РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области
в составе председательствующего судьи Вардах Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 39RS0019-01-2020-000763-63 (производство № 2а-358/2020) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области (далее – МИФНС России № 2 по Калининградской области) к Ушаковой Александре Ромалдовне о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 2 по Калининградской области обратилась в Советский городской суд с административным исковым заявлением к Ушаковой А.Р. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени. В обоснование требований административный истец указал, что административной ответчице принадлежат транспортные средства. Недоимка по транспортному налогу за 2015 год составила 638 рублей. Кроме того, Ушаковой А.Р. начислены пени на общую сумму 2 349 рублей 79 копеек на недоимку по транспортному налогу за 2013-2016 годы. Кроме того, административной ответчице принадлежит ? доля в праве собственности на <адрес>, ? доля в праве собственности на <адрес>. Недоимка по налогу на имущество физических лиц, начисленному Ушаковой А.Р. на указанные объекты недвижимости за 2017 год, составила 519 рублей. Также административной ответчице начислены пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2013, 2015 годы. Административной ответчице направлялись налоговые уведомления от 04.07.2018 № 21654586, от 09.09.2017 № 49350424. В связи с неуплатой налога и начисленных пени административным истцом Ушаковой А.Р. направлены требования об уплате налога и пени от 09.02.2018 № 47723, от 08.02.2019 № 14350, которые административной ответчицей также не исполнены. Судебный приказ, вынесенный 28.11.2019 по заявлению налоговой инспекции, отменен определением мирового судьи первого судебного участка Советского городского округа Калининградской области от 13.01.2020 в связи с поступившими возражениями должника. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административной ответчицы задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 638 рублей 00 копеек, пени за неуплату транспортного налога за 2013-2016 годы в сумме 2 349 рублей 79 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 519 рублей 00 копеек, пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2013, 2015 годы в сумме 45 рублей 79 копеек, всего 3 552 рубля 58 копеек.
Настоящее административное дело на основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Административной ответчицей представлены возражения по административному иску, в которых заявлено о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд.
Исследовав письменные материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК России) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
По делу установлено, что Ушакова А.Р. являлась налогоплательщиком транспортного налога в связи с нахождением у нее в собственности с 09.11.2013 по 23.05.2014 легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с 08.09.2015 по 16.04.2016 – легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с 25.12.2013 по 01.09.2015 – легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №.
Обязанность по уплате транспортного налога физическими лицами установлена ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 356, 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1 Закона Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге».
Кроме того, Ушакова А.Р. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью ей с 07.09.2009 ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый №), с 28.10.2009 – ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый №).
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32 НК России.
Согласно п. 1 ст. 408 НК России сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налоговым периодом по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц признаётся календарный год (ст. 360, 405 НК России).
Пунктом 4 статьи 57 НК России предусмотрено, что в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В отношении транспортного налога и налога на имущество физических лиц соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362, 409 названного кодекса.
Как следует из материалов, представленных административным истцом, Ушаковой А.Р. МИФНС России № 2 по Калининградской области был исчислен за 2016 год транспортный налог в размере 666 рублей, об уплате которых в срок не позднее 01.12.2017 административной ответчице через личный кабинет направлено налоговое уведомление от 09.09.2017 № 49350425. Кроме того, за 2017 год административному ответчику исчислен налог на имущество физических лиц в размере 519 рублей, и направлено налоговое уведомление от 04.07.2018 № 21654586 об уплате указанных налогов в срок до 03.12.2018.
В установленный законом срок налоги Ушаковой А.Р. уплачены не были. В связи с имевшейся у нее переплатой недоимка по транспортному налогу за 2016 год составила 638 рублей.
МИФНС России № 2 по Калининградской области в порядке ст. 75 НК России в связи с неуплатой транспортного налога за 2016 год Ушаковой А.Р. начислены пени за период с 02.12.2017 по 09.02.2018 в сумме 11 рублей 55 копеек, и направлено административной ответчице требование от 09.02.2018 № 13234 об уплате недоимки и пени в срок до 28.03.2018. Из указанного требования также следует, что за Ушаковой А.Р. числится общая задолженность в сумме 3 320 рублей 06 копеек, в том числе по налогам (сборам) в размере 638 рублей.
Кроме того, в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2017 год Ушаковой А.Р. направлено требование № 14350 об уплате недоимки в срок до 27.03.2019. Общая задолженность административной ответчицы перед налоговым органом составляла 3 896 рублей 21 копейка, в том числе 1 157 рублей 00 копеек – по налогам (сборам).
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК России предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (п. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2).
В силу абз. 2, 3 ст. 48 НК России требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством налогов. При этом, согласно приведенным правовым нормам, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В свою очередь под уважительными причинами следует понимать наличие объективных (форс-мажорных) обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, либо совершение налогоплательщиком каких-либо действий, также препятствующих налоговому органу своевременно обратиться с иском в суд.
Из требования № 13234 об уплате недоимки и пени следует, что Ушаковой А.Р. надлежало уплатить недоимку по транспортному налогу за 2016 год и начисленные пени в срок до 28.03.2018.
Требование № 14350 подлежало выполнению административным ответчиком в срок до 27.03.2019.
Поскольку указанные требования административным ответчиком не исполнены, задолженность Ушаковой А.Р. по налогам и сборам превышала 3 000 рублей, срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию № 13234 истек 28.09.2018, по требованию № 14350 – 07.09.2019.
Вместе с тем, как следует из материалов административного дела № 2А-3748/2019 и имеющегося в нем справочного листа, заявление МИФНС России № 2 по Калининградской области о вынесении судебного приказа в отношении Ушаковой А.Р. о взыскании с нее недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы и пени поступило мировому судье первого судебного участка Советского городского округа 28.11.2019.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что с учетом положений ст. 123.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом пропущен установленный законом шестимесячный срок.
При подаче административного искового заявления административным истцом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Разрешая требования административного истца о взыскании с Ушаковой А.Р. пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2013, 2014, 2015 годы, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2013, 2015 годы, суд исходит из следующего.
Из материалов административного дела № 2а-1145/2016 судом установлено, что судебным приказом мирового судьи первого судебного участка Советского городского округа Калининградской области от 22.07.2016 по заявлению налогового органа с административной ответчицы взысканы недоимка по транспортному налогу за 2013-2014 годы в размере 8 280 рублей, пени, начисленные на указанную задолженность, в сумме 113 рублей 51 копейки, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2013 и 2014 годы в размере 448 рублей 20 копеек, пени – 70 рублей 69 копеек.
Административным истцом указано, что судебный акт был исполнен в части уплаты недоимки по транспортному налогу за 2013 год 15.06.2017, в связи с чем Ушаковой А.Р. начислены пени на данную недоимку за период с 01.12.2015 по 14.06.2017 в сумме 152 рублей 81 копейки, в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2014 год ответчицей было уплачено 15.06.2017 4 301 рубль, 27.11.2017 – 3 180 рублей, на данную недоимку также были начислены пени за период с 01.12.2015 по 26.11.2017 в сумме 1 583 рублей 74 копеек. Недоимка по транспортному налогу за 2015 год была погашена 20.11.2017 в размере 667 рублей и 27.11.2017 – в сумме 5 072 рублей, на которую начислены пени за период с 22.12.2016 по 26.11.2017 в сумме 601 рубля 69 копеек.
Поскольку недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2013 год была погашена Ушаковой А.Р. в сумме 3 рублей 21.11.2017, а затем 27.11.2017 в сумме 125 рублей, налоговым органом начислены пени за период с 01.12.2015 по 26.11.2017 в размере 30 рублей 62 копеек. Задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год оплачена Ушаковой А.Р. 20.11.2017, в связи с чем ей начислены пени за период с 22.12.2016 по 19.11.2017 в размере 15 рублей 17 копеек.
В целях уплаты перечисленных пени административной ответчице направлено требование от 03.07.2019 № 47723 со сроком исполнения до 03.09.2019.
В силу п. 1 ст. 70 НК России требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
При этом, из разъяснений, изложенных в п. 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 НК России, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании п. 1 ст. 70 НК России не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями – с момента уплаты последней ее части).
Учитывая изложенное, а также приведенные выше сроки уплаты недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц (15.06.2017, 20.11.2017, 21.11.2017, 27.11.2017), суммы начисленных пени, срок выставления требования об уплате пени налоговым органом пропущен, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 290, 293, 294, 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области к Ушаковой Александре Ромалдовне о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 638 рублей 00 копеек, пени за неуплату транспортного налога за 2013-2016 годы в сумме 2 349 рублей 79 копеек, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 519 рублей 00 копеек, пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2013, 2015 годы в сумме 45 рублей 79 копеек, всего 3 552 рублей 58 копеек.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, ст. 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Ю.В. Вардах