ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-357/20 от 22.05.2020 Псковского районного суда (Псковская область)

Дело *

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2020 года город Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре Александровой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным и отмене предписания от ** об устранении нарушения земельного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным и отмене предписания от ** об устранении нарушения земельного законодательства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора купли-продажи от * он является собственником земельного участка с * для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1398 кв.м, расположенного по адресу: *. Границы участка установлены по землеустроительному делу от *. В связи с поступлением заявления Д. и на основании Распоряжения руководителя Управления Росреестра по Псковской области *гр от * в период с * по * проведена внеплановая документарная и выездная проверка принадлежащего ему земельного участка. До начала проверки * ему было вручено два Распоряжения на проведение внеплановой проверки, первое от **/гр в установленный законом срок, т е. за сутки до начала проверки, а второе Распоряжение от ** было вручено за 19 часов до начала проверки, что является нарушением. Вторым Распоряжением было внесено изменение в первое Распоряжение от *, к предстоящей проверке привлечен специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления – государственный инспектор по использованию и охране земель К.* при проведении проверки К. не предъявил служебного удостоверения. Истец считает, что при проведении проверки были нарушены требования Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Управления Росреестра от **. По результатам проверки было вынесено Предписание об устранении выявленного нарушения требования земельного законодательства РФ * от *. В Предписании допущены грубые нарушения законодательства - результаты измерений земельного участка указаны ориентировочно, без учета допустимых отклонений. С данным предписанием он не согласен, считает его незаконным. Кроме того, установить забор по зарегистрированным границам он не может, т.к. имеется кадастровая ошибка.

В судебном заседании О. поддержал заявленные требования и доводы. Полагал, что проверка проведена с нарушениями и предписание является незаконным. При этом не отрицал факт того, что его забор не соответствует зарегистрированным координатам участка.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что в соответствии с пп.3 п.6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ, пп.3 «в» п.43 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Росреестром от ** поступление в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений граждан о нарушениях их имущественных прав является основанием для проведения внеплановых проверок соблюдения гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации. Проверка в отношении административного истца была проведена на основании заявления Д., мотивированного представления главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по *У. и в соответствии с распоряжением руководителя Управления о проведении внеплановой документарной и выездной проверки от **/гр. Согласно данному распоряжению проверка была назначена в период с * по *, осмотр земельного участка – * в 11 часов. Уведомление о проведении проверки административному истцу было направлено * исх. * почтовым отправлением. Поскольку административный истец долгое время не получал извещение в отделении почтовой связи, информация о проведении проверки до него была доведена по телефону * в 09 час. 13 мин. Извещение с приложенным Распоряжением от **/гр. административному истцу было лично вручено * в 10 час.33 мин. Тот факт, что распоряжение */гр. от * о внесении изменений в распоряжение от **/гр., которым специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по *К. был дополнительно включен в качестве лица, уполномоченного на проведение проверки, административным истцом было получено в день проверки, не свидетельствует о том, что административный истец не был несвоевременно извещен о дате и времени проведения проверки. Распоряжением руководителя Управления Росреестра по * от **-рк К. был командирован в * из *, в целях обучения порядку проведения административных процедур по осуществлению государственного земельного надзора, как вновь принятый сотрудник, у которого действительно отсутствовало служебное удостоверение в период действия испытания, установленного в соответствии со ст.27 ФЗ от * № 79-ФЗ. До проведения проверки административному истцу была предъявлена заверенная копия приказа о приеме Кучинского на государственную гражданскую службу. * в 14 час. 30 мин. административный истец был приглашен на составление акта проверки. Акт в окончательном виде был составлен позже, что не является нарушением требований законодательства РФ. Акт проверки не может составляться заранее, поскольку в нем отражаются, в том числе, объяснения, доводы проверяемого лица. По результатам обмера земельного участка, принадлежащего административному истцу, проведенного в рамках проверки, данный земельный участок оказался шире, чем указан в правоустанавливающих документах, на 3,77 м. по границе, обозначенной точками 1-2 схематического чертежа, и на 1,62 м. по границе, обозначенной точками 3-4 схематического чертежа. Данное увеличение не входит в допустимую погрешность, установленную Методическими рекомендациями. В ходе внеплановой проверки выявлено использование административным истцом части земельного участка с * площадью 80 кв.м, части земельного участка с * площадью 52 кв.м, и земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1 кв.м. Общая площадь незаконно используемых административным истцом земель составляет 133 кв.м. В связи с выявленными нарушениями п.1ст.25, п.1 ст. 26 Земельного кодекса РФ административному истцу выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от **. Постановлением Управления Росреестра по Псковской области от **О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Данное постановление административным истцом обжаловано не было, штраф им уплачен. Полагала, что предписание от ** выдано законно и обоснованно, поэтому в заявленных требованиях просила отказать.

Выслушав административного истца, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, исследовав письменные материалы дела, суд находит, что административное исковое заявление О. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. 1 ст. 227 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

В судебном заседании установлено, что О. на основании договора купли-продажи от * является собственником земельного участка, площадью 1398 кв.м, расположенного по адресу: * категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН *

В соответствии с пп.3 п.6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ, пп.3 «в» п.43 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Росреестром от * поступление в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений граждан о нарушениях их имущественных прав являются основаниями для проведения внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации.

В силу п.53 Административного регламента о проведении внеплановой проверки юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления, индивидуальный предприниматель, гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Распоряжением Управления Росреестра по Псковской области от *. на основании заявления Д. от * назначена внеплановая документарная выездная проверка в отношении О., место нахождение: *, срок проверки с * по *, лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена У. – главный специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Псковской области, основания проверки: пп.3 п.6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ от * № 136-ФЗ (л.д.20-21).

Распоряжением Управления Росреестра по Псковской области от **/гр. внесены изменения в Распоряжение Управления Росреестра по Псковской области от ** которым специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по *К. был дополнительно включен в качестве лица, уполномоченного на проведение проверки *

Уведомление о проведении проверки административному истцу было направлено *

* в 10 час.33 мин. извещение с приложенным Распоряжением от **/гр. о проведении проверки лично вручено административному истцу, что им не отрицается.

Распоряжение * от * о внесении изменений в распоряжение от **/гр. административным истцом было получено в день проверки, что не свидетельствует о том, что административный истец не был несвоевременно извещен о дате и времени проведения проверки.

Приказом Управления Росреестра по Псковской области *-к от *К. принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность специалиста –эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области с испытательным сроком 3 месяца.

Распоряжением руководителя Управления Росреестра по Псковской области от **-рк К. был командирован в *, в целях обучения порядку проведения административных процедур по осуществлению государственного земельного надзора.

Служебное удостоверение им получено *, что подтверждается копией книги выдачи служебных удостоверений.

Проверив исследованные в суде письменные материалы дела, существенных нарушений процедуры проведения внеплановой проверки в отношении О. судом не установлено.

В ходе проверки установлено, что земельный участок с * огорожен забором из металлопрофильных листов. Характерные точки 4 и 1 смещены в юго- западном направлении и расположены на территории смежного земельного участка с *, характерные точки 2 и 3 смещены в северо- восточном направлении и расположены на территории смежного земельного участка с *, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, путем установки забора произведено самовольное занятие части земельного участка с *, площадью 80 кв.м., части земельного участка с *, площадью 52 кв.м. и части земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 1 кв.м. Также выявлено несоответствие конфигурации и длин линий границ земельного участка с КН *, используемых по фактически установленному ограждению, сведениям о длинах границ, имеющихся в ЕГРН. Общая фактически используемая площадь земельного участка с * т.е. с превышением на 133 кв.м.

Предписанием Управления Росреестра по Псковской области от *О. указано устранить указанное нарушение в установленном законодательством РФ в срок до *

Согласно статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Обязательным условием реализации прав в отношении земельных участков является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

Статьей 210 Гражданского Кодекса РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен п.1ст.8 Гражданского кодекса РФ, согласно которому основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Управления Росреестра по Псковской области от **О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, которое им не обжаловано.

Суд соглашается с доводами представителя Управления Росреестра по Псковской области о том, что использовать земельный участок необходимо площадью, указанной в правоустанавливающих документах и в границах, сведения о которых внесены в ЕГРН.

При таких обстоятельствах суд находит, что предписание Управления Росреестра по Псковской области от ** вынесено законно и обоснованно; основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать О. в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным предписания от **.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца через Псковский районный суд со дня составления в окончательной форме

Мотивированное решение составлено *.

решение не обжаловалось. Вступило в законную силу. Судья Е.В. Ковалева.