РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2020 года город Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Д.В. Широковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Р.А. Султановой,
с участием прокурора А.А.Тихоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда города Астрахани по адресу: <...>, административное дело №2а-3587/20 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Астрахань», управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании постановления мэра города Астрахани от <дата обезличена><№> с учетом внесённых изменений незаконным в части,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учётом заявления в порядке ст. 46 КАС РФ) к администрации муниципального образования «Город Астрахань», управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» указав, что с <данные изъяты> года является собственником земельного участка площадью 698 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Административным истцом принято решение о реконструкции жилого дома, в связи с чем в управлении по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» ею был заказан градостроительный план на земельный участок, и выяснилось, что часть земельного участка административного истца расположена в границах красных линий, где размещение объектов капитального строительства не предусмотрено, таким образом административный истец лишена возможности провести реконструкцию принадлежащего ей объекта недвижимости. Кроме того, отображение в проектах планировки и межевания территории красных линий, обозначающих планируемые границы объекта местного значения свидетельствуют о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка, между тем постановление мэра города Астрахани от <дата обезличена><№> (с учётом изменений) не содержит таких сведений. Кроме того, отсутствуют доказательства проведения процедуры согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При таких обстоятельствах, просил признать незаконным постановление мэра города Астрахани от <дата обезличена><№> (с последующими изменениями) в части не отнесения зкмельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№> к землям общего пользования и не разрешения вопросов о резервировании и (или) изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», ПАО «Россети юг».
В судебном заседании представитель административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1, действующий по доверенности ФИО2 административный иск с учётом заявления в порядке ст. 46 КАС РФ поддержал, просил удовлетворить.
Представители административных ответчиков администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО3, действующий на основании доверенности, управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО4 действующий на основании доверенности, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Иные участвующие в деле лица не присутствовали. Судом извещены надлежащим образом, причина неявки в суд не известна. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, доказательств уважительности причин неявки в материалах дела не имеется.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд,
Как следует из материалов дела, ФИО1 является с <данные изъяты> года является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
При разработке градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, установлено, что земельный участок вошёл в проект планировки и межевания территории в границах набережной <адрес>, <адрес>, утвержденный постановлением мэра города Астрахани от <дата обезличена><№>, согласно градостроительной документации часть земельного участка расположена в границах красных линий, где размещение объектов капитального строительства не предусмотрено.
Обращаясь с административным иском в суд административный истец указала, что проект планировки, утвержденный постановлением мэра города Астрахани от <дата обезличена><№> в части утверждения красной линии, проходящей по принадлежащему ей на праве собственности земельному участку нарушает ее права и интересы, как собственника, приводит к невозможности распоряжаться земельным участком по целевому назначению, в связи с чем утверждённый проект в части является незаконным и подлежит отмене. Кроме того, отсутствуют доказательства проведения процедуры согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Между тем, доказательств тому, что утверждённый постановлением мэра города Астрахани от <дата обезличена><№> проект планировки в части утверждения красной линии, проходящей по принадлежащему ФИО1 на праве собственности земельному участку нарушает ее права и интересы, как собственника, приводит к невозможности использовать земельный участок по целевому назначению, суду не представлено.
По общему правилу градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объемов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Кодекса).
В силу положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( здесь и далее в редакции, действующей по состоянию на октябрь 2014 года) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; единства требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений.
Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации относится к полномочиям их органов государственной власти.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (статьи 41, 42, 43, 44, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
При этом, пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя в числе прочего и красные линии (пункт а части 3).
Согласно п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);
Как следует из представленных суду административным ответчиком доказательств, ОАО «Мехколонна №12» обратилась в муниципалитет города Астрахани за разрешением на разработку документации по планировке и межеванию территории для строительства линейного объекта на территории муниципального образования «Город Астрахань» в границах набережной <адрес> для реконструкции распределительных электрических сетей. Постановлением мэра города Астрахани <№> от <дата обезличена> ОАО «Мехколонна» разрешена разработка документации. <дата обезличена> ОАО «Мехколонна №12» в соответствии с положениями ст. 46 Градостроительного кодекса РФ обратилась в муниципалитет с заявлением о согласовании проекта планировки и межевания территории для строительства линейного объекта на территории муниципального образования «Город Астрахань» в границах набережной <адрес> в Ленинском районе города Астрахани. Распоряжением мэра города Астрахани <№> определено провести публичные слушания <дата обезличена> по проекту планировки и межевания.
Из представленных административным ответчиком доказательств следует, что информация о проведении публичных слушаний и указанное постановление опубликовано в информационном бюллетене «Астраханский вестник» <№> от <дата обезличена>, размещено на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Астрахань» в сети "Интернет", а также в справочно-информационных системах.
Согласно представленному суду протоколу публичных слушаний, <дата обезличена> при обсуждении проекта планировки межевания территории в границах набережной <адрес> участники публичных слушаний проголосовали единолично за согласование проекта.
Постановлением мэра города Астрахани <№> от <дата обезличена> проект утвержден.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемый акт принят компетентным органом, при соблюдении предусмотренной законом процедуры, подписан полномочным должностным лицом, опубликован в установленном порядке.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Из изложенного следует, что, вопреки доводам административного истца, положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории, а оспоренные заявителем красные линии являются проектируемыми и не свидетельствуют об изъятии территории.
Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Из содержания п. 11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что факт утверждения красных линий не придает участку статус участка общего пользования, а только ограничивает территорию, которая может стать таковой в перспективе. Обратное толкование приведенных норм градостроительного законодательства приведет к ограничению полномочий органов местного самоуправления в реализации планов развития поселений.
Кроме того, действующее гражданское и земельное законодательство предусмотрело способы компенсации в случае изъятия земельных участков у собственника в публичных интересах.
Таким образом, мэр города Астрахани, утверждая проект планировки и межевания территории в границах набережной реки <адрес>, действовал в соответствии с принципами законодательства о градостроительной деятельности.
Проект разработан на основе территориального планирования и градостроительного зонирования с учетом экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе с учетом мнения граждан и юридических лиц. Следовательно, порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в данном случае был соблюден.
Доводы административного истца в той части, что оспариваемый в части акт не содержит сведений о разрешении вопроса об изъятии земельного участка, а так же проект планировки, утверждённый постановлением мэра города Астрахани <дата обезличена><№> прошёл процедуру согласования с органом местного самоуправления в соответствии с ч.14.4 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, высказаны вопреки положениям норм Градостроительного кодекса РФ, действующим на момент принятия мэром города Астрахани постановления <№>
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление мэра г. Астрахани от <дата обезличена><№> не нарушает прав и свобод административного истца, не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Астрахань», управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании постановления мэра города Астрахани от <дата обезличена><№> с учетом внесённых изменений незаконным в части, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено и отпечатано 26.11.2020.
Судья: Д.В. Широкова