Дело № 2а-3589/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа Погожевой Е.А., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Трусову Алексею Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным иском к Трусову Алексею Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 4120,00 руб., пени, начисленные за период с 04.12.2018 г. по 15.05.2019 г. в размере 173,04 руб., а всего 4 293,04 руб.
В обоснование заявленных требований, указав, что ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку в его собственности имеется транспортное средство Хундай Старикс, гос. рег. знак (№) В установленный законом срок обязанность по уплате налогов за 2017 г. Трусов А.А. не исполнил, в связи с чем, Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и, руководствуясь статьями 69, 70 НК РФ, выставила требования об уплате налогов от 16.05.2019 г. № 32091.
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Трусова А.А. задолженности по налогам.
22.11.2019 г. определением мирового судьи отменен судебный приказ от 12.11.2019 года о взыскании с Трусова А.А. задолженности по налогам, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 4-5).
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Погожева Е.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании требования поддержала.
Административный ответчик Трусов А.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещена в установленном законом порядке, представил письменные возражения, в которых указал, что является пенсионером, ветераном труда, в связи с чем освобожден от уплаты транспортного налога. Кроме того, полагает, что поскольку мировым судьей отменен судебный приказ, транспортный налог за 2017 г. с него взысканию не подлежит.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены налоговые ставки и сроки уплаты транспортного налога.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Трусову А.А. на праве собственности в налоговый период 2017 г. принадлежало транспортное средство Хендэ Старекс, г/н (№), что не оспаривается (л.д.8).
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №40157644 от 11.09.2018г. на уплату транспортного налога, с определением срока уплаты до 03.12.2018 года (л.д.7).
По истечении срока платежа недоимка по транспортному налогу в бюджет не поступила.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 приведенной статьи).
Пунктом 5 данной статьи установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Тем самым, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Налоговым органом ответчику было выставлено требование (№) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16.05.2019 года, согласно которому за Трусовым А.А. числилась задолженность по транспортному налогу в размере 4 120,00 руб., пени в сумме 173,04 руб. Срок исполнения требования до 09.07.2019 г. (л.д.10). Указанное требование направлено в личный кабинет налогоплательщика (л.д. 11).
Несмотря на истечение указанного в налоговом требовании срока исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени административным ответчиком не погашена, что повлекло взыскание сумм в судебном порядке.
ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка №10 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Трусова А.А.
26 декабря 2019 г. определением мирового судьи судебного участка №10 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области отменен судебный приказ от 12 ноября 2019 года о взыскании с Трусова А.А. задолженности по транспортному налогу, пени (л.д.16-17), в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилось 17.06.2020 г. (л.д. 4), то есть в установленный шестимесячный срок.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В настоящее время задолженность по транспортному налогу за 2017 год составляет 4 120,00 руб., пени, начисленные за период с 04.12.2018 г. по 15.05.2019 г. в размере 173,04 руб., а всего 4 293,04 руб., согласно представленному расчету, который проверен судом, является арифметически верным.
Суд принимает представленный истцом расчет исковых требований.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь доказательств уплаты транспортного налога и пени ответчиком в суд не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате налога и пени своевременно и в полном объеме им исполнена не была.
Признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Согласно данным Федеральным информационным учетам ГИБДД с 24.12.2015 г. до настоящего времени Трусов А.А. являлся собственником транспортного средства Хендэ Старекс, г/н (№) (л.д.27).
Довод административного ответчика о том, что от уплаты транспортного налога он освобожден, так как относится к льготной категории граждан, является пенсионером, имеет звание ветеран труда, значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.
Так, льготы по транспортному налогу установлены Законом Воронежской области N 28-ОЗ «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области».
Основными категориями льготников являются - инвалиды всех категорий, участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, участники боевых действий, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, члены семей погибших (умерших) военнослужащих, пользующиеся мерами социальной защиты в соответствии с Законом Воронежской области от 8 февраля 1996 года N 45-з "О правовой и социальной защите членов семьи погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время". Льгота предоставляется на одно транспортное средство с мощностью до 120 лошадиных сил.
Транспортные средства, мощность которых превышает 120 л/с, облагаются налогом на общих основаниях.
Законом области от уплаты транспортного налога освобождены физические лица, на которых зарегистрированы легковые автомобили с мощностью до 100 л/с старше 25 лет, а также мотоциклы и мотороллеры отечественного производства старше 25 лет. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Поскольку в соответствии с ст. 1 Закона Воронежской области от 11.06.2003 N 28-ОЗ "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области" ветераны труда и пенсионеры за выслугу лет не относятся к льготной категории граждан, и должны уплачивать транспортный налог в соответствии с НК РФ и законом Воронежской области от 27.12.2002 года № 80-ОЗ, таким образом, у налогоплательщика Трусова А.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога, которая им в установленный законом срок исполнена не была.
Кроме того суд считает необходимым обратить внимание, что для получения льготы в соответствии с действующим законодательством налогоплательщику необходимо самостоятельно предоставить в налоговую инспекцию соответствующие документы. Как следует из пояснений, представителя административного истца данных в ходе судебного заседания в инспекцию таких документов от налогоплательщика Трусова А.А. не поступало.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем, сумма транспортного налога и пени в сумме 4 293,04 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 400,00 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа к Трусову Алексею Александровичу - удовлетворить.
Взыскать с Трусова Алексея Александровича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> Б – 68, в доход бюджета задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 4 120,00 руб., пени, начисленные за период с 04.12.2018 г. по 15.05.2019 г. в размере 173,04 руб., а всего 4 293,04 руб.
Взыскать с Трусова Алексея Александровича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, государственную пошлину в доход бюджета в размере 400,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курындина Е.Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2020 г.
Дело № 2а-3589/2020