Дело №2а-358/2022
УИД 44RS0006-01-2022-000800-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградова В.В.,
с участием прокурора Нурмагомедова З.Р.,
при секретаре Аксеновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов расположенных по адресам: , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Галичский межрайонный прокурор Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, расположенной по адресам:
В обоснование своих требований истец указал, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой выявлен интернет-сайт, на котором размещена информация о продаже табачной продукции. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон), правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами. В силу ч.ч 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ), запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 вышеуказанной статьи. Частью 8 статьи 19 Закона № 15-ФЗ установлен запрет на оптовую и розничную торговлю насваем и табаком сосательным (снюсом). На основании п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612 не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей. Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения о реализации табачной продукции. В ходе мониторинга, осуществленного 27.06.2022 г. с рабочего компьютера с возможностью выхода в сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры расположенной по адресу: выявлены следующие сайты с адресами: . При этом информация на указанных сайтах размещена таким образом и в таком формате, чтобы максимально привлечь внимание к названной тематике подростков (несовершеннолетних). Вход на указанную страницу сайта свободный, информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение - отсутствует. Информация, размещенная на указанных страницах сайтов сети «Интернет», не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Сведения о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют. На основании п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Доступ к незаконной информации нарушает права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, может привести к нарушению публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на жизнь и здоровье, прав и законных интересов детей за защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Учитывая изложенное, имеются правовые основания для признания указанной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, прокурор просит суд: признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенных по адресам: , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение просил обратить к немедленному исполнению и направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Галичского межрайонного прокурора Нурмагомедов З.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Костромской области, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился.
Руководитель Управления Роскомнадзора по Костромской области ФИО в отзыве от 14.07.2022 № 3904-02/44 относительно заявленных Галичским межрайонным прокурором административных исковых требований просил рассмотреть дело без участия представителя Управления. При этом указал, что во исполнение определения Галичского районного суда Костромской области о применении мер предварительной защиты от 30.06.2022 г. Интернет-ресурсы , 07 июля 2022 внесены в ЕАИС для последующего включения в Единый реестр (). На момент составления отзыва доступ на перечисленные Интернет-ресурсы невозможен. Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные некорректны, необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий. Управление не наделено полномочиями на проведение такого рода мероприятий.
Суд, выслушав представителя истца помощника Галичского межрайонного прокурора Нурмагомедова З.Р., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. (далее – Федеральный Закон № 149-ФЗ) ограничен доступ к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.10 указанного Федерального Закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.5 ст. 15 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ), запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 вышеуказанной статьи.
Частью 8 статьи 19 Закона № 15-ФЗ установлен запрет на оптовую и розничную торговлю насваем и табаком сосательным (снюсом).
На основании п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612 не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения о реализации табачной продукции.
Как следует из материалов дела, Галичской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации. В ходе мониторинга, осуществленного 27 июня 2022 года с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры, расположенной по адресу: , пл. , , выявлены интернет сайты по адресам:
На указанных Интернет - сайтах размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц с предложением оптовой и розничной торговли насваем и табаком сосательным (снюсом). Доступ к интернет-страницам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и приобрести оптом и в розницу насвая и табака сосательного (снюса). Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения на передачу, копирование, распространение - отсутствуют.
Согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов страны и безопасности государства, других лиц, обеспечения обороны.
В силу части 6 статьи 10 Закона об информации, запрещается распространение информации за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, свободный доступ к сайтам, на которых осуществляется деятельность по оптовой и розничной торговле насваем и табаком сосательным (снюсом), в том числе детям, не соответствует требованиям закона.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по оптовой и розничной торговле насваем и табаком сосательным (снюсом), в том числе через сеть «Интернет», за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.
Информация, размещенная на указанных страницах сайтов сети «Интернет», не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Сведения о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с п. 9, 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, полномочиями по внесению в единый реестр реестровой записи о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, на основании вступившего в законную силу решения суда наделена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Интернет-страницы , находятся в открытом доступе, регистрация пользователей на сайте для получения информации не требуется. На указанных Интернет - сайтах размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц по оптовой и розничной торговле насваем и табаком сосательным (снюсом), в том числе детям.
Сведения, размещенные на данных страницах интернет-сайтов: вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости оптовой и розничной торговле насваем и табаком сосательным (снюсом), в том числе детям, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений и способствуют их совершению.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что информация адресованная неограниченному кругу лиц на интернет - сайтах , носит противоправный характер, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, поскольку оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом), в том числе несовершеннолетним, запрещено законодательством Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом), в том числе несовершеннолетним, может повлечь серьезные негативные правовые, социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц на жизнь в правовом государстве, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Поскольку на сайте с доменным именем , содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, во исполнение действующего законодательства, размещенная на указанном сайте информация, подлежит запрету, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 265.5. КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте , информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации с внесением соответствующих сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Обратить указанное решение суда к немедленному исполнению путем направления копии указанного судебного акта в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд Костромской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в полном объеме
изготовлено 19 июля 2022 года
Судья В.В. Виноградов