Дело №2а-357/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 19 февраля 2016 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Зориной В.Н.,
с участием представителя административного истца Ананина В.И., представителя административного ответчика Москвитина А.В., заинтересованного лица Коренева А.А., представителей заинтересованных лиц Сокольникова А.А. – Дамбаева Ю.Б., Миронова В.О., Звездина С.В. – Перекрестовой Т.В., прокурора Мархаевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пермякова А.В. к Избирательной комиссии МО «Кабанский район» об отмене регистрации как кандидата на должность главы МО «Кабанский район» Сокольникова А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Пермяков А.В. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии МО «Кабанский район» об отмене регистрации как кандидата на должность главы МО «Кабанский район» Сокольникова А.А. Требования мотивированы следующим. 1. Согласно подп. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, Федеральный закон) регистрация кандидата может быть отменена судом в случае использования для достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств избирательного фонда, если их сумма превысила <данные изъяты> % от предельного размера денежных средств избирательного фонда, установленного законом, что в данном случае в денежном выражении составляет <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ на специальный избирательный счет кандидата Сокольникова А.А. поступила денежная сумма в размере <данные изъяты> руб. от юридического лица – ООО Р.», со счета последнего в ДО «К.» ПАО банк, на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№, не были указаны дата регистрации и отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных п. 6 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ и ч. 10 ст. 44 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» (далее - Закон РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-III, Закон РБ). Т.к. эти денежные средства поступили в нарушение закона, данное пожертвование не сформировало избирательный фонд Сокольникова А.А. и не могло расходоваться на избирательную компанию, тем не менее ДД.ММ.ГГГГ Сокольников А.А. произвел оплату услуг по изготовлению агитационных материалов, в т.ч. и за счет поступивших от ООО «Р.» <данные изъяты> руб. Таким образом он профинансировал свою избирательную кампанию помимо средств, сформировавших избирательный фонд, незаконными средствами в сумме <данные изъяты> руб., что превышает <данные изъяты> % от предельного размера расходования средств избирательного фонда. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на специальный избирательный счет кандидата Сокольникова А.А. поступила денежная сумма в размере <данные изъяты> руб. от юридического лица – ООО «Л.», со его счета в отделении № ПАО банк, на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№, где также не сделана отметка об отсутствии ограничений. Данные средства не сформировали избирательный фонд Сокольникова А.А. и должны были быть возвращены жертвователю, чего сделано не было, соответственно общая сумма денежных средств, израсходованных Сокольниковым А.А. на финансирование своей избирательной компании помимо средств избирательного фонда, составила <данные изъяты> руб. 2. Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии МО «Кабанский район» о жеребьевке по распределению печатных площадей для опубликования платных агитационных материалов в муниципальном периодическом печатном издании кандидат Сокольников А.А. должен был размещать свои агитационные материалы в газете «Б.о.» в номере от ДД.ММ.ГГГГ – на <данные изъяты> полосе, в номере от ДД.ММ.ГГГГ. г – на <данные изъяты> полосе, в номере от ДД.ММ.ГГГГ – на <данные изъяты> полосе, и в номере от ДД.ММ.ГГГГ – на 4 полосе. Однако в нарушение протокола агитационные материалы кандидата Сокольникова А.А. в номерах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы на <данные изъяты> полосе газеты, хотя согласно протокола жеребьевки должны были быть размещены: в номере от ДД.ММ.ГГГГ – на <данные изъяты> полосе, в номере от ДД.ММ.ГГГГ – на <данные изъяты> полосе. В тоже время <данные изъяты> полоса редакцией не резервировалась, в жеребьевке не распределялась. Таким образом налицо использование Сокольниковым А.А. преимуществ своего должностного положения, выразившееся в преимущественном доступе к муниципальному средству массовой информации.
В судебное заседание административный истец Пермяков А.В. не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил, направил своего представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности Ананин В.И. на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что незаконно полученные денежные средства кандидат обязан вернуть в течение <данные изъяты> дней с момента их получения, а не с момента когда узнал об этом. Он обязан вести учет и отчетность. У ДД.ММ.ГГГГ на специальном избирательном счете Сокольникова было <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ поступило <данные изъяты> руб. от ООО «Р.ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. от ООО «Л.», всего <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ финансовый представитель Сокольникова внесла <данные изъяты> руб., и ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. перечислено в ООО «Н.», следовательно Сокольникову было известно о наличии <данные изъяты> руб. и еще внесли <данные изъяты> руб., значит им стало известно о получении денежных средств и ничего не мешало обратиться и узнать о их отправителях. Кандидат вправе получить от кредитной организации первичные финансовые документы. <данные изъяты> дней Сокольникова это не беспокоило, только ДД.ММ.ГГГГ было его обращение в банк. К данному обращению просит отнестись критически, там нет входящего штампа, только подпись. Из банк в избирательную комиссию поступали некорректные сведения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о поступлении средств на избирательные счета кандидатов, где в идентификационных данных организаций были указаны какие-то цифры. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись надлежащие сведения в избирательную комиссию. Действия по возврату незаконно полученных средств Сокольников предпринял только после подачи административного иска, сам факт возврата был ДД.ММ.ГГГГ и ничего не значит, т.к. эти средства в любом случае подлежали возврату. Сокольникову следовало не использовать эти денежные средства до выяснения и иметь <данные изъяты> руб. на счете до этого момента, он же их использовал на следующий день. ДД.ММ.ГГГГ узнали что в платежных документах пожертвователей Сокольникову нет необходимых сведений, ознакомились с ними в избирательной комиссии как только они туда были переданы. Пермяков ДД.ММ.ГГГГ обратился в банк с письменным заявлением о предоставлении первичных финансовых документов в <данные изъяты>хдневный срок, указав на требования закона и что предусмотренные банком сроки исполнения запроса значения не имеют, ему предоставили документы уже на следующий день. Этого мог потребовать и Сокольников. За пожертвования кандидат не несет ответственности только если были указаны недостоверные сведения. Это вина Сокольникова в непринятии мер по установлению законности внесения средств. Можно было бы говорит о меньшей вине если бы был например технический сбой в банке, но его не было. К. стала просить первичные документы ДД.ММ.ГГГГ, банк в течение <данные изъяты>х дней должен быть ответ, если нет ответа ответственность смягчается. Надо было сделать письменный запрос для ускорения. По вкладу информация может быть дана моментально, на получение иных сведений и документов надо время. Не важно на каком уровне муниципальной власти работает Сокольников, у него не должно быть преимуществ, печать его материалов более яркая, цветная. Каким образом Сокольников мог использовать преимущества, какие и чем это подтверждается пояснить не может. Они не обращались в редакцию газеты о размещении их информации на договорной основе, не было этому препятствий. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было то же самое. В их договоре с газетой нет условий о цвете публикаций, только стоимость видимо только черно-белые полосы. Каким нормативно-правовым актом предусмотрена жеребьевка полос пояснить не может, но должна быть раз предусмотрено что газета должна зарезервировать и отражено, что даты и места распределены.
Представитель административного ответчика по ордеру адвокат Москвитин А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что при вынесении решения просит учесть, что были проблемы, у Сокольникова не было доступа к банковским документам. Нет доказательств использования Сокольниковым должностного положения. В избирательную комиссию дополнительно не предоставлялись сведения о дате регистрации ООО Р.» и о соблюдении им и ООО «Л.» предусмотренных законом ограничений. Контроль за указанием необходимых данных пожертвователями избирательная комиссия не осуществляла, это обязанность кандидата, комиссией аккумулировались сведения о поступлениях денежных средств, главное чтобы не было выхода за пределы максимального размера финансирования.
Заинтересованное лицо Сокольников А.А. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил, представил письменные возражения, направил своих представителей. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Сокольникова А.А. по доверенности Дамбаев Ю.Б. исковые требования не признал, суду пояснил, что Сокольников не мог узнать о нарушениях при оформлении платежных документов, не ознакомившись с первичными финансовыми документами. Федеральный закон предусматривает только два способа их получения: 1). по п. 7 ст. 59 ФЗ кредитная организация обязана по требованию кандидата выдать их заверенные копии; 2). через избирательную комиссию, но федеральным законом не предусмотрено направление в избирательную комиссию копий первичных финансовых документов, этот вопрос не регламентирован. В Законе РБ же в п. 15 ст. 44 указано, что при проведении выборов главы муниципального образования порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается Избирательной комиссией Республики Бурятия по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Республике Бурятия. Согласно п. 4.1 Инструкции Избиркома Бурятии от ДД.ММ.ГГГГ филиалы банк предоставляют сведения в машинописном виде по формам <данные изъяты> и <данные изъяты> в неделю, а за <данные изъяты> дней до голосования – не реже <данные изъяты> раза в <данные изъяты> операционных дня. банк не выполнил свои обязанности, сведения предоставлял некорректно. До ДД.ММ.ГГГГ вообще ничего не было в сведениях. ДД.ММ.ГГГГ стояли названия жертвователей, но нет необходимых сведений. Они ранее ДД.ММ.ГГГГ не могли узнать о нарушениях. Избирательная комиссия до ДД.ММ.ГГГГ не могла исполнять обязанности по контролю за средства не имея сведений. Каждый кандидат планирует свою избирательную кампанию и в т.ч. средства, решили <данные изъяты> руб. внести за счет личных средств Сокольникова, <данные изъяты> руб. обещало перечислить ООО «С.з.Ж» несколькими платежами. К. узнавала каждый день о поступлениях, но ДД.ММ.ГГГГ взяла выписку и из нее узнала только дату и сумму. Просила в банк сведения о поступлениях и платежные документы, ей обещали дать но не дали. ДД.ММ.ГГГГ было то же самое. Полагали что денежные средства поступили от ООО «С.з.Ж» он сам консультировал его работников, как правильно оформить документы. Позднее ДД.ММ.ГГГГ выяснили что перечисления были не от него, невозможно знать кто может перечислить. С ООО «Р. и ООО «Л.» не было договоренности о пожертвованиях, как оказалось она сами это сделали без их ведома. С ДД.ММ.ГГГГ пытались узнать информацию о перечислениях, работники банка им пояснили, что первичные финансовые документы можно истребовать только через Бурятское отделение банка в течение <данные изъяты>-ти дней, что направили туда свой запрос, но ответа нет. Закон не предусматривает письменной формы обращения, должны предоставить по устному по общему правилу. К. объясняла работникам банка что они должны исполнить запрос в <данные изъяты>-хдневный срок. Замруководителя О. посоветовала им сделать самим письменный запрос, что они и сделали ДД.ММ.ГГГГ, после того как не было выполнено их устное требование. Инструкция банка по срокам исполнения запросов противоречит закону, при установленных банком сроках кандидат не сможет своевременно получить документы. Из кандидатов никто не знаком с внутренней инструкцией банка. В избирательной комиссии он и как член комиссии с правом совещательного голоса знакомился в <данные изъяты> г. с предоставляемыми банком сведениями, затем перестал интересоваться, просил членов комиссии сообщить и предоставить ему, если в данных будут несоответствия. ДД.ММ.ГГГГ. они ознакомились со сведениями от ДД.ММ.ГГГГ, не было первичных документов, тогда они направили запросы на них в ООО «Р. и ООО «Л.». Денежные средства от этих юридических лиц вернули ДД.ММ.ГГГГ, сначала у них не стали принимать распоряжение на возврат, пояснили что программа не может возвратить, т.к. эти организации не забиты в программе. Они подали в банк письменное обращение о том, что если денежные средства не переведут они будет требовать привлечения виновных к ответственности. К. затем пришла со свидетелем и повторно все-таки денежные средства были возвращены. Денежные средства в размере <данные изъяты> руб. были фактически использованы, но думали что они от ООО «С.з.Ж», у ООО «Р.» и ООО «Л. денег не просили. По ответам ООО «Л.» взяли реквизиты в избирательном штабе, откуда взяли ООО Р.» неизвестно. Сокольников не может отвечать без вины. Нарушений прав административного истца этим нет. Все кандидаты получили равный доступ к газете, согласно п. 3 ст. 39 Закона РБ жеребьевка проводится только по датам ее выхода, для чего еще полосы указаны непонятно. В их договоре с газетой предусмотрено в цветном исполнении, если бы были черно- белые газета не выполнила бы условий договора, цветные дороже.
Представитель заинтересованного лица Сокольникова А.А. по доверенности Миронов В.О. исковые требования не признал, суду пояснил, что по п. 13 ст. 43 ФЗ кандидат не несет ответственности за пожертвования если своевременно не получил информацию о их неправомерности, банк не выполнил обязанности, в избирательную комиссию предоставлял сведения только по запросам. Нет доказательств что Сокольников знал о внесении денежных средств ООО Р.» и ООО «Л.». Избирательный счет есть на сайте избирательной комиссии, оттуда могли получить. У банка к Пермякову иное отношение чем к Сокольникову, т.к. он получил первичные документы на следующий день, Сокольников же их не получил до сих пор.
Заинтересованное лицо Коренев А.А. оставил решение суда на усмотрение суда, пояснил, что использованные Сокольниковым суммы были незначительны, кандидаты говорили о честных выборах, борьба кандидатов должна проходить не в суде, а во встречах с избирателямии, выразил уверенность что оно будет справедливым.
Заинтересованное лицо Халтуев О.В. в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Звездин С.В. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил, направил своего представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Звездина С.В. по доверенности Перекрестова Т.В. оставила решение на усмотрение суда.
Прокурор – помощник прокурора Кабанского района Мархаева Д.Д. дала заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска и отмены регистрации кандидата Сокольникова А.А.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Судом установлено, что решением Совета депутатов МО «Кабанский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы МО «Кабанский район».
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ на Территориальную избирательную комиссию МО «Кабанский район» возложены полномочия избирательной комиссии МО «Кабанский район».
Постановлением Избирательной комиссии МО «Кабанский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ Пермяков А.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Кабанский район».
Постановлением Избирательной комиссии МО «Кабанский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ Сокольников А.А., выдвинутый избирательным объединением «К.м.о.» ВПП «Е.Р.», зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Кабанский район».
В силу подп. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила <данные изъяты> процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на <данные изъяты> процентов; в силу подп. «в» п. 7 ст. 76 данного Федерального закона в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№ предельная сумма всех расходов кандидата за счет его избирательного фонда не может превышать <данные изъяты> рублей при числе избирателей от <данные изъяты> до <данные изъяты> тысяч. Согласно Постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «Об утверждении сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Республики Бурятия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (опубликованном на сайте Избирательной комиссии РБ www.buriat.izbirkom.ru), общая численность избирателей в настоящий момент в Кабанском районе составляет <данные изъяты> чел. Таким образом, <данные изъяты> процентов от предельного размера средств избирательного фонда на выборах главы МО «Кабанский район» в денежном выражении составляют <данные изъяты> руб.
Пункт 8 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, пункт 12 ст. 44 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№ устанавливают, что при внесении пожертвования юридическим лицом в платёжном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ и пунктом 10 статьи 44 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№
Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющим права осуществлять такое пожертвование, либо пожертвование внесено с нарушением требований, предусмотренных пунктом 8 статьи 58 Федерального закона, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования с указанием причины возврата (пункт 9 статьи 58 Федерального закона).
Пункт 9 статьи 58 Федерального закона устанавливает, что сроки возврата пожертвований, а также сроки перечисления пожертвований в доход соответствующего бюджета устанавливаются законом.
Пункт 13 статьи 44 Закона РБ определяет, что денежные средства должны быть возвращены не позднее чем через <данные изъяты> дней со дня поступления пожертвования на соответствующий специальный избирательный счет.
Таким образом, поступившие на избирательный счёт кандидата с нарушением требований, предусмотренных пунктом 8 статьи 58 Федерального закона и своевременно не возвращенные денежные средства не формируют избирательный фонд кандидата и не могут им использоваться в целях достижения определённого результата на выборах.
Всего за период с начала избирательной кампании и до ДД.ММ.ГГГГ согласно сведений из Структурного подразделения ВСП -<данные изъяты> Бурятского отделения <данные изъяты> ПАО банк на избирательный счет кандидата Сокольникова А.А. поступило <данные изъяты> рублей, из которых личные средства кандидата составили <данные изъяты> рублей, пожертвования юридических лиц - <данные изъяты> рублей. К ДД.ММ.ГГГГ было израсходовано <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ на специальный избирательный счет кандидата Сокольникова А.А. поступила денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей от юридического лица – ООО «Р.», со счёта последнего в дополнительном офисе К.» Бурятского регионального филиала ПАО Россельхозбанк на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ г. №, в котором были указаны ИНН, банковские реквизиты и назначение платежа: добровольное пожертвование в избирательный фонд кандидата на должность главы администрации МО «Кабанский район».
В то же время данным юридическим лицом не были указаны дата регистрации, а также не указана отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона и частью 10 статьи 44 Закона РБ. Принимая во внимание, что денежные средства в размере <данные изъяты> рублей от ООО «Р. поступили на специальный избирательный счет кандидата Сокольникова А.А. с нарушением требований пункта 8 статьи 58 Федерального закона, части 10 статьи 44 Закона РБ, данное пожертвование не сформировало избирательный фонд кандидата Сокольникова А.А., не могло расходоваться на избирательную кампанию, а подлежало возврату.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на специальный избирательный счёт кандидата Сокольникова А.А. поступили денежные средства в размере <данные изъяты> рублей от юридического лица - ООО «Л.», с его счёта в отделении <данные изъяты> ПАО банк на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором были указаны ИНН, дата регистрации юридического лица; банковские реквизиты и назначение платежа: добровольное пожертвование в избирательный фонд кандидата на, должность главы администрации МО «Кабанский район». Но при этом не сделана отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона и частью 10 статьи 44 Закона РБ.
Указанные средства также не сформировали избирательный фонд кандидата Сокольникова А.А. и должны были быть возвращены жертвователю.
Использование полученных с нарушением требований закона от ООО Р.» и ООО «Л.» денежных средств в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.) представители кандидата Сокольникова А.А. не отрицали, данный факт суд находит доказанным в ходе судебного разбирательства.
По смыслу пункта 8 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ предписание о необходимости указания в платежном поручении соответствующих сведений обусловлено потребностью контроля за соблюдением организациями-жертвователями избирательного законодательства, а также целью исключения возможности использования при финансировании избирательной кампании средств, за счет которых избирательные фонды создаваться не могут. Следовательно, для того, чтобы считать средства избирательного фонда незаконными, а их использование в качестве избирательного залога основанием к отказу в регистрации кандидата (списка кандидатов), нарушения пункта 8 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ должны носить невосполнимый характер, то есть в том случае, когда из-за отсутствия предусмотренных данной нормой сведений невозможно осуществить контроль за соблюдением жертвователем избирательного законодательства и установить, мог ли избирательный фонд быть создан из его средств. Данный вывод следует из судебной практики Верховного суда РФ (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11-Г04-3).
Анализируя причины допущенных нарушений при внесении вышеуказанных денежных средств на специальный избирательный счет, возможность кандидата Сокольникова своевременно выявить данные факты и принять меры к их своевременному возврату, принятие им необходимых и достаточных мер к этому суд приходит к следующему.
Согласно п. 8 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно части 7 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума инициативной группы по проведению референдума. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, фонду референдума также по требованию кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума.
При этом федеральный закон не устанавливает форму данного требования от кандидата, не предусматривает в качестве обязательной письменную форму, тем самым данное обращение может быть и устным. Не регламентирован данный вопрос и иными законами или подзаконными нормативно-правовыми актами.
В нарушение требований закона ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Структурным подразделением ВСП № Бурятского отделения № ПАО банк в избирательную комиссию предоставлялись сведения о поступлениях на специальный избирательный счет Сокольникова А.А., в которых отсутствовали сведения в графах о источнике поступления средств (данные о юридическом лице - жертвователе) и о документе, подтверждающем поступление средств.
Как следует из пояснений представителей кандидата Сокольникова А.А., показаний его финансового уполномоченного свидетеля К., а также показаний работников Структурного подразделения ВСП № Бурятского отделения № ПАО банк заместителя руководителя О.., операциониста Соковиковой А.В., операциониста К.., обращение кандидата за предоставлением ему первичных платежных документов по поступлению на его специальный избирательный счет денежных средств производится на основании его письменного заявления по установленной банком стандартной форме с указанием даты и суммы поступления, в сроки, предусмотренные Регламентом банка (<данные изъяты> дней как сложные обращения и <данные изъяты> дней как нестандартные обращения по показаниям О.., <данные изъяты> дней по показаниям К. в подтверждение суду представлена выписка из Регламента ОАО «банка России» централизованной обработки жалоб, претензий и консультационных обращений, поступающих в ОАО «банк№ от ДД.ММ.ГГГГ), не может быть исполнен самостоятельно их структурным подразделением, направляется на исполнение в вышестоящие организации через Бурятское отделение ПАО С. о чем ими указывалось К. При этом как подтвердила свидетель С. примерно ДД.ММ.ГГГГ финансовый представитель Сокольникова – К. обращалась к ней по вопросу выяснения поступления в размере <данные изъяты> руб. и получения по нему первичных финансовых документов, обращалась с тем же вопросом по поступлениям ДД.ММ.ГГГГ, всего обращалась по ним к ней <данные изъяты> раза, просила предоставлять сведения и первичные финансовые документы как только средства приходят, ей она вместе с О. разъяснили, что у них нет возможности их предоставлять. ДД.ММ.ГГГГ Финансовый представитель кандидата Сокольникова А.А. – К. подала от его имени в Структурное подразделение ВСП № Бурятского отделения № ПАО банк обращение на имя управляющего Бурятского ОСБ №С.. со ссылкой на ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, в котором указала, что при получении справки о состоянии вклада специалист не может предоставить первичный финансовый документ, необходимый для проверки соблюдения требований формирования избирательного фонда кандидата, с просьбой обеспечить беспрепятственное получение первичных финансовых документов, как приложение о состоянии вклада, с просьбой в <данные изъяты>дневный срок дать письменный ответ на заявление. Однако как следует из пояснений представителя кандидата Сокольникова А.А. ответ на данное обращение на ДД.ММ.ГГГГ так и не получен. Свидетель О. показала, что обращение было зарегистрировано в их подразделении ДД.ММ.ГГГГ, в общем отделе Бурятского отделения банкДД.ММ.ГГГГ, через их подразделение ответ не направлялся, способ уведомления заявителя (СМС-сообщение, письмом или иным способом) очевидно определен общим отделом, им об этом неизвестно.
Из изложенного суд приходит к выводу, что в результате неисполнения кредитной организацией - ПАО банк требований части 7 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ в части непредоставления кандидату по требованию копий первичных платежных документов кандидат Сокольников А.А. был лишен возможности своевременно их получить, проверить соблюдение требований закона жертвователями денежных средств, принять меры к устранению данных нарушений либо возврату денежных средств.
При этом вышеуказанные требования закона работникам банка были известны, т.к. как следует из пояснений представителя административного истца, по запросу кандидата Пермякова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, где им указана обязанность банка предоставить документы в установленный законом 3-днеыный срок, первичные платежные документы были выданы ему уже на следующий день. Тем самым в случае обращения Пермякова А.В. требования закона были соблюдены и первичные платежные документы ему были предоставлены уже на следующий день, то при неоднократных обращениях представителя кандидата Сокольникова А.А. данные документы ему предоставлены не были. В этом суд усматривает неравенство данных двух кандидатов в доступе к банковской информации, имеющее существенное значение в данном случае как ставшее основанием для обращения в суд, что нарушает требования п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, в соответствии с которой граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях, и п. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, согласно которого все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Не мог кандидат Сокольников А.А. своевременно получить необходимые сведения о поступивших пожертвованиях и своевременно, в установленный законом <данные изъяты>-дневный срок вернуть их и через избирательную комиссию, поскольку сведения из банка о поступлениях по его счету на ДД.ММ.ГГГГ поступили в избирательную комиссию по входящей регистрации лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже за пределами <данные изъяты>дневного срока возврата платежей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (как на ДД.ММ.ГГГГ, так и на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>-дневный срок пропущен).
Кроме того, суд приходит к выводу, что подобные нарушения стали возможными в результате нарушения требований закона со стороны ТИК МО «Кабанский район», на которую были возложены обязанности Избирательной комиссии МО «Кабанский район», в форме бездействия, непринятия по ним мер.
Так, согласно п. 13 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов, фондов референдума и расходованием этих средств.
Однако, несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Структурным подразделением ВСП № Бурятского отделения № ПАО банк в избирательную комиссию предоставлялись ненадлежащие сведения о поступлениях на специальные избирательные счета кандидатов, должных мер по данному факту не принималось, что следует из их неоднократности. Кроме того, из позднее предоставляемых сведений следовало, что платежные документы жертвователей на специальный избирательный счет Сокольникова А.А. в нарушение п. 8 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ не содержали всех предусмотренных законом сведений, но избирательной комиссией контроль по данным фактам не проводился и меры не принимались, кандидат Сокольников А.А. об этом не извещался, что подтвердил в судебном заседании представитель избирательной комиссии. При этом согласно п. 2.14 Примерной Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов главы муниципального образования в Республике Бурятия, одобренной Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№, при поступлении в избирательную комиссию сведений о перечислении добровольных пожертвований с нарушением пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 и 2.8 настоящей Инструкции указанная информация незамедлительно сообщается кандидату. Данное требование избирательной комиссией не исполнялось.
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ установлено, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. В случае несоблюдения данного ограничения, подпункт «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона предусматривает, что регистрация кандидата может быть отменена вследствие неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Под использованием кандидатом преимуществ своего должностного или, служебного положения понимается, в частности доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным. Кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (подпункт «е» пункта 5 статьи 40 Федерального закона).
Сокольников А.А. при выдвижении в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Кабанский район» в сведениях об основном месте работы указал, что является главой - руководителем муниципального образования городское поселение «Каменское». т.е. является лицом, занимающим выборную муниципальную должность.
ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией муниципального образования «Кабанский район» в соответствии с пунктом 5 статьи 39 Закона РБ была проведена жеребьевка по распределению печатных площадей для опубликования платных агитационных материалов в муниципальном периодическом печатном издании. Таковым на территории Кабанского района является еженедельная газета «Б.о. в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Федерального закона, пунктом 3 статьи 34 Закона РБ, поскольку одним из учредителей газеты является Администрация МО «Кабанский район». Муниципальные периодические печатные издания в соответствии с пунктом 4 статьи 39 Закона РБ обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату, общий объем которой не может быть менее <данные изъяты> и более <данные изъяты> процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.
Согласно протокола результатов жеребьевки, кандидата Сокольников А.А. должен был размещать свои агитационные материалы в газете «Бо» в номере от ДД.ММ.ГГГГ- на <данные изъяты> полосе, в номере от ДД.ММ.ГГГГ – на <данные изъяты> полосе, в номере от <данные изъяты> - на <данные изъяты> полосе, и в номере от <данные изъяты> - на <данные изъяты> полосе. .
Однако агитационные материалы кандидата Сокольникова АА в номерах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы на <данные изъяты> полосе газеты «Б.о».
Административный истец полагает, что агитационные материалы кандидатом Сокольниковым А.А. размещены в нарушение результатов жеребьевки, <данные изъяты> полоса указанного печатного издания редакцией не резервировалась и в жеребьевке не размещалась. Таким образом, по его мнению, налицо использование кандидатом Сокольниковым А.А преимуществ своего должностного положения, выразившееся в преимущественном доступе к муниципальному средству массовой информации (причём неоднократно - агитационные материалы публиковались дважды), поскольку иные кандидаты, действуя строго в соответствии с требованиями законодательства, не могут себе позволить публиковать свои агитационные материалы в газете «Б.о.» вне распределенных по результатам жеребьевки печатных площадей.
Между тем как следует из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, ответа редакции «Б.О.», показаний ее главного редактора свидетеля Б., жеребьевка полос в газете для размещения агитационных материалов кандидатов действующим законодательством не предусмотрена, информация кандидата Сокольникова А.А. размещалась на <данные изъяты> полосе <данные изъяты> выпусков газеты на платной основе, равно право на что имели и другие кандидаты, чем кандидат Пермяков А.В. не воспользовался. Суду не представлено каких-либо достаточных доказательств использования кандидатом Сокольниковым А.А. преимуществ своего служебного положения, равно как не указано, в чем же они заключаются или могли заключаться. Свидетель Б. – главный редактор газеты «Б.о. отрицал какое-либо давление на данное средство массовой информации со стороны кандидатов.
С учетом изложенного административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Пермякова А.В. к Избирательной комиссии МО «Кабанский район» об отмене регистрации как кандидата на должность главы МО «Кабанский район» Сокольникова А.А. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья А.А. Максимов