Дело №2а-357/2022
УИД 44RS0006-01-2022-000801-60
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградова В.В.,
с участием прокурора Нурмагомедова З.Р.,
при секретаре Аксеновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов расположенных по адресам: запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Галичский межрайонный прокурор Костромской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов расположенных по адресам: , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование своих требований истец указал, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации и информационные технологиях, в ходе которой установлено, что на страницах интернет – сайтов, расположенных по адресам: , размещена информация, описывающая ценности преступного мира, пропаганду преступного и криминального образа поведения, воровские и тюремные понятия, соблюдение «воровского кодекса», направленная на формирование молодежной криминальной субкультуры «» (, ). Владельцы сайтов, авторы размещенной на них информации - прокурором не установлены. На указанных сайтах содержится информация, в том числе в виде видеоматериалов, описывающая ценности преступного мира, направленная на формирование молодежной криминальной субкультуры «» (). Данное движение пропагандирует насилие, жестокость и антиобщественное поведение, ценности преступного мира, криминальный образ поведений, возбуждение социальной розни, исключительность, превосходство приверженцев криминальной субкультуры; совершение преступлений по мотивам идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении сотрудников правоохранительных органов, публичные призывы к осуществлению указанных деяний (призывы к совершению насилия и убийства в отношении сотрудников органов внутренних дел). Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 114-ФЗ), в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которые направлены на осуществление экстремистской деятельности. Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещений в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах федеральных органе: исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодические изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. В соответствии с перечнем НКО, ликвидированных в соответствии с Законом № 114-ФЗ, размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Министерства юстиции РФ, международное общественное движение «» (другие используемые наименования «», «», .) ликвидировано на основании решения Верховного Суда РФ от 17.08.2020 г. и дополнительного решения Верховного Суда РФ от 02.10.2020 г. (п. 78 перечня). Статьей 12 Закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремисткой деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи. Сообразно подпункту «е» пункта 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президиумом РФ 28.11.2014 г. № Пр-2753) к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму относится проведение мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремисткой идеологии. В этой связи, с учетом выделенных тенденций формирования молодежных субкультур экстремистского толка и использования новых механизмов формирования экстремистских установок к несовершеннолетним при вовлечении подростков в экстремистскую и около экстремистскую деятельность необходимо оперативное выявление в сети Интернет организаций и групп с описанными выше характеристиками с целью их последующего блокирования. В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять, насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение. Статьей 282.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества, склонение, вербовку или вовлечение в него, участие в нем. Следствием этого является то, что те, кто причисляет себя к этому движению, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 282.1 УК РФ. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. В связи с изложенным, наличие на интернет-страницах вышеуказанной информации и последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, порождает условия для нарушения законодательства с использованиям ресурсов сети «Интернет». Согласно ч. 1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства. Частью 1 ст. 10 вышеназванного закона установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч.6 ст. 10 указанного закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Положением п. 2 ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с частями 2 и 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых, адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). Создание, формирование и ведение указанного реестра в силу ч.3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор). Аналогичная норма содержится в п.п.5.1.7 п.5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»). В соответствии с пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101, одним из оснований для включения к единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией. Таким образом, в целях ограничения доступа граждан к интернет-страницам расположенным по адресам: необходимо внести данные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». На момент проверки адреса указанных страниц сайтов, на которых размещена рассматриваемая информация, в едином реестре отсутствует. В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В связи с изложенным доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Распространение указанной информации пропагандирует насилие, жестокость и антиобщественное поведение, направленное на вовлечение несовершеннолетних и молодежи в криминальную субкультуру «». Таким образом, указанная на данных сайтах информация является запрещенной для распространения на территории РФ. Со ссылками на требования 9, 10, 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. ст. 39, 265.1, 265.2 КАС РФ, прокурор просит суд: признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах, расположенных по адресам:, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение просил обратить к немедленному исполнению и направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Галичского межрайонного прокурора Нурмагомедов З.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Костромской области, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился.
Руководитель Управления Роскомнадзора по Костромской области ФИО1 в отзыве от 14.07.2022 № 3901-02/44 относительно заявленных Галичским межрайонным прокурором административных исковых требований просил рассмотреть дело без участия представителя Управления. При этом указал, что во исполнение определения Галичского районного суда Костромской области о применении мер предварительной защиты от 30.06.2022 г. Интернет - ресурсы , 07 июля 2022 внесены в ЕАИС для последующего включения в Единый реестр (). На момент составления отзыва доступ на перечисленные Интернет-ресурсы невозможен. Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные некорректны, необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий. Управление не наделено полномочиями на проведение такого рода мероприятий.
Суд, выслушав представителя истца помощника Галичского межрайонного прокурора Нурмагомедова З.Р., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
На основании п.2 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Частью 1 ст.9 названного Федерального закона установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из ст.10 этого Федерального закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 данного Федерального закона).
В силу ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр указанных сведений является, помимо прочего, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отнесены к компетенции Роскомнадзора.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 114-ФЗ), в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которые направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещений в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах федеральных органе: исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций.
Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодические изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Статьей 12 Закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремисткой деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Согласно подпункту «е» пункта 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президиумом РФ 28.11.2014 г. № Пр-2753) к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму относится проведение мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремисткой идеологии.
В этой связи, с учетом выделенных тенденций формирования молодежных субкультур экстремистского толка и использования новых механизмов формирования экстремистских установок к несовершеннолетним при вовлечении подростков в экстремистскую и около экстремистскую деятельность необходимо оперативное выявление в сети Интернет организаций и групп с описанными выше характеристиками с целью их последующего блокирования.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять, насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение.
Статьей 282.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества, склонение, вербовку или вовлечение в него, участие в нем. Следствием этого является то, что те, кто причисляет себя к этому движению, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 282.1 УК РФ.
В ходе судебного заседания установлено, что в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах, расположенных по адресам: , , в доступном для неопределенного круга лиц, размещена информация, описывающая ценности преступного мира, пропаганду преступного и криминального образа поведения, воровские и тюремные понятия, соблюдение «воровского кодекса», направленная на формирование молодежной криминальной субкультуры «» ().
В соответствии с перечнем НКО, ликвидированных в соответствии с Законом № 114-ФЗ, размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Министерства юстиции РФ, международное общественное движение «» (другие используемые наименования «», «», .) ликвидировано на основании решения Верховного Суда РФ от 17.08.2020 г. и дополнительного решения Верховного Суда РФ от 02.10.2020 г. (п. 78 перечня).
Создание экстремистского сообщества, склонение, вербовку или вовлечение в него, участие в нем, влечет уголовную ответственность по ст. 282.1 УК РФ.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. В связи с изложенным, наличие на интернет-страницах вышеуказанной информации и последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, порождает условия для нарушения законодательства с использованиям ресурсов сети «Интернет».
Таким образом, предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов страны и безопасности государства, других лиц, обеспечения обороны.
Указанные обстоятельства в судебном заседании подтверждены актом проверки от 27.06.2022 г., скриншотами страниц с указанных сайтов, а также отзывом Управления Роскомнадзора по Костромской области от 14.07.2022 г. № 3901-02/44.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При изложенных обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, информация, размещенная на сайтах: , информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ с внесением соответствующих сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 265.5. КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте , информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации с внесением соответствующих сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Обратить указанное решение суда к немедленному исполнению путем направления копии указанного судебного акта в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд Костромской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в полном объеме
изготовлено 19 июля 2022 года
Судья В.В. Виноградов