ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-357/2017 от 14.06.2017 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-357/2017 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2017 года город Ржев Тверская область

Ржевский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Слободской Т.Ф.,

при секретаре Голубевой А. И.,

с участием представителя административного истца - помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мельниковой М.Г.,

представителя административного ответчика - Главы сельского поселения «Есинка» Ржевского района Тверской области Арушаняна А.Э.,

Представителя заинтересованного лица - Администрации Ржевского района Тверской области по доверенности Михайловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области о признании незаконным бездействия при организации водоснабжения в границах поселения и о возложении обязанности по устранению допущенный нарушений,

УСТАНОВИЛ:

В защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в суд обратился Осташковский межрайонный природоохранный прокурор с административным исковым заявлением в порядке гл. 22 КАС РФ, в котором указал, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на территории Ржевского района Тверской области.

В ходе проверки установлено, что в собственности муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области находится артезианская скважина, расположенная в д. Абрамково, и, обеспечивающая питьевой водой население и социально-значимые объекты.

Деятельность по водоснабжению осуществляется непосредственно администрацией муниципального образования путем эксплуатации и обслуживания вышеуказанной артезианской скважины без привлечения гарантирующей организации и установлении зоны её деятельности, а также при отсутствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

По выявленным в ходе проверки нарушениям природоохранного законодательства Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес администрации муниципального образования сельского поселения «Есинка» Ржевского района Тверской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих № 02- 07/10-2016, предусмотренное ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно полученному от администрации муниципального образования сельского поселения «Есинка» ответу от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией принимаются меры по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений.

В рамках плановой проверки соблюдения законодательства при использовании водных объектов, в том числе при обеспечении населения питьевой водой прокуратурой был направлен запрос от 06.02.2017 № 02- 01/2017, в ответ на который 15.02.2017г. администрация сообщила, что гарантирующая организация и зоны ее деятельности до настоящего времени не определены, проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не разработан.

Поскольку требования прокуратуры не были исполнены, руководствуясь ст.131, 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 9, 43 Водного кодекса РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 27, 56 Земельного кодекса РФ, ст. 14, 17, 37 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом ст.4, 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», ст. 1.2, 11 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах», ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ №10 от 14.03.2002г. и ст. 7, 32, 44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015г., на основании ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» попросил признать незаконным бездействие Администрации МО сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения в границах поселения, а именно в не определении гарантирующей организации и установлении зоны её деятельности, предусмотренной ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении»; обязать Администрацию МО сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области организовать водоснабжение в границах поселения путем определения гарантирующей организации и установления границ зоны ее деятельности и обязать Администрацию МО сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области принять меры по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, как о зонах с особыми условиями использования в отношении артезианской скважины, расположенной в д. Абрамково.

Также указал, что ввиду отсутствия гарантирующей организации на территории сельского поселения осуществляется бесконтрольное и безлицензионное пользование недрами, а отсутствие зон санитарной охраны водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нарушает права и интересы граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, производственный контроль за качеством подаваемой в систему водоснабжения питьевой водой, безопасным техническим состоянием оборудования; разработку и утверждение планов мероприятий по улучшению санитарного состояния территории.

В последующем заявленные требования уточнил и просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения в границах поселения, а именно в неопределении гарантирующей организации и установлении зоны её деятельности, возложить на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области обязанность организовать водоснабжение в границах поселения путем определения гарантирующей организации и установления границ зоны ее деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области обязанность принять меры по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, как о зонах с особыми условиями использования в отношении артезианской скважины, расположенной в д. Абрамково в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации МО сельское поселение «Есинка» - Арушанян А.Э. исковые требования признал, дополнительно пояснил, что на территории муниципального образования сельское поселение «Есинка» находятся две скважины, которые обеспечивают водой населенные пункты д.Толстиково, д.Домашино, д.Абрамково. Одна скважина находится в д.Абрамково, вторая в д.Толстиково. Скважины были переданы без соответствующей документации, в неудовлетворительном состоянии. Первоочередной задачей было привести в порядок сами скважины и подготовить документы на передачу их гарантирующей организации или передать в хозяйственное ведение. Администрацией в 2009 году были предприняты попытки получения лицензии на скважину, расположенную в д.Абрамково, для этого была подготовлена техническая документация, разработан проект зон санитарной охраны, принято постановление Главы администрации от 31.08.2009г №14 «Об организации зон санитарной охраны водозабора в д. Абрамково с.п. Есинка», определены охранные мероприятия и санитарный режим в пределах зоны санитарной охраны водозабора, получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарным правилам. Но в силу закона получателем лицензии может быть только организация, эксплуатирующая данную скважину, т.е. хозяйствующий субъект, и так как администрация не является такой организацией, в получении лицензии было отказано. В 2016 году было принято решение по передаче объектов водоснабжения по концессионному соглашению, для этого было принято постановление от 29.07.2016г №88 «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов системы водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения «Есинка» Ржевского района Тверской области». Но так как для формирования документов на концессию необходимо было представить правоустанавливающие документы на все объекты водоснабжения, которые технологически взаимосвязаны между собой (артезианская скважина, насосная, водонапорная башня, водопроводные сети) процедура заключения концессионного соглашения приостановилась.

В декабре 2016 года было отправлено обращение в Совет Депутатов сельского поселения о необходимости выделения средств на подготовку проектно-технической документации и кадастровых работ по оформлению объектов водоснабжения в сельском поселении «Есинка». Данный вопрос рассматривался на Совете Депутатов сельского поселения, но в связи с отсутствием в бюджете сельского поселения достаточных денежных средств, было принято решение предусмотреть выделение средств только на оформление технических планов на объекты водоснабжения. В феврале 2017 года был заключен договор на проведение работ по межеванию и постановке на учет земельных участков и выполнение технических планов на водопроводные сети и объекты водоснабжения. В настоящее время проводятся мероприятия по постановке на кадастровый учет и оформлению прав на все объекты водоснабжения сельского поселения «Есинка», следующий этап подготовка документации по передаче объектов по концессионному соглашению.

Дополнительно сообщил, что для передачи объектов водоснабжения лицензированной организации, должны быть соблюдены условия технического оснащения скважин, и одно из них на основании постановления Правительства РФ №94 от 11.02.2016 г это то, что все скважины подлежат оборудованию приборами учета. Поэтому целесообразнее сначала привести в порядок всю документацию для передачи этих объектов в аренду или в концессию. Привести в надлежащий вид сами скважины, так как многие из них были в очень неудовлетворительном состоянии. В 2013 году была отремонтирована насосная в д.Абрамково, в 2014-15г в рамках областной программы были заменены водопроводные сети в д.Домашино, д. Абрамково, в 2012г заменены сети в д.Толстиково, в 2016г капитально отремонтировано здание насосной в д.Толстиково. На сегодня две скважины функционируют в автоматическом режиме, насосы и системы автоматики заменены,что позволяет бесперебойно подавать воду. Из-за недостаточности финансовых средств в бюджете сельского поселения «Есинка» весь объём работ невозможно выполнить в один год, так как только разработка проекта зон санитарной охраны стоит порядка 60000 тыс.руб, оформление технической документации порядка 50000 тыс.руб. В сложившейся ситуации, администрация не бездействует, а планомерно, целенаправленно исполняет полномочия, определенные Федеральным законом №131-ФЗ от 06.11.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросе организации в границах поселения водоснабжения населения. Посчитал возможным заявленные требования добровольно исполнить, при наличии в бюджете сельского поселения «Есинка» достаточных денежных средств, в течении полутора лет, то есть до декабря 2018 года.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ржевского района Тверской области по доверенности Михайлова О.В. в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер по организации водоснабжения в границах поселения, просила отказать. В отношении иных требований просила установить срок для их исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что до настоящего времени Администрацией поселения, в рамках лимитов бюджетных средств, проводились необходимые мероприятия и действия, направленные на исполнение требований, указанных в административном исковом заявлении Осташковского межрайонного природоохранного прокурора. Администрацией, при председательстве Главы Ржевского района, Румянцева В.М., постоянно проходят рабочие совещания, в том числе освещающие проблемные вопросы по водоснабжению сельских поселений. Администрация Ржевского района в курсе проблемной ситуации с водоснабжением и изыскивает всевозможные способы ее разрешения.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя заинтересованного лица свидетель Некрасов Д.Ю.– заместитель Главы Администрации Ржевского района по части ЖКХ, инженерной инфраструктуры, газификации, сообщил суду, что на территории Ржевского района Тверской области централизованное водоснабжение организовано в 115 населенных пунктах. Большая часть артезианских скважин была построена хозяйственным способом и введена в эксплуатацию без оформления надлежащим образом документов, более 30 лет назад. Передача объектов водоснабжения в муниципальную собственность Ржевского района, а в последствии в собственность сельских поселений, от ликвидируемых колхозов и совхозов зачастую осуществлялась по передаточному акту без предоставления какой-либо документации, что на сегодняшний момент значительно затрудняет процедуру государственной регистрации прав. Вместе с тем, по информации полученной в ООО «Экоцентр» стоимость перечня работ по подготовке необходимой документации для получения лицензии на право пользования недрами на 1 артезианскую скважину составляет 282 600 рублей, т.е. более 30 млн. рублей на все артезианские скважины на территории Ржевского района. Также более половины водопроводных сетей, расположенных на территории Ржевского района имеют значительный физический износ, превышающий 60%, и требуют незамедлительного ремонта или замены. Также по значительному количеству скважин необходимо произвести значительный комплекс мероприятий, направленный на улучшение качества водоснабжения населения, включающий в себя видеометрическое обследование, промывку, установку или ремонт существующих ограждений зоны строгого режима и т.д. Необходимые затраты на вышеуказанные мероприятия, а также иные издержки значительно превышают размеры начисляемых платежей за водоснабжение, которые в целом по району составляют порядка 6 млн. рублей в год. В соответствии с изложенным, инвестиционная привлекательность указанных объектов является крайне низкой. Администрацией Ржевского района неоднократно проводились переговоры с потенциальными инвесторами, однако какой-либо заинтересованности высказано не было. В соответствии с государственной программой Тверской области «Жилищно - коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области на 2016- 2021 годы», утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 03.11.2015г №505-пп, на мероприятия задачи 2 «Повышение качества питьевой воды в системах централизованного водоснабжения населенных пунктов Тверской области» подпрограммы 2 «Повышение надежности и эффективности функционирования объектов коммунального хозяйства Тверской области», финансирования на 2017 и последующие годы, не предусматривается. Бюджетной росписью Ржевского района Ржевского района Тверской области на 2017 год предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов сельским поселениям только на проведение капитального и текущего ремонта объектов водоснабжения и водоотведения в сумме 1 957 000,00 рублей, в целях бесперебойного обеспечения населения Ржевского района услугами водоснабжения. В настоящее время Администрацией Ржевского района просчитываются экономическое обоснование и соответствующие риски для дальнейшего учреждения и функционирования муниципального предприятия, целью создания которого планируется обслуживание систем водоснабжения и водоотведения на территории Ржевского района. Окончательное решение об учреждении указанного предприятия либо отказе от данного намерения будет принято Администрацией Ржевского района до конца 2017 года.

Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 г. № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения относится организация водоснабжения в границах поселения населения.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 17 названного выше Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ установлено, что местная администрация, являясь исполнительно распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

В соответствии с п. 5 ст. 4 указанного Закона, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Судом установлено, что на территории муниципального образования сельское поселение «Есинка» находятся две скважины, которые обеспечивают водой населенные пункты д.Толстиково, д.Домашино, д.Абрамково. Одна из скважин расположена на земельном участке с кадастровым номером в д.Абрамково Ржевского района Тверской области и принадлежит сельскому поселению на праве собственности, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

В соответствии с заданием Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 02.02.2017г. № 07-14-2017 Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании и охране водных объектов, в том числе при обеспечении населения питьевой водой. По результатам проверки прокуратурой выявлены нарушения, выразившиеся в неопределении гарантирующей водоснабжение населения организации, установлении зоны её деятельности.

Указанные нарушения уже были установлены ранее проведенной проверкой на основании задания и.о. Волжского межрегионального природоохранного прокурора № 07.14-2015, полученного в июле 2015 года. По данному факту Осташковским межрайонным природоохранным прокурором было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий им способствующих № 02-07/10-2016 от 26.01.2016г. Представление было рассмотрено в присутствии помощника прокурора и по итогам его рассмотрения, принято решение о формировании конкурсной документации по концессионному соглашению о передаче объектов водоснабжения, подана заявка на участие в областной Программе поддержки местных инициатив, в рамках которой планировался капитальный ремонт павильона над артезианской скважиной и водозаборного узла, и привлечена к дисциплинарной ответственности с объявлением замечания заместитель Главы администрации сельского поселения «Есинка» Воробьева Г.М.

По состоянию на 25.02.2017г. Администрацией сельского поселения «Есинка» разрешения на пользование водными объектами муниципальной собственности не выдавались, договоры водопользования не заключались, нормативно-правовых актов об ограничении доступа к водным объектам общего пользования на территории сельского поселения «Есинка» не принималось, в целях надлежащего водоснабжения и водоотведения в населенном пункте сельского поселения - д.Абрамково произведен капитальный ремонт водопровода, ремонт канализационных колодцев, произведена их очистка и углубление, утверждены схемы водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем, не определена гарантирующая организация в сфере водоотведения, водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, отсутствуют, ставки платы за пользование водными объектами и правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд не установлены, порядок взимания этой платы не утвержден. Случаев приостановления или ограничения водопользования в ином порядке, чем тот, который установлен ст.41 Водного кодекса РФ не имелось, нарушения не зафиксировано. Порядок рассмотрения документов и заключения договоров на водопользование не нарушался, в связи с тем, что в администрацию сельскою поселения «Есинка» таких обращений не поступало. На основании соглашения о передаче администрацией Ржевского района Тверской области осуществления части полномочий от ДД.ММ.ГГГГ разрешение вопросов связанных с организацией в границах поселения водоснабжения возложено на администрацию сельского поселения «Есинка». До октября 2014 года постановлением Главы Ржевского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения в границах территории МО «Ржевский район» была определена МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района.

В нарушение требований антимонопольного законодательства администрация муниципального образования сельского поселения «Есинка» Ржевского района Тверской области, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, фактически совмещает свою деятельность с функциями хозяйствующего субъекта.

В силу ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 1.2. Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 указанного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца ца пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Пунктом 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 определено, что в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.

Вместе с тем до настоящего времени администрацией поселения установленные законом меры не приняты и осуществляется бесконтрольное и безлицензионное пользование недрами, нарушающее также законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления на распоряжение недрами по собственному усмотрению и рациональному их использованию.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.19 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В силу ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02». Данные СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно п. 1.5 указанных СанПиН ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Разделами 3.2 и 3.3. данных санитарных Правил установлены определенные ограничения хозяйственной деятельности в границах первого, второго и третьего поясов охраны. В силу ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ территория трех поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, является зоной с особыми условиями использования территории.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-Ф3 в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон и сведения о проектах межевания таких территорий (далее также - реестр границ). Статьей 32 указанного Закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 2,9,10 ч.1). Согласно ст. 44 Закона государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Пункт 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Факт не принятия установленных законом мер по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, как о зонах с особыми условиями использования в отношении артезианской скважины, расположенной в д. Абрамково администрацией МО сельское поселение «Есинка», установлен судом и никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.

Вместе с тем, невыполнение администрацией муниципального образования сельского поселения «Есинка» Ржевского района Тверской области возложенных законом обязанностей создает реальную угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц (интересы жителей Ржевского района, других граждан посещающих указанный район) на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, поскольку не осуществляется производственный контроль за качеством подаваемой в систему водоснабжения питьевой воды и безопасным техническим состоянием оборудования; разработкой и утверждением планов мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, предупреждению загрязнения источника, соблюдения правил и режима хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Непринятие указанных мер также способствует тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам достоверные сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования (1-3 пояс ЗСО), а при отсутствии таких сведений, при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

С учетом установленных по делу обстоятельств, бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «Есинка» Ржевского района Тверской области по организации водоснабжения является незаконным, приводит к некачественному оказанию услуг населению, ненадлежащему содержанию водопроводных сетей, и может привести к опасности для здоровья людей, тяжелым последствиям, и как следствие, повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения.

Руководствуясь ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения в границах поселения, а именно в неопределении гарантирующей организации и установлении зоны её деятельности.

Возложить на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области обязанность организовать водоснабжение в границах поселения путем определения гарантирующей организации и установления границ зоны ее деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Есинка» Ржевского района Тверской области обязанность принять меры по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, как о зонах с особыми условиями использования в отношении артезианской скважины, расположенной в д. Абрамково в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 года.

Председательствующий судья Т.Ф. Слободская