ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-358/2022 от 18.10.2022 Притобольного районного суда (Курганская область)

2а-358/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Глядянское Притобольного района 18 октября 2022 г.

Притобольный районый суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,с участием заместителя прокурора Притобольного района

Курганской области Угренинова А.П.,

при помощнике Деркач Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Притобольного района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Притобольного района Курганской области, выразившиеся в ненадлежащей организации теплоснабжения на территории Притобольного района Курганской области и возложении обязанности.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Притобольного района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Притобольного района Курганской области, выразившиеся в ненадлежащей организации теплоснабжения на территории Притобольного района Курганской области и возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере теплоснабжения на территории Притобольного района, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации ( п.1.1 ст 6 Федеральный закон № 190-ФЗ). В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления муниципального района обладает полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». В соответствии с п.п. 4.1.1, 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива. В соответствии с пунктом 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377, установлен Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Согласно указанного порядка, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива ( далее –ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. В соответствии с п. 21 указанного Порядка, для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что Администрацией района в октябре 2019 года учреждено МКП «Притоболье». Указанное юридическое лицо создано с уставным капиталом 10 тыс. руб.. На сегодняшний день предприятие имеет значительную кредиторскую задолженность более 29 млн. руб., из 7300 тонн топлива в наличии имеется только 357, 2 тонн, здания котельных не подготовлены к отопительному сезону, обесточены, нарушения, установленные 20.04.2021 Уральским управлением Ростехнадзора не устранены; не решен вопрос с теплоснабжением образовательных учреждений с. Нагорское, с. Плотниково, с. Обухово и с. Боровлянка. Однако действенных мер по изменению сложившейся ситуации должностными лицами Администрации района не принято, нарушения закона не устранены. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества. Таким образом, бездействие Администрации Притобольного района Курганской области противоречит ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения на территории района. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Притобольного района Курганской области, выразившиеся в ненадлежащей организации теплоснабжения на территории Притобольного района Курганской области. Обязать Администрацию Притобольного района Курганской области организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории района в отопительный период с 2022-2023 г.г.; ( на отопительный сезон) поддерживать необходимый 45- суточный запас топлива на котельных, принадлежащих эксплуатируемых МКП «Притоболье»;обеспечить получение паспортов готовности к отопительному периоду для подведомственных потребителей тепловой энергии не позднее 15.09.2022, для МКП «Притоболье»- не позднее 01.11.2022, паспорта готовности района- не позднее 15.11.2022.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнил, что хотя ответчиком выполнена часть работы по обеспечению жителей района теплом, в полном объеме мероприятия не выполнены, нарушения, указанные в акте Ростехнадзора в отношении МКП « Притоболье» не исправлены. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Администрации Притобольного района Курганской области, выразившиеся в ненадлежащей организации теплоснабжения на территории Притобольного района Курганской области.

Представитель административного ответчика- Администрации Притобольного района Курганской области, Кузьмина С.В. ( доверенность от 12.09.2022 г.), в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, Администрацией района предпринимаются все меры для обеспечения жителей тепловой энергией. Распоряжением от 13.09.2022г. № 221-р утверждена программа проведения проверки готовности потребителей к отопительному сезону, заключен муниципальный контракт с ООО « Регион-СК» на поставку угля. Все котельные запущены, тепло подано потребителям. По состоянию на текущую дату имеется 45 –ти дневный запас угла. По отоплению зданий МКОУ « Нагорская СОШ», МКОУ « Раскатихинская СОШ», МКОУ « Плотниковская ООШ», заключены муниципальные контракты с ООО « Курган Тепло». Работа по получению паспортов готовности к отопительному периоду ведется, срок получения которых для МКП «Притоболье» и района не истек. Каких либо предписанной со стороны Ростехнадзора в адрес Администрации Притобольнрого района не выносилось, материальных требований как к субсидиарному ответчику наравне с МПК « Притоболье» прокурором не заявлялось.

Представители заинтересованных лиц: МКП «Притоболье», ООО « Курган Тепло» в судебное заседание не явились о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом и в срок.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с ч. 6 ст. 226, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд, заслушав участников судебного заседания, пояснение свидетеля, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В силу ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003 г.), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 14 ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003 г., к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2 ч.1 ст. 17 настоящего федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ " О теплоснабжении " (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении"), устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона " О теплоснабжении ", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В целях реализации указанных обязанностей, органам местного самоуправления в силу пункта 4 части 1 статьи 6, части 2 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ " О теплоснабжении ", пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.

В свою очередь обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ " О теплоснабжении ", пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, возложена на теплоснабжающие организации.

Таким образом, обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса в части обеспечения нормативного запаса топлива возложена на муниципальный орган- Администрацию Притобольного района Курганской области, а обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива возложена на теплоснабжающую организацию МКП «Притоболье».

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Притобольного района №347 от 25.09. 2019г. учреждено Муниципальное казенное предприятие « Притоболье» ( далее МКП « Притоболье»).

Согласно п.1.3 Устава МКП « Притоболье», собственником имущества предприятия является МО Притобольный район Курганской области, которое осуществляет полномочия собственника. Одним из родов деятельности предприятия, согласно п.2.3 Устава, является производство и передача тепловой энергии для отопления жилья, организаций и предприятий на договорной основе, эксплуатация, техническое обслуживание, капитальный ремонт муниципального имущества: котельных, теплотрасс, водопроводов.

Согласно распоряжению Главы Притобольного района № 241-р от 20.07.2020 « О передаче муниципального имущества и закрепление его на праве оперативного управления за МКП « Притоболье», котельные с оборудованием, расположенные в с.Глядянское, с.Боровлянка, д. Верхнеберезово, с.Гладковское, с. Межборное, с. Обухово, с.Притобольное, с. Раскатиха, с. Ялым, с. Ярославское переданы МПК « Притоболье».

На основании распоряжения Главы Притобольного района № 221-р от 13.09. 2022г., утверждена программа проведения проверки готовности теплоснабжения и тепловых организаций, потребителей тепловой энергии Притобольного района к отопительному сезону 2022-2023 г.

Запуск котельных запланирован на 01.10. 2022г.

Свидетель Ильин В. Н. показал, что с 20.09.2022г. он работает и.о. заместителя главы района, курирует вопросы отопления. В настоящее время заключен муниципальный контракт на поставку угля, на текущую дату заготовлено 78% угля от нормативного запаса на 45 дней. По вопросу отопления муниципальных учреждений в селах Нагорское, Обухово, Плотниково и Боровлянка решается вопрос с Курганской организацией, ведутся переговоры об установке газовой котельной в с.Нагорское. С руководством МКП « Притоболье» составлена беседа и он заверен, что все котельные готовы к отопительному сезону. Паспорта безопасности и акты по допуску котельной с Ростехнадзором не подписан, ведутся работы. Не решен вопрос на поставку электроэнергии к котельным, ввиду большой задолженности.

Согласно представленным паспортам готовности, объекты теплоснабжения социальной сферы готовы к принятию тепловой энергии.

Судом установлено, что Администрацией Притобольного района как собственником объектов системы теплоснабжения приняты меры к готовности котельных, расположенных в селе Глядянское, д. Верхнеберезово, с.Гладковское, с. Межборное, с. Обухово, с. Притобольное, с. Ялым, с. Ярославское к отопительному сезону. К предпринято, котельные не функционируют.

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября- для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября- для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября- для муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Согласно пп. «а» п.2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, по котельным должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.

Согласно п.2.6.10 Постановления Госстроя РФ №170 от 27.09.2003г. 2.6.10, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается также наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктам 1 и 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу - 45 суток.

При этом в силу пунктов 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377, наличие нормативного эксплуатационного запаса в размере 45-суточного расхода топлива должно обеспечиваться теплоснабжающими организациями по состоянию на 01 октября планируемого года.

Согласно п.20 Порядка неснижаемый нормативный запас топлива для котельных должен составлять 14 суток (при доставке твердого топлива железнодорожным транспортом); доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено суду доказательств опровергающих доводы прокурора, доказательства наличия нормативного запаса резервного топлива на котельных Притобольного района Курганской области.

Согласно справке МКП « Притоболье» от 17.08.2022г., остаток угля с прошлого отопительного сезона составил 357, 241 тн.

22.09.2022г. Администрацией Притобольного района и ООО « Регион-СК» заключен муниципальный контракт № 6 на поставку угля в количестве 4 000 тонн. Согласно графику поставки, являющемуся неотъемлемой частью договора, поставка должна осуществляться в период с сентября по декабрь, по 1 000 т. ежемесячно.

Согласно товарно – транспортным накладным ООО « Регион –СК» произвел поставку угля к началу отопительного сезона, что с учетом запаса составляет необходимый 45 –ти суточный запас угля.

Объем угля по состоянию на 01.10. 2022г. составил 1260, 5 т., что соответствует 45-ти дневному запасу.

В подтверждение осуществления теплоснабжения школ в селах Нагорское, Боровлянка, Обуховой и Плотниково, представлены муниципальные контракты, заключенные с ООО « Курган Тепло».

Согласно актов от 28 и 28 сентября 2022г. подача электроэнергии ко всем котельным района возобновлена.

Так, в судебном заседании достоверно установлено и документально подтверждено, что Администрацией Притобольного района предприняты необходимые меры к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии потребителям Притобльного района, создан необходимый запас угля, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований в данной части следует отказать.

Требования прокурора о возложении обязанности обеспечить получение паспорта готовности к отопительному сезону, также не подлежит удовлетворению. Так, суду представлены паспорта готовности в отношении потребителей- социальных объектов. Срок получения паспортов готовности для МКП « Притоболье» и района не наступил, в связи с чем, данные требования прокурора суд считает преждевременными.

Доводы прокурора о не исправлении нарушений, указанных в акте Ростехнадзора в отношении МКП « Притоболье», не состоятельны, так как МКП « Притоболье» является самостоятельным юридическом лицом, каких -либо требований к нему прокурором не заявлено.

Иных требований прокурором не заявлено, в связи с чем, в удовлетворении административного иска прокурору следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Притобольного района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Притобольного района Курганской области, выразившегося в ненадлежащей организации теплоснабжения на территории Притобольного района Курганской области и возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, путем подачи жалобы в Притобольный районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья: М.Н.Трифонова