЕГРН от 29.03.2022 г. истец является собственником <адрес> с 08.12.2014 г.

Как установлено судом, 11.06.2019 г. в заключении межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданная в соответствии с постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 04.10.2018 г. , указала на наличие оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Так, межведомственной комиссией указано, что физический износ объекта составляет <данные изъяты>%, его строительные конструкции находятся в аварийном техническом состоянии, выполнение капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома нецелесообразно, поскольку стоимость восстановительных работ превысит стоимость строительства нового здания из аналогичных материалов.

Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 25.07.2019 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); на МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» возложена обязанность внести изменения в программу «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденную постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. в части включения в нее многоквартирного <адрес>; установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного <адрес> – 31.12.2022 г.

Впоследствии постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 30.12.2019 г. в программу «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденную постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. , внесены изменения в части включения в нее <адрес>

Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 27.08.2021 г в постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 25.07.2019 г. внесены изменения и установлен срок отселения – 31.12.2024 г.

Из материалов дела также усматривается, программа «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденная постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. (об исполнении которой требует истец), признана утратившей силу с 31.07.2020 г. постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 30.12.2020 г. .

При таких обстоятельствах, на 31.12.2021 г., а также на момент подачи иска в суд (на 22.03.2022 г.) со стороны Администрации города Южно-Сахалинска отсутствует какое-либо бездействие в виде неисполнения утратившей силу с 31.07.2020 г. программы «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденная постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. , как отсутствует и обязанность по ее исполнению.

Впоследствии спорный жилой дом вошел в муниципальную программу «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2020 – 2025 годы», утвержденную постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 12.11.2019 г. , которой срок отселения граждан установлен до 2025 года включительно.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Поскольку, как установлено судом, программа «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденная постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. – отсутствует, а программа «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденная постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. утратила силу 31.07.2020 г., постольку фактом не исполнения Администрацией города Южно-Сахалинска указанных программ не нарушаются права, свободы и законные интересы ФИО что является основанием к отказу в удовлетворении иска.

Срок на обращение в суд с рассматриваемым иском, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ФИО не пропущен.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать ФИО в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий (бездействия) Администрации города Южно-Сахалинска совершенные в период с 26.07.2019 г. по 21.03.2022 г. по реализации программы «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. в отношении ФИО и возложении обязанности исполнить программу «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015 – 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 г. в отношении ФИО в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.И. Еремеев

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья О.И. Еремеев