УИД 78RS0020-01-2019-003263-55
Дело № 2а-3573/2019 12 августа 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Зейналовой К.О.
при секретаре Малеваном А.А.
с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии МО пос. Шушары о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, просил отменить решение избирательной комиссии муниципального образования пос. Шушары от 22.07.2019 № 0 «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №1»; обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №1, указывая, что подал документы на выдвижение в качестве депутата Муниципального совета внутригородского муниципального образования пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу №1. 22.07.2019 избирательная комиссия вынесла решение «об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты, с которым административный истец не согласен, поскольку каких либо замечаний к содержанию или форме предоставленных административным истцом в избирательную комиссию документов у членов избирательной комиссии, осуществляющих прием документов, не имелось; административным ответчиком нарушен п. 1.1 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, в связи с чем не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата.
В судебное заседание административный истец ФИО1 явился, на удовлетворении административного иска настаивал.
В судебное заседание представитель административного ответчика адвокат Русякина И.В. явилась, иск не признала, пояснила суду, что подписные листы не соответствуют установленной Федеральным законом форме в части наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, а подписных листах не указан адрес сборщика подписей, в связи с чем подписи в указанных листах подлежат признанию недействительными, кроме того справка о доходах кандидата содержит недостоверные сведения.
Прокурор Савельева А.В. в судебное заседание явилась, полагала административный иск подлежащим частичному удовлетворению, с возложением обязанности на административного ответчика рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург поселок Шушары от 22.07.2019 № 0 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №1 на основании пп. «в», пп. «д», пп. «з» ч. 4 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", в связи с тем, что порядок выдвижения кандидата не соответствует требованиям ст.ст. 22-29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 в части: п. 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 – в заявлении указаны неполные сведения о профессиональном образовании кандидата (отсутствует квалификация и дата выдачи диплома); п. 5 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 – договор с лицом, осуществляющим сбор подписей, оформлен с нарушением (в качестве заказчика указано третье лицо); пп. «б» п. 3 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 – данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, вносились с нарушением (л.д. 9).
Согласно п. 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно пп. «б» п. 3 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются.
Из заявления ФИО1 о согласии баллотироваться от 10.07.2019 усматривается, что реквизиты документа об образовании и о квалификации не содержали даты выдачи диплома (л.д. 28-29).
Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
19.07.2019 избирательной комиссией ФИО1 выдано извещение, в соответствии с которым ему предложено в срок не позднее 21.07.2019 устранить недостатки заявления, указав дату выдачи диплома и квалификацию (л.д. 76).
20.07.2019 ФИО1 подал в избирательную комиссию заявление о внесении изменений в заявление, представив новое заявление от 20.07.2019, содержащее дату выдачи диплома, регистрационный номер диплома и квалификацию (л.д. 78-79).
Таким образом, ФИО1 внес изменения в ранее предоставленные сведения о кандидате, что не противоречит п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Довод представителя административного ответчика о том, что ФИО1 предоставил недостоверные сведения о доходах, поскольку не представил справки о не получении прибыли от обществ с ограниченной ответственностью, в которых он является владельцем акций, не является основанием для отказа в регистрации кандидата, данные обстоятельства подлежали проверке в порядке п. 10 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 и в случае выявления недостоверных сведений, указанная информация подлежала опубликованию в средствах массовой информации (п. 12 указанной статьи).
В соответствии с п. 5 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей избирателей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей избирателей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.
ФИО1 представил в избирательную комиссию договор на оказание услуг от 10.07.2019, заключенный между ФИО1 с ФИО2, в соответствии с которым ФИО1 поручает, а ФИО2 принимает на себя обязанность оказать следующую услугу: собрать подписи в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №1 (л.д. 31).
То обстоятельство, что в разделе юридические адреса сторон указана фамилия ФИО3 является технической ошибкой и не указывает на то, что договор заключен в интересах третьего лица, учитывая также, что реквизиты документа удостоверяющего личность указаны верно.
Таким образом, у избирательной комиссии не имелось оснований полагать, что подписи избирателей собраны в нарушение п. 5 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46.
Довод административного ответчика о том, что в подписных листах не указан адрес сборщика подписей, не может быть принят во внимание, поскольку из подписных листов усматривается, что сборщик подписей указал, что не имеет места жительства в пределах Российской Федерации.
Поскольку законодатель в ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ указал, что для целей настоящего Федерального закона применяемые термин адрес места жительства означает - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в подписных листах адрес места жительства должен указываться с учетом вышеуказанного.
На момент сбора подписей, постоянной или временной регистрации по месту жительства или пребывания на территории Российской Федерации ФИО2 не имела, что административным ответчиком не оспаривалось и было ему известно, поскольку ФИО2 также подала документы на регистрацию в качестве кандидата в депутаты, соответственно в подписных листах правомерно указаны сведения о том, что сборщик подписей не имеет места жительства на территории Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 форма подписного листа устанавливается в соответствии с Федеральным законом.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Не указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, а именно вместо: «Муниципальный Совет муниципального образования поселок Шушары», кандидатом внесено: «Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары», не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку подобное, более расширенное изложение наименования представительного органа муниципального образования при правильном указании даты проведения выборов не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Кроме того, решением муниципального совета муниципального образования поселок Шушары № 0 от 19.06.2019 назначены выборы именно депутатов муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва на воскресенье 08 сентября 2019 года, что ввело граждан в заблуждение относительно наименования представительного органа муниципального образования. Наименование представительного органа в подписных листах соответствует наименованию представительного органа указанному Муниципальным советом МО пос. Шушары в своем решении о назначении выборов депутатов.
В соответствии с пп. «в», «д», «з» п. 4 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Поскольку судом установлено, что документы, представленные для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата оформлены в соответствии с требованиями закона, оснований для признания подписей избирателей в подписных листах недействительными не имеется, суд приходит к выводу о незаконности решения Избирательной комиссии внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары от 22.07.2019 № 0 «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу №1» и его отмене.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, - также при наличии решения о выдвижении, указанного в пункте 7 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга), иных документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при условии поддержки выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в статье 35.1 Федерального закона, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Вместе с тем, признавая незаконным решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, суд не вправе обязать избирательную комиссию принять решение о регистрации ФИО1 в качестве кандидата, поскольку согласно положениям законодательства о выборах регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке. В связи с чем, в данной части требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд полагает возможным обязать Избирательную комиссию внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу №1.
При этом, при принятии решения избирательной комиссией, она должна учитывать установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, а именно то, что ФИО1 представил в Избирательную комиссию внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары необходимые в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 и Федеральным законом от 12.07.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, поддержка выдвижения кандидата ФИО1 избирателями подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Принимая во внимание, что предметом иска по настоящему делу является требование о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, при том, что замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу интересам как административного истца так и его избирателей, суд полагает возможным обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1,- удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары от 22.07.2019 № 0 «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу №1».
Обязать Избирательную комиссию внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу №1 с учетом установленных судом в рамках настоящего дела обстоятельств.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, но подлежит немедленному исполнению.
Судья