ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-358/2022 от 29.06.2022 Островского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-358/2022

УИД: 44RS0014-01-2022-000467-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Островское 29 июня 2022 года

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Белоглазова В.С.

с участием: помощника прокурора Островского района Костромской области Корчагиной Е.Н.,

при секретаре Мазиной И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Островского района Костромской области о признании информации, о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, а также в ночное время, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с сетевыми адресами: запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, ограничении доступа к данной информации путем включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Административный истец прокурор Островского района Костромской области обратился в Островский районный суд Костромской области с иском о признании информации о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, а также в ночное время, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с сетевыми адресами: /, , , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, ограничении доступа к данной информации путем включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Исковые требования обоснованы тем, что Прокуратурой Островского района в порядке надзора за соблюдением законов проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях о защите информации, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения.

В рамках проверки прокуратурой района проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах сайтов в сети «Интернет», расположенных по адресам: , /, , /, размещена информация о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе круглосуточно, в связи с получением которой у неустановленного круга лиц имеется возможность приобрести алкогольную продукцию дистанционным путем, в том числе в ночное время.

Установлено, что на отмеченных сайтах предлагается к продаже любому покупателю алкогольная, спиртосодержащая продукция дистанционным способом либо в ночное время.

Приобрести алкогольную продукцию на сайтах /, /, , дистанционным способом возможно путем оформления заказа онлайн, в том числе с доставкой.

Интернет-сайты, расположенные по указанным адресам находятся в открытом доступе, вход на них свободный. Ознакомиться с их содержанием, а также скопировать их материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на распространение, передачу и копирование информации отсутствуют.

Розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом, а также в ночное время, создает угрозу совершения противоправных деяний, в том числе несовершеннолетними, в связи с чем информация, размещенная на данных сайтах подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Размещение вышеуказанной информации ориентировано, в том числе на наиболее подверженную информационному влиянию молодежь в целях неконтролируемой, незаконной продажи данной категории алкогольной продукции.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Информация, размещенная на перечисленных страницах сайтов сети «Интернет», не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Сведения о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 09.06.2022 года и распечатками с указанных сайтов.

Установить собственников (владельцев) страниц /, , /, , лиц, осуществляющих свободное распространение указанной информации, с использованием сервисов ICANN Whois, ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», ООО «Бегет» не представилось возможным, что подтверждается распечатками сведений с указанных сайтов в сети «Интернет».

Ограничение доступа к страницам сайтов по сетевым адресам: , /, /, /, осуществляется посредством внесения сведений о данных сайтах в единую автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра, согласно п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, и постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В связи с чем обязанность по внесению сведений о данных сайтах в единую автоматизированную информационную системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» должна возлагаться на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в лице его структурного подразделения - Управления Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.

Доступ к незаконной информации нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, влечет создание условий и предпосылок для совершения правонарушений и преступлений в сфере оборота алкогольной продукции, в том числе несовершеннолетними. Обеспечение свободного доступа к информации способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и административных правонарушений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства.

Поскольку распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, информация, содержащаяся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам: /, /, , /, , должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Исковые требования прокурора обоснованы положениями ч.1 ст. 9, ч.1 ст. 10, ч.6 ст. 10, ч.1 ст. 15, ч.1 и ч.2 ст. 15.1, ч.5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В судебном заседании помощник прокурора Островского района Костромской области Корчагина Е.Н. иск уточнила, просила суд признать информацию о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, а также в ночное время, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с сетевыми адресами: /, , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, ограничив доступ к данной информации путем включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. От исковых требований в части сайтов /, отказалась, так как доступ на эти сайты был ограничен. Отказ от иска в данной части принят судом.

Представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления, в отзыве на административный иск указал, что в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009г. №228, и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденным приказом Роскомнадзора от 25.01.2016г. №21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. Основания для включения сведений в Единый реестр установлены ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ. В отзыве на иск указали, что сайты /, /, данный Интернет сайты в Единый реестр не включены, доступ на Интернет сайты /, ограничен.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Прокуратурой Островского района в порядке надзора за соблюдением законов проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения.

В рамках проверки прокуратурой района проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах сайтов в сети «Интернет», расположенных по адресам: , /, размещена информация о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе круглосуточно, в связи с получением которой у неустановленного круга лиц имеется возможность приобрести алкогольную продукцию дистанционным путем, в том числе в ночное время.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Пунктом 1 статьи 9 отмеченного Федерального закона предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 статьи 10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5 ст. 15 Закона №149-ФЗ).

Исходя из положений п. 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частями 2.1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещается распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Абзацем 4 ст.11 Закона №171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе дистанционным способом, а также розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции с использованием торговых автоматов.

В соответствии с требованиями пункта 14 части 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом запрещена.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона № 171-ФЗ.

Пунктом 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 9 статьи 19, пункта 4 статьи 23.2 Закона №171-ФЗ, установленные статьей 16 Закона № 171-ФЗ требования, в том числе запрет на розничную продажу алкогольной продукции в ночное время, являются одновременно особыми требованиями к розничной продаже алкогольной продукции и лицензионными требованиями.

Законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, любое нарушение вышеуказанных требований Закона № 171-ФЗ или правил одновременно будет являться нарушением лицензионных требований и подлежит квалификации по соответствующей статье (части статьи) КоАП РФ.

Часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает самостоятельную административную ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Также статьей 171.4 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением случаев.

Согласно ст. 151.1 УК РФ розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Исходя из этих законоположений, распространение информации о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, а также о возможности приобретения алкоголя в ночное время запрещено.

Установлено, что на отмеченных сайтах предлагается к продаже любому покупателю алкогольная, спиртосодержащая продукция дистанционным способом либо в ночное время.

Приобрести алкогольную продукцию на сайтах , /, / дистанционным способом возможно путем оформления заказа онлайн, в том числе с доставкой.

Интернет-сайты, расположенные по указанным адресам находятся в открытом доступе, вход на них свободный. Ознакомиться с их содержанием, а также скопировать их материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на распространение, передачу и копирование информации отсутствуют.

Розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом, а также в ночное время, создает угрозу совершения противоправных деяний, в том числе несовершеннолетними, в связи с чем информация, размещенная на данных сайтах подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Размещение вышеуказанной информации ориентировано, в том числе на наиболее подверженную информационному влиянию молодежь в целях неконтролируемой, незаконной продажи данной категории алкогольной продукции.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Информация, размещенная на перечисленных страницах сайтов сети «Интернет», не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Сведения о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 09.06.2022 года и распечатками с указанных сайтов.

Установить собственников (владельцев) страниц /, /, , лиц, осуществляющих свободное распространение указанной информации, с использованием сервисов ICANN Whois, ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», ООО «Бегет» не представилось возможным, что подтверждается распечатками сведений с указанных сайтов в сети «Интернет».

Ограничение доступа к страницам сайтов по сетевым адресам: , /, осуществляется посредством внесения сведений о данных сайтах в единую автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра, согласно п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, и постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В связи с чем обязанность по внесению сведений о данных сайтах в единую автоматизированную информационную системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» должна возлагаться на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в лице его структурного подразделения - Управления Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.

В соответствии со статьей статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Доступ к незаконной информации нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, влечет создание условий и предпосылок для совершения правонарушений и преступлений в сфере оборота алкогольной продукции, в том числе несовершеннолетними. Обеспечение свободного доступа к информации способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и административных правонарушений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства.

Поскольку распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, информация, содержащаяся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам: /, /, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Островского района Костромской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный исковые требования прокурора Островского района Костромской области - удовлетворить.

Признать информацию о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, а также в ночное время, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с сетевыми адресами: /, , /, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, ограничив доступ к данной информации путем включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Островского районного суда В.С. Белоглазов