25RS0030-01-2022-000335-79
Дело № 2а-357/2022
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Н.С.,
при секретаре Осолихиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Барабашского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края об оспаривании решения от 26.01.2022 № 21, с участием заинтересованного лица - администрации Хасанского муниципального района Приморского края,
установил:
ФИО1 через представителя ФИО2 обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что на основании договора № 3 от 11.02.2019 аренды земельного участка, заключенного с администрацией Барабашского сельского поселения, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3 000 кв.м., местоположение которого установлено примерно в 351 м. по направлению на юго-запад от ориентира, расположенного за пределами участка по адресу:, с видом разрешённого использования: личные подсобные хозяйства (с ограничением по санитарным нормам). 18.02.2021 истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на вырубку деревьев на указанном земельном участке, на которое 19.02.2021 получил отказ администрации по основанию нахождения земельного участка в зоне Р-1 (зона природных территорий поселения). С указанным отказом административный истец не согласен, поскольку из ответа прокуратуры Хасанского районо от 17.12.2021 на его жалобу следует, что решение администрации не соответствует требованиям закона, не мотивировано, в связи с чем в адрес администрации Барабашского сельского поселения 17.12.2021 вынесено представление об устранении нарушений закона. Однако административным ответчиком вновь по результатам рассмотрения заявления административного истца вынесено решение об отказе в выдаче порубочного билета от 26.01.2022 № 20 и от 26.01.2022 № 21. Считает указанные решения незаконными, поскольку в решении № 21 неверно указан номер земельного участка; земельный участок с кадастровым номером 25:20:011401:29 расположен в зоне Ж-1, что подтверждается градостроительным планом земельного участка № выданным администрацией Хасанского муниципального района; согласно генеральному плану Барабашского сельского поселения спорный земельный участок не расположен в зоне Р-1; отказ администрации не соответствует Правилам вырубки зелёных насаждений на территории Барабашского сельского поселения, утверждённого решением Муниципального комитета Барабашского сельского поселения от 26.03.2016 № 107; оспариваемые решения не содержат нормы права, регулирующие выдачу разрешения на вырубку деревьев.
Просит признать законным решение администрации Барабашского сельского поселения от 26.01.2022 № 21, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на вырубку деревьев на земельном участке с кадастровым номером № и выдать ФИО1 разрешение на вырубку деревьев на земельном участке с кадастровым номером №
По ходатайству представителя административного истца к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением суда от 12.04.2022 привлечена администрация Хасанского муниципального района.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался по адресу, указанному в исковом заявлении, конверт возвращён в связи с истечением срока хранения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на удовлетворении исковых требований в полном объёме настаивала, направила в суд возражения на отзыв администрации Хасанского муниципального района, в соответствии с которым указала, что градостроительный план земельного участка является единственным достоверным источником информации о земельном участке, администрация Хасанского муниципального района не наделена правом в одностороннем порядке вносить изменения в ранее выданный градостроительный план земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, предоставила письменные отзывы, согласно которым в соответствии с Градостроительным планом Барабашского сельского поселения, утверждённым решением муниципального комитета Барабашского сельского поселения от 23.12.2014 № 41, Правил землепользования и застройки Барабашского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, утверждённых решением муниципального комитета Барабашского сельского поселения от 23.12.2014 № 42, размещённым на сайте Барабашского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне Р-1 – зона природных территорий поселения. Согласно карте № 19 Генерального плана данный земельный участок так же расположен в охранной зоне (зона особо охраняемой территории – национальный парк «Земля леопарда», а так же в непосредственной близости к реке «Известковая» в водоохраной зоне.
Представитель заинтересованного лица – администрации Хасанского муниципального района в судебном заседании полагала, что отсутствую основания для удовлетворения требований административного истца, представила письменный возражения, согласно которым согласно сведениям, указанным в карте границ и планируемого размещения объектов местного значения Барабашского сельского поселения в составе Генерального плана Барабашского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне природных территорий - леса густые, а так же на территории национального парка «Земля леопарда» - зона хозяйственного назначения; указанный земельный участок расположен за границами населённого пункта с. Барабаш, в связи с чем градостроительные регламенты на него не распространяются. В результате проверки выдачи градостроительного плана указанного земельного участка, в рамках внутреннего контроля, администрацией Хасанского муниципального района выявлена техническая ошибка в указании вида разрешённого использования земельного участка, в связи с чем администрацией проведено повторное рассмотрение заявления ФИО1 от 09.02.2021 и подготовлен откорректированный градостроительный план, утверждённый постановлением администрации Хасанского муниципального района от 05.05.2022 № 268-па. Дополнительно пояснила, что 17.05.2022 административному истцу направлен новый градостроительный план указанного земельного участка.
Выслушав представителей административного ответчика и заинтересованного лица, ознакомившись с возражениями представителя административного истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из смысла ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение публичного органа может быть признано незаконным, если оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Статьёй 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания заявленных требований и возражений лежит на сторонах, публичный орган обязан доказать законность обжалуемого решения, лицо, его оспаривающее обязано доказать наступление неблагоприятных последствий в виде препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, незаконного возложения каких-либо обязанностей.
В судебном заседании установлено, что 11.02.2019 между ФИО1 и администрацией Хасанского муниципального района заключен договор № 3 аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3000 кв.м., местоположение которого установлено примерно в 351 метре по направлению на юго-запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира:, с видом разрешенного использования: личные подсобные хозяйства (с ограничением по санитарным нормам), сроком на 20 лет.
В соответствии с градостроительным планом данного земельного участка № РФ№ выданным администрацией Хасанского муниципального района 04.03.2021, земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1».
Административный истец неоднократно обращался в администрацию Барабашского сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на вырубку деревьев на указанном земельном участке, в том числе с приложением указанного градостроительного плана и ответа прокуратуры Хасанского района о не мотивированности отказа административного ответчика.
Оспариваемым решением администрации Барабашского сельского поселения № 21 от 26.01.2022 ФИО1 вновь отказано в выдаче разрешения на вырубку деревьев на земельном участке с кадастровым номером 25:20:011401:29 по причине нахождения земельного участка в зоне Р-1.
В соответствии с п. 19 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30.09.2010 № 1261-О-О, выдача порубочных билетов, как составная часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» (вместе с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства») Муниципальным комитетом Барабашского сельского поселения решением от 24.03.2016 № 107 приняты Правила вырубки зеленых насаждений на территории Барабашского сельского поселения от 24.03.2016 № 26-НПА (далее Правила).
Указанными Правилами установлены порядок вырубки и выдачи разрешений за вынужденное уничтожение зеленых насаждений, расположенных на территории Барабашского сельского поселения, в соответствии с п. 3 которого самовольная вырубка зеленых насаждений на территории Барабашского сельского поселения запрещается; для получения разрешения на вырубку зеленых насаждений заинтересованному лицу необходимо предоставить в администрацию Барабашского сельского поселения пакет документов.
При этом в Правилах отсутствует порядок и основания отказа в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений, указан только срок рассмотрения заявления, который составляет 10 дней.
При указанных обстоятельствах ссылку истца на то, что оспариваемый отказ администрации Барабашского сельского поселения не соответствует Правилам вырубки зелёных насаждений на территории Барабашского сельского поселения, утверждённого решением Муниципального комитета Барабашского сельского поселения от 26.03.2016 № 107, суд признает несостоятельной, поскольку отсутствие в указанных Правилах оснований для отказа в выдаче разрешения не может расцениваться как исключающее принятие муниципальным органом соответствующего решения в рамках действующего законодательства.
Согласно ч. 1-3 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения; охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды; на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения; государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством.
Пунктом 3 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях охраны окружающей среды сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования, а также лесопарковые зеленые пояса.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался в том смысле, что Земельный кодекс Российской Федерации, следуя конституционным предписаниям, признает одним из принципов земельного законодательства деление земель по целевому назначению на категории и в силу этого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к конкретной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1). Этот принцип должен обеспечить эффективное использование и охрану земли, чему и служат положения Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 7 и абз. 2 ст. 42), а также Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая расположенные в границах населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (постановление от 30.06.2011 № 13-П; определения от 24.12.2013 № 2153-О, от 24.03.2015 № 671-О, от 23.06.2015 № 1453-О, от 28.02.2017 №443-О и др.).
Виды разрешенного использования земельных участков в силу п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) определено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из Генерального плана Барабашского сельского поселения, утвержденного решением муниципальным комитетом Барабашского сельского поселения от 23.12.2014 за № 41 (карта Генерального плана № 19), Правил землепользования и застройки Барабашского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, утверждённых решением муниципального комитета Барабашского сельского поселения от 23.12.2014 № 42, следует, что находящийся в аренде ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 25:20:011401:29, расположен в территориальной зоне Р-1 – зона природных территорий поселения, сформированной с целью сохранения и развития озелененных территорий населенного пункта при их использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов отдыха, спорта и досуга, сохранение рекреационных территорий, представляющих ценность для отдыха на открытом воздухе; основными видами разрешённого использования которой являются размещение лесов и размещение памятников природы.
В соответствии с п. 3 Правил вырубки зеленых насаждений на территории Барабашского сельского поселения от 24.03.2016 № 26-НПА, вырубка зеленых насаждений на территории Барабашского сельского поселения допускается только в целях обеспечения условий для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, согласованных в установленном порядке или в целях предотвращения и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий, в том числе путем рубки зеленых насаждений, расположенных на ненормативном расстоянии от фундаментов зданий и инженерных коммуникаций, рубки зеленых насаждений, оказывающих негативное влияние на эксплуатацию средств регулирования дорожного движения, ЛЭП, линий радио и связи.
Таким образом, использование спорного земельного участка с кадастровым номером 25:20:011401:29, расположенного в зоне Р-1, возможно только с учётом предусмотренных Генеральным планом Барабашского сельского поселения в строгого ограничения строительства объектов отдыха, спорта и досуга, в связи с чем администрация Барабашского сельского поселения обоснованно отказала административному истцу в выдаче разрешения зеленых насаждений на указанном земельном участке.
Ссылка административного истца на выданный администрацией Хасанского муниципального района градостроительный план спорного земельного участка, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 25:20:011401:29 расположен в зоне Ж-1, не может служить основанием для удовлетворения требований ФИО1 и признания отказа незаконным и не обоснованным, поскольку в судебном заседании достоверно установлено нахождение данного земельного участка в зоне Р-1.
Данный факт так же подтвердил представитель администрации Хасанского муниципального района в судебном заседании, указав на наличие технической ошибки в выданном ФИО1 градостроительным плане данного земельного участка № № в указании вида разрешённого использования, которая была исправлена в порядке самоконтроля путём подг7отовки откорректированного градостроительного плана № № утверждённого постановлением администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-па.
Доводы представителя административного истца о незаконности внесения администраций Хасанского муниципального района изменений в ранее выданный градостроительный план, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не опровергает факта нахождения спорного земельного участка в зоне Р-1.
Доводы представителя административного истца о том, что в оспариваемом ответе неверно указан кадастровый номер земельного участка, так же не является основанием для признания указанного ответа незаконным, поскольку в судебном заседании установлено, что в аренде ФИО1 имеется два рядом расположенных земельных участка с кадастровыми номерами № и № на которых административный истец планировал осуществить вырубку зеленых насаждений, в связи с чем обратился с соответствующими заявлениями в администрацию Барабашского сельского поселения, при этом из пояснений представителя административного ответчика следует, что оба земельных участка находятся в зоне Р-1, в связи с чем в ответе от 26.01.2022 № 21 имеется техническая ошибка.
Суд соглашается с данным доводом административного ответчика, поскольку из оспариваемого ответа следует, что в выдаче разрешения на вырубка деревьев отказано именно на земельном участке с кадастровым номером 25:20:011401:29.
При указанных обстоятельствах, требования административного истца о признании решения административного ответчика от 26.01.2022 № 21 незаконным и возложении обязанностей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к администрации Барабашского сельского поселения Хасанского муниципального района Приморского края об оспаривании решения от 26.01.2022 № 21 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья