ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-358/2021 от 31.05.2021 Курчатовского городского суда (Курская область)

Дело № 2а- 358/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2021 года г. Курчатов Курской области

Курчатовский городской суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Голубятниковой Н.В.,

с участием административного истца - старшего помощника Курчатовского межрайонного прокурора Курской области Клюевой Л.Б.,

представителя административного ответчика - администрации г. Курчатова Курской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 19.04.2021 года № 1925,

представителя административного ответчика - МКУ «Управление городского хозяйства» г. Курчатова ФИО2, действующей на основании доверенности от 19.05.2021 года № 2,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Свиридовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Курчатовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Курчатова Курской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» г. Курчатова Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по транспортному обслуживанию граждан, имеющих право на льготный проезд,

У С Т А Н О В И Л:

Курчатовский межрайонный прокурор Курской области (с учетом уточнений) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании незаконным бездействия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования «город Курчатов» Курской области – администрации города Курчатова Курской области, выразившееся в не установлении (отсутствии) муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории г. Курчатова Курской области, возложении обязанности на Администрацию города Курчатова Курской области организовать транспортное обслуживание граждан города Курчатова Курской области, имеющих право льготного проезда путем установления муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам, возложении обязанности на МКУ «Управление городского хозяйства г. Курчатова» заключить муниципальный контракт, в целях транспортного обслуживания льготной категории граждан в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в шестимесячный срок, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной проверки установлено, что органом местного самоуправления - администрацией г. Курчатова нарушаются требования действующего законодательства о перевозках граждан, имеющих право на льготный проезд. В силу подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, на территории РФ регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законодательством организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам отнесена к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Постановлением администрации г. Курчатова Курской области от 01.04.2016 № 492 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Курчатов», которым предусматривалось три муниципальных маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам. В дальнейшем в указанный выше муниципальный правовой акт внесены изменения, постановлением администрации г. Курчатова Курской области от 15.06.2020 № 848, согласно которому все имеющиеся муниципальные маршруты являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Положениями федерального и областного законодательства определены категории граждан, которым предоставлено право льготного проезда на общественном транспорте. Вместе с тем, установлено, что администрацией г. Курчатова Курской области не обеспечено транспортное обслуживание граждан, имеющих право на льготный проезд. Муниципальный маршрут регулярных перевозок по регулируемому тарифу, предусматривающий доступность транспортных услуг для населения, в том числе посредством предоставления пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных действующим законодательством, на территории г. Курчатова Курской области отсутствует. Средства городского бюджета для организации перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому маршруту на 2021-2022 годы не предусмотрены. С целью устранения выявленных нарушений закона Курчатовской межрайонной прокуратурой в адрес главы г. Курчатова Курской области внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления администрацией г. Курчатова в межрайонную прокуратуру представлена информация, согласно которой вышеуказанный орган местного самоуправления полагает, что обеспечение транспортного обслуживания льготных категорий граждан не относится к компетенции органа местного самоуправления, муниципальный маршрут регулярных перевозок по регулируемому тарифу не открыт и не планируется к открытию. До настоящего времени не принято конкретных мер для организации транспортного обслуживания населения на территории г. Курчатова Курской области в форме регулярных перевозок по регулируемому тарифу, возможность реализации гарантированного права проезда на льготных условиях населению на территории г. Курчатова органами местного самоуправления не предоставлена.

Представитель административного истца – старший помощник Курчатовского межрайонного прокурора Клюева Л.Б. в судебном заседании требования поддержала с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации города Курчатов Курской области ФИО1 в судебном заседании просила в иске прокурора отказать, поскольку заявленные требования считает незаконными и необоснованными по тем основаниям, что вопросы социальной защиты, в частности предоставление права проезда по льготным тарифам отдельным категориям граждан, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Постановлением администрации Курской области от 17.02.2005 № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области» установлена льготная категория граждан, имеющих право на проезд в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование государственных полномочий не является обязанностью муниципального образования и осуществляется только при наличии возможности. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот. В 2019 году органом местного самоуправления конкурс на право обслуживания городских пассажирских маршрутов по регулируемым тарифам не проводился. По итогам рабочего совещания, проведенного 21.03.2019 года администрацией города Курчатова совместно с представителями комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области и АО «Курчатовавтотранс» по вопросу транспортного обслуживания населения города Курчатова по муниципальным маршрутам, обслуживаемым АО «Курчатовавтотранс», было принято решение о переводе действующего муниципального маршрута № 2 «площадь Николаева - площадь Николаева» г. Курчатова Курской области в межмуниципальный маршрут регулярных перевозок с его продлением до <...>, с учетом перевозки льготной категории граждан. Согласно полученной информации от 25.09.2019 г. комитетом транспорта и автомобильных дорог Курской области проведена работа по расчету начальной (максимальной) цены контракта по маршруту, обслуживаемому АО «Курчатовавтотранс», в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2019 № 158 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Расчеты направлены в адрес комитета финансов Курской области для рассмотрения возможности выделения бюджетных средств на проведение соответствующих торгов. В начале 2020 года комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области проинформировал администрацию города Курчатова о том, что открытие межмуниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемому тарифу не представляется возможным, в связи с тем, что бюджетом Курской области на 2020-2021 годы средства на указанные цели не предусмотрены (исх. №03.2-01-13- 01/617 от 13.02.2020). 31.08.2020 г. в адрес комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области направлено письмо Главы города Курчатова с просьбой о рассмотрении возможности внесения изменений в постановление администрации Курской области от 17.02.2005 №7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области», в целях предоставления перевозчикам возможности получения субсидий из областного бюджета при осуществлении перевозок по нерегулируемому тарифу. На указанное письмо комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области ответил отказом, мотивируя тем, что внесение изменений в постановление администрации Курской области от 17.02.2005 №7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области», в части предоставления права льготного проезда по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу не целесообразно, в связи с тем, что для принятия указанного нормативного правового акта потребуется выделение дополнительного финансирования из областного бюджета, что в условиях сложившейся экономической ситуации не представляется возможным. В реестре расходных обязательств МО «Город Курчатов» на 2019-2021 годы отсутствует направление расходов «расходы на транспортное обслуживание населения по муниципальным маршрутам по регулируемому тарифу», в связи с чем, в бюджет города Курчатова на 2021 год не были заложены денежные средства на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Льготные категории пассажиров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имеют право проезда в транспортных средствах, осуществляющих регулярные перевозки по регулируемым тарифам, установленным органом местного самоуправления. Постановлением администрации города Курчатова от 11.03.2021 № 275 «О внесении изменений в постановление администрации города Курчатова oт 01.04.2016 №492 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Курчатов» изменен перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Курчатов», муниципальный маршрут регулярных перевозок с регулируемым тарифом №2 «площадь Николаева - площадь Николаева» исключен из реестра. В настоящее время реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Курчатов» включает три маршрута с видом регулярных перевозок - по нерегулируемым тарифам. Во исполнение решения Курчатовского городского суда от 15.06.2020 года об обязании администрации города Курчатова провести открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту № 2 «площадь Николаева — площадь Николаева» по нерегулируемому тарифу в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и в целях возобновления транспортного обслуживания по муниципальному маршруту № 2 «площадь Николаева - площадь Николаева» г. Курчатова Курской области администрацией города Курчатова дважды (протоколы от 09.10.202 и от 18.01.2021) проведен открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Курчатов». В связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе по нерегулируемому тарифу со стороны АО «Курчатовавтотранс», а также заявок от других участников, открытый конкурс дважды не состоялся. Таким образом, в настоящее время администрация г. Курчатова не обязана обеспечивать осуществление перевозок льготных категорий пассажиров, так как нормативно-правовым актом МО «Город Курчатов» не устанавливалась льготная категория пассажиров. В связи с чем, просит отказать в иске, но в случае удовлетворения иска считает, что шестимесячный срок для устранения вышеуказанных недостатков, является разумным.

Представитель ответчика МКУ «Управление городского хозяйства г. Курчатова» ФИО2 в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований прокурора по основаниям, указанным представителем ответчика – администрации г. Курчатова.

Представитель третьего лица – Комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, при этом направила мнение на заявленные требование, в котором указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закон № 220-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закон № 220-ФЗ). В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Закона Курской области от 31.03.2016 № 16-ЗКО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Курской области» комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области является организатором открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в границах Курской области. Согласно постановлению Администрации Курской области от 17.02.2005 № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области», на территории Курской области социальными проездными документами являются универсальная электронная карта с региональным транспортным приложением, транспортная карта льготника, единый социальный месячный проездной билет, дающие право на проезд в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам). Внесение изменений в постановление Администрации Курской области от 17.02.2005 г. № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области» в части предоставления права льготного проезда по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу признано не целесообразным, в связи с тем, что для принятия указанного нормативного правового акта потребуется выделение дополнительного финансирования из областного бюджета, что в условиях сложившейся экономической ситуации не представляется возможным. Указанная информация 22.09.2020 направлена Комитетом в адрес главы города Курчатова Курской области. Кроме того, в соответствии со статьей 20 Закона № 220-ФЗ, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот. В связи с чем, считает возможным администрации муниципального образования город Курчатов Курской области рассмотреть вопрос изменения вида регулярных перевозок по муниципальному маршруту № 2 «площадь Николаева - площадь Николаева» на маршрут по регулируемому тарифу с целью проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предоставления права льготного проезда в рамках регионального законодательства.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что требования Курчатовского межрайонного прокурора с учетом уточнений обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что проведенной Курчатовской межрайонной прокуратурой проверкой исполнения законодательства о транспортном обслуживании населения администрацией города Курчатова Курской области установлено, что администрацией г. Курчатова Курской области не обеспечено транспортное обслуживание граждан, имеющих право на льготный проезд. Муниципальный маршрут регулярных перевозок по регулируемому тарифу, предусматривающий доступность транспортных услуг для населения, в том числе посредством предоставления пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных действующим законодательством, на территории г. Курчатова Курской области отсутствует. Фактически перевозки пассажиров на льготных условиях с 2021 года на территории г. Курчатова Курской области не осуществляются. Средства городского бюджета для организации перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому маршруту на 2021-2022 г.г. не предусмотрены. С целью устранения выявленных нарушений закона 10.08.2020 года Курчатовской межрайонной прокуратурой в адрес администрации города Курчатова было внесено представление об устранении нарушений закона № 36-2020. До настоящего времени администрацией г. Курчатова не принято мер для организации транспортного обслуживания населения на территории города Курчатова Курской области в форме регулярных перевозок по регулируемому тарифу, возможность реализации гарантированного права проезда на льготных условиях населению на территории г. Курчатова органами местного самоуправления не предоставлена.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, на территории РФ регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок – маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа.

Как следует из п.п. 16-18 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного закона существует два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки с применением тарифов, установленных перевозчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 220-ФЗ, в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 220-ФЗ, предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком. Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (ч. 1 ст. 17 Закона № 220-ФЗ).

Из изложенного следует, что уполномоченные органы местного самоуправления в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязаны, прежде всего, устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, и наряду с указанными маршрутами, в дополнение к ним орган местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно п.п. 7 ч. 1 ст. 36 Устава г. Курчатова Курской области, утвержденного решением Курчатовской городской Думы от 29.06.2005 № 29, к вопросам местного значения города Курчатова, в том числе относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. В структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Город Курчатов» Курской области входит исполнительно-распорядительный орган - администрация города Курчатова, возглавляемая Главой города.

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечивать проведение открытого конкурса с учетом требований ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, федеральным законодательством организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам отнесена к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что постановлением главы города Курчатова Курской области № 1420 от 19.11.2015 года создано Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства г. Курчатова Курской области».

Согласно п. 2.1. и 2.2. Устава МКУ «УГХ г. Курчатова» предметом деятельности которого, является реализация на территории МО «Город Курчатов» Курской области основных направлений государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства (жилищного хозяйства, благоустройства, коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта, связи, учета, распределения и обмена жилых помещений, капитального строительства, охрана окружающей среды) развития топливно-энергетического комплекса, создание условий для стабильного функционирования в городском округе транспорта и связи, капитального строительства, охраны окружающей среды, капитального строительства, охраны окружающей среды.

В силу п. 3.21, п. 3.23 Устава, МКУ «Управление городского хозяйства г. Курчатова», создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах городского округа. В пределах предоставленных полномочий организует регулирование пассажирских перевозок на территории города Курчатова. Утверждает графики движения пассажирского транспорта, транспорта предпринимателей и юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки на территории г. Курчатова.

Согласно п. 3.27 Устава, УГХ г. Курчатова, разрабатывает условия, организует и проводит конкурсы на обслуживание конкретных маршрутов пассажирского транспорта в соответствии с муниципальными правовыми актами города Курчатова.

Таким образом, МКУ «Управление городского хозяйства г. Курчатов» является муниципальным заказчиком по организации пассажирских перевозок и корректирует развитие улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры.

Судом установлено, что постановлением администрации г. Курчатова Курской области от 01.04.2016 № 492 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Курчатов», которым предусматривалось три муниципальных маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам: 1) маршрут №2 «Площадь Николаева-рынок «Возрождение» -площадь Николаева»; 2) маршрут б/н «ФИО4, д. 22а - рынок «Возрождение» - ул. Молодежная, д. 9», 3) маршрут 2-А «ул. Ленинградская - площадь Николаева - ул. Набережная - МЦ «Комсомолец» - ул. Ленинградская».

В дальнейшем в указанный выше муниципальный правовой акт внесены изменения, в соответствии с которыми все имеющиеся муниципальные маршруты являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, что не позволяет осуществить перевозки отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда на автомобильном городском общественном транспорте в г. Курчатове.

Положениями федерального и областного законодательства определены категории граждан, которым предоставлено право льготного проезда на общественном транспорте. Отдельные категории граждан пользуются правом льготного проезда (на основании проездных документов) на городском общественном транспорте регулярных перевозок по регулируемому тарифу на территории Курской области, в том числе, и г. Курчатова.

Как следует из материалов дела, на территории г. Курчатова проживает 5466 ветеранов труда, 306 ветеранов боевых действий, 360 лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», 885 лиц, удостоенных звания «Ветеран труда Курской области», 14 детей-сирот, 42 ребенка, оставшихся без попечения родителей, 77 лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и др.

Однако в судебном заседании установлено, что администрацией г. Курчатова не обеспечено транспортное обслуживания граждан, имеющих право на льготный проезд. Муниципальный маршрут регулярных перевозок по регулируемому тарифу, предусматривающий доступность транспортных услуг для населения, в том числе посредством предоставления пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных действующим законодательством, на территории г. Курчатова отсутствует.

Средства городского бюджета для организации перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому маршруту на 2021-2022 года не предусмотрены.

Таким образом, отсутствие организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, пользующихся правом льготного проезда на территории Курской области, которым гарантированы меры социальной поддержки, не позволяет реализовать им свое право на бесплатный проезд.

В рамках действующего законодательства, для установления муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории г. Курчатова, необходимо проведение комплекса мероприятий, который включает в себя проведение мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ администрации г. Курчатова Курской области, как органу местного самоуправления, отвечающему за организацию транспортного обслуживания населения, надлежало организовать транспортное обслуживание населения города Курчатова Курской области, имеющего право льготного проезда, путем установления муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Несмотря на то, что администрацией города Курчатова Курской области проводится работа по подготовке необходимых документов для проведения конкурса в соответствии в ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако до настоящего времени не организовано транспортное обслуживание населения, имеющего право льготного проезда, муниципальный маршрут регулярных перевозок по регулируемым тарифам не установлен, это свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика по выполнению обязанности по транспортному обслуживанию населения.

Доводы административного ответчика о том, что открытый конкурс дважды не состоялся, в связи с отсутствием заявок от участников, основанием для отказа в удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия Администрации г. Курчатова Курской области не являются. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих уважительность причин бездействия администрации, суду представлено не было, и обстоятельств, свидетельствующих об их наличии, из материалов дела не усматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия администрации г. Курчатова Курской области, выразившегося в не установлении (отсутствии) муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории г. Курчатова Курской области, а также обязании организовать транспортное обслуживание населения города Курчатова Курской области, имеющего право льготного проезда, путем установления муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Поскольку МКУ «Управление городского хозяйства г. Курчатов» является муниципальным заказчиком по организации пассажирских перевозок, корректирует развитие улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, организует и проводит конкурсы на обслуживание конкретных маршрутов пассажирского транспорта в соответствии с муниципальными правовыми актами города Курчатова, суд считает необходимым возложить на данное Учреждение обязанность по заключению муниципального контракта, в целях транспортного обслуживания льготной категории граждан в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание необходимость заключения соответствующих контрактов, дополнительное финансирование, и приходит к выводу об установлении срока исполнения требования в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Уточненные требования Курчатовского межрайонного прокурора, заявленные в защиту неопределенного круга лиц к Администрации г. Курчатова Курской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» г. Курчатова Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по транспортному обслуживанию граждан, имеющих право на льготный проезд - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования «Город Курчатов» Курской области - Администрации города Курчатова Курской области, выразившееся в не установлении (отсутствии) муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории г. Курчатова Курской области.

Обязать исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования «Город Курчатов» Курской области - Администрацию города Курчатова Курской области организовать транспортное обслуживание населения города Курчатова Курской области, имеющего право льготного проезда, путем установления муниципального маршрута регулярных перевозов по регулируемым тарифам.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства г. Курчатова» Курской области заключить контракт, в целях транспортного обслуживания льготной категории граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2021 года.

Судья: Голубятникова Н.В.