ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-357/2022 от 14.06.2022 Александровского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-357/2022 г. 26RS0004-01-2022-000554-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года с. Александровское

Александровский районный суд Ставропольского края

в составе председательствующего Неумывакиной Н.В.

при секретаре Головневой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Александровского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю к административному ответчику Косиновой Н.И. о взыскании задолженности по налогам и пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС России №14 по Ставропольскому краю обратилась в суд с иском к Косиновой Н.И. о взыскании задолженности по налогам и пени, который мотивировала следующим.

Косинова Н.И. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России №9 по Ставропольскому краю, а так же в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается копией Выписки из ЕГРИП.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлено, что взыскание налогов с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

До 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В этой связи принят Федеральный закон от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». В статьях 19 и 20 указанного Закона определены полномочия государственных внебюджетных фондов в отношении страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а в статье 21 этого же Закона регламентирован порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Согласно части 1 статьи 430 НК РФ данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Обмен сведениями между отделениями ПФР и УФНС России осуществляется в электронном виде на региональном уровне.

Передаче в налоговые органы подлежит уточненная информация о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, а также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, не поступившие в налоговые органы.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 45 НК РФ установлено, что взыскание налогов с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 430 НК РФ данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения дохода в конкретном расчетном периоде, учитывая реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования.

По положениям п. 2 ст. 432 НК РФ срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающей 300 тыс. руб. за расчетный период - до 1 июля следующего года. Твердую сумму страховых взносов нужно заплатить до 31 декабря текущего года.

В соответствии со ст. 430 НК РФ размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей,

-26 545 рублей за расчетный период 2018 года,

-29 354 рублей за расчетный период 2019 года,

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 ООО рублей,

-26 545 рублей за расчетный период 2018 года

-29 354 рублей за расчетный период 2019 года, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере

-5 840 рублей за расчетный период 2018 года,

-6 884 рублей за расчетный период 2019 года

Сроки уплаты ОПС за 2020 г.:

по ОПС фиксированный размер для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

по ОПС с суммы дохода, не превышающей 300000 руб., - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фиксированный размер страховых взносов составил 32 448 руб.

по ОПС с суммы дохода, превышающей 300000 руб., - не позднее ДД.ММ.ГГГГ; фиксированный размер 32 448 руб. + 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период,

по ОМС - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. фиксированный размер страховых взносов 8 426 руб. Сроки уплаты за 2019 г.:

по ОПС, если доход не превышает 300000 руб., - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

по ОПС, если доход превышает 300000 руб., - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

по ОМС - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Письма ФНС России:

по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов физическим лицом, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также одновременно иную деятельность, установленную законодательством РФ, не являющуюся предпринимательской см. письмо ЭНС России от 24.06.2019 №БС-4-11/12211 "Об обложении страховыми взносами";

по вопросу исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб. см. письмо ФНС России от 25.07.2018 №БС-4-11/14364@;

о порядке представления отчетности главами КФХ см. письмо ФНС России от 25.12.2017 ХоГД-4-11 /263 72@.

Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица, и после прекращения им предпринимательской деятельности.

В связи с не поступлением в срок сумм страховых взносов Межрайонная ИФНС России № 9 по СК направлены требования от 12.07.2018 № 11063, от 23.07.2018 № 12211, от 14.08.2018 № 13947, от 27.09.2018 № 34560, от 05.12.2018 № 38359, от 21.01.2019 № 411, от 10.01.2020 № 465, от 25.01.2021 № 2305, что у плательщика Косиновой Н.И. имеется задолженность:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 63774,39 руб. за 2018г., 2019 г., 2020г., пеня в размере 991,49 руб. исчислена за период с 01.01.2021г. по 24.01.2021г. в размере 110,32 руб., с 01.02.2018г. по 01.07.2018г. в размере 881,17 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 455,77руб. исчислена за период с 01.01.2017г. по 01.08.2018г.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 17226,95 руб. за 2018г., 2019г., 2020г., пеня в размере 41,56 руб. исчислена за период с 01.01.2021г. по 24.01.2021г. в размере 28,65 руб., с 01.02.2018г. по 01.03.2018г. в размере 12,91 руб.

В установленные сроки налогоплательщик не оплатил сумму налогов и пени, в связи с чем, Инспекцией, в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ направлены требования об уплате задолженности по налогам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией реестра об отправке требований налогоплательщику, с предложением добровольно оплатить суммы налога.

До настоящего времени задолженность в добровольном порядке не уплачена.

За неуплату сумм налогов в срок, установленный законодательством, в порядке ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляется пеня.

В связи с тем, что суммы налога своевременно не уплачены, Инспекцией начислена пеня по налогу в сумме 1488,82 руб.

По изложенным выше основаниям просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа, пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Косиновой Н.И. недоимки по: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 63774,39 руб. за 2018г., 2019г., 2020г., пеня в размере 991,49 руб. исчислена за период с 01.01.2021г. по 24.01.2021г. в размере 110,32 руб., с 01.02.2018г. по 01.07.2018г. в размере 881,17 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего заселения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 455,77руб. исчислена за период с 01.01.2017г. по 01.08.2018г., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего заселения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 17226,95 руб. за 2018г., 2019г., 2020г., пеня в размере 41,56 руб. исчислена за период с 01.01.2021г. по 24.01.2021г. в размере 28,65руб., с 01.02.2018г. по 01.03.2018г. в размере 12,91 руб., на общую сумму 82490,16 рублей.

В судебное заседание административный истец – представитель Межрайонной ИФНС №14 по Ставропольскому краю Цурупа Н.С. не явилась, в представленном суду ходатайстве просила суд дело рассмотреть в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Административный ответчик Косинова Н.И. в судебное заседание не явилась, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором имеются сведения «возврат отправителю из-за истечения срока хранения». Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Косиновой Н.И. были созданы все условия для реализации её права на участие в деле, однако она не пожелала им воспользоваться, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в её отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Разрешая ходатайства административного истца Межрайонной ИФНС России N 14 по Ставропольскому краю о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа и административного искового заявления суд приходит к выводу о том, что ходатайства по требованиям № 13947, № 38359, № 34560, № 411 и № 465 не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи заявления о выдаче судебного приказа и срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Из административного искового заявления истца следует, что в адрес Косиновой Н.И. направлены требования об уплате налога № 13947 со сроком исполнения – до 03.09.2018 года, № 38359 со сроком исполнения – до 25.12.2018 года, № 34560 со сроком исполнения – до 17.10.2018 года, № 411 со сроком исполнения до 08.02.2019 года, № 465 – со сроком исполнения до 04.02.2020 года. Срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию № 13947 истек 03.03.2019 года, по требованию № 38359 истек 25.06.2019 года, по требованию № 34560 истек 17.04.2019 года, по требованию № 411 истек 04.08.2020 года, по требованию № 2305 истек 17.08.2021 года.

С заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю к мировому судье обратилась в сентябре 2021 года, то есть по истечении шестимесячного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ по всем требованиям.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Александровского района Ставропольского края от 30.09.2021 года судебный приказ от 06.09.2021 года отменен.

Судом установлено, что с административным исковым заявлением в Александровский районный суд Ставропольского края налоговый орган обратился 28.04.2022 года.

При таких обстоятельствах в данном административном деле имеет значение дата обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа – сентябрь 2021 года, которая свидетельствует о значительном пропуске срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ по требованиям № 13947, № 38359, № 34560, № 411, № 465.

Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа в установленном законом порядке. Тем более, что Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления заявления о выдаче судебного приказа в максимально короткий срок, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления по требованиям № 13947, № 38359, № 34560, № 411, № 465.

Указанные истцом причины пропуска срока, а именно большое количество налогоплательщиков, изменение порядка обращения в суд и др., суд признает неуважительными.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем, суд отказывает административному истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении сроков по требованиям № 13947, № 38359, № 34560, № 411, № 465, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением в установленный срок.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска по требованиям № 13947, № 38359, № 34560, № 411, № 465.

Судом установлено, что исковые требования истца по требованию № 2305 заявлены также с нарушением срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ. Вместе с тем, суд учитывает, что по данному требованию пропущенный срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением является незначительным, в связи с чем, подлежит восстановлению.

При рассмотрении заявленных исковых требований суд считает не состоятельной ссылку истца на требования об уплате задолженности по налогам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные требования суду не представлены и в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, исковые требования истца о взыскании с Косиновой Н.И. недоимки требованию от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Косинова Н.И. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России №9 по Ставропольскому краю, а так же в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается копией Выписки из ЕГРИП.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 45 НК РФ установлено, что взыскание налогов с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

До 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В этой связи принят Федеральный закон от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». В статьях 19 и 20 указанного Закона определены полномочия государственных внебюджетных фондов в отношении страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а в статье 21 этого же Закона регламентирован порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Согласно части 1 статьи 430 НК РФ данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Обмен сведениями между отделениями ПФР и УФНС России осуществляется в электронном виде на региональном уровне.

Передаче в налоговые органы подлежит уточненная информация о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, а также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, не поступившие в налоговые органы.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 430 НК РФ данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения дохода в конкретном расчетном периоде, учитывая реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования.

По положениям п. 2 ст. 432 НК РФ срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающей 300 тыс. руб. за расчетный период - до 1 июля следующего года. Твердую сумму страховых взносов нужно заплатить до 31 декабря текущего года.

В соответствии со ст. 430 НК РФ размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей,

-26 545 рублей за расчетный период 2018 года,

-29 354 рублей за расчетный период 2019 года,

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 ООО рублей,

-26 545 рублей за расчетный период 2018 года

-29 354 рублей за расчетный период 2019 года, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере

-5 840 рублей за расчетный период 2018 года,

-6 884 рублей за расчетный период 2019 года

Сроки уплаты ОПС за 2020 г.:

по ОПС фиксированный размер для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

по ОПС с суммы дохода, не превышающей 300000 руб., - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фиксированный размер страховых взносов составил 32 448 руб.

по ОПС с суммы дохода, превышающей 300000 руб., - не позднее ДД.ММ.ГГГГ; фиксированный размер 32 448 руб. + 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период,

по ОМС - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. фиксированный размер страховых взносов 8 426 руб. Сроки уплаты за 2019 г.:

по ОПС, если доход не превышает 300000 руб., - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

по ОПС, если доход превышает 300000 руб., - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

по ОМС - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Письма ФНС России:

по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов физическим лицом, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также одновременно иную деятельность, установленную законодательством РФ, не являющуюся предпринимательской см. письмо ЭНС России от 24.06.2019 №БС-4-11/12211 "Об обложении страховыми взносами";

по вопросу исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб. см. письмо ФНС России от 25.07.2018 №БС-4-11/14364@;

о порядке представления отчетности главами КФХ см. письмо ФНС России от 25.12.2017 ХоГД-4-11 /263 72@.

Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица, и после прекращения им предпринимательской деятельности.

В связи с не поступлением в срок сумм страховых взносов Межрайонная ИФНС России № 9 по СК направлено уведомление, что у плательщика Косиновой Н.И. имеется задолженность:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 32448 рублей, пеня в размере 110,32 рублей,

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 28,65 рублей,

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 8426 рублей.

В установленные сроки налогоплательщик не оплатил сумму налогов и пени, в связи с чем, Инспекцией, в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате задолженности по налогам от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией реестра об отправке требований налогоплательщику, с предложением добровольно оплатить суммы налога.

До настоящего времени задолженность в добровольном порядке не уплачена.

За неуплату сумм налогов в срок, установленный законодательством, в порядке ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляется пеня. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Косиновой Н.И. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по требованию в размере 8426 рублей, пеня в размере 28,65 и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) по требованию в размере 32448 рублей, пеня в размере 110,32 рублей, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, исходя из удовлетворенной части исковых требований административного истца, учитывая положения ч. 1 ст. 111 КАС РФ, ч. 2 ст. 61.1, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с Косиновой Н.И. в доход бюджета Александровского муниципального округа Ставропольского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1430,39 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Восстановить административному истцу Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю пропущенный срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по налогам и пени и пропущенный срок на обращение с административным исковым заявлением на взыскание задолженности по налогам и пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Косиновой Н.И. ИНН недоимки по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по требованию от ДД.ММ.ГГГГ в размере 8426 рублей, пеня в размере 28,65 рублей и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) по требованию от ДД.ММ.ГГГГ в размере 32448 рублей, пеня в размере 110,32 рублей, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Косиновой Н.И. , ИНН государственную пошлину в доход бюджета Александровского муниципального округа Ставропольского края в размере 1430,39 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.

Судья Н.В. Неумывакина