РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации 10 сентября 2021 г. г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3594/21 по заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара, Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд решил: Административное исковое заявление удовлетворить. Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы ФИО1 и ФИО2 действия Департамента градостроительства г.о. Самара по отображению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведений об отнесении земельного участка площадью 1 325 м2 по адресу: <адрес>, сквозная на <адрес>, к территории общего пользования. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 1 месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителей, проведя актуализацию сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара в части принадлежности земельного участка площадью 1 325 м2 по адресу: <адрес>, сквозная на <адрес>, к территории общего пользования, исключив соответствующие сведения, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 сентября 2021 г. г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3594/21 по заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара, установил: ФИО1 и ФИО2 обратились в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что они являются собственниками здания с кадастровым номером № расположенного на земельном участке, ранее предоставленного первому собственнику на праве постоянного пользования. Земельный участок представляет собой территорию производственной базы, границы которой сформированы в 1966 году и обнесены бетонным забором. Они обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об образуемом земельном участке площадью 1 325 м2 по адресу: <адрес>, сквозная на <адрес> полученной выписки им стало известно об отнесении образуемого земельного участка к территории общего пользования, границы которой в районе испрашиваемого объекта установлены в соответствии со схемой 5 (схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры) Генерального плана г.о. Самара, утверждённого решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 г. №539. Просят признать не соответствующими закону действия Департамента градостроительства г.о. Самара по отображению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведений об отнесении земельного участка площадью 1 325 м2 по адресу: <адрес>, сквозная на <адрес>, к территории общего пользования, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара исключить из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведения о его отнесении к территории общего пользования. В судебном заседании представитель заявительницы ФИО1 по доверенности от 7.07.2021 г. ФИО3 заявленные требования поддержала. Заявитель ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещён, просил о рассмотрении дела без своего участия. Представитель ответчика по доверенности от 30.12.2020 г. №Д05-01/4038 ФИО4 в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 34-37). Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, заявителям на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит нежилое здание (склад) по адресу: <адрес>, сквозная на <адрес>, кадастровый № (л.д. 8-10). Земельный участок, на котором расположен склад, не сформирован. Заявителями подготовлен проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 12). Истцами была запрошены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара в отношении формируемого земельного участка. Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара от 2.06.2021 г. №Д05-01-01/5867 (л.д. 7) формируемый земельный участок расположен в границах красных линий. Согласно представленной суду выписке информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара формируемый земельный участок в границах красных линий и на него не распространяется действие градостроительного регламента в соответствии с пп.2 п.4 ст.36 ГрК РФ (т.е. земельный участок в границах территорий общего пользования). Отнесение земельного участка к территории общего пользования в силу п.12 ст.85 ЗК РФ является безусловным препятствием к его приватизации. Согласно п.1 ст.56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями названного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. В соответствии с п.3 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9.06.2006 г. №363, названная информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории РФ свод документированных сведений, указанных в пп. «а» - «з» п.1 ч.4 ст.56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района. Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (п.3 ст.56 ГрК РФ). В силу пп.«б» п.3 ст.28 Устава г.о. Самара Департамент градостроительства г.о. Самара ведёт информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о. Самара. Информационная система обеспечения градостроительной деятельности состоит из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная п.4 ст.56 ГрК РФ, и дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности (п.5 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности). Как следует из п.11 ст.57 ГрК РФ, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления городских округов в пределах своей компетенции путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учёта, хранения и размещения предусмотренных п.4 ст.56 ГрК РФ сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с п.12 и 13 данной статьи, а также подготовки, согласования, утверждения документов, предусмотренных п.71 ст.56 ГрК РФ. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления (п.9 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности). Следовательно, информационная система обеспечения градостроительной деятельности представляет собой базу данных, является продуктом компиляции, составляется на основе сведений, содержащихся в нормативных и правоприменительных актах органов государственной власти и органов местного самоуправления, влекущих установление или изменение правового режима территорий и отдельных земельных участков, в том числе, но не исключительно, ограничений в их использовании. В соответствии с п.2, 21, 3 ст.57 ГрК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, принявшие, утвердившие, выдавшие документы, материалы, которые подлежат в соответствии с ГрК РФ размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение 5 рабочих дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов, материалов направляют соответствующие документы, материалы, сведения о документах, материалах в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы, материалы. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующих документов, материалов, сведений о документах, материалах обеспечивают их размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Утверждённые, принятые, согласованные или выданные органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности указанными органом исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, размещаются в указанных системах в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения, принятия или выдачи. Ответчик ссылается на то, что согласно указанной выписке земельный участок расположен частично в пределах красных линий. Однако расположение территории в пределах красных линий не тождественно отнесению её к территориям общего пользования. Согласно пп.11, 12 ст.1 ГрК РФ красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). В соответствии со ст.26, 41, 42, 43 ГрК РФ документами, устанавливающими прохождение красных линий, являются проекты планировки территории. Последние разрабатываются в целях реализации документов территориального планирования (применительно к городскому округу – генерального плана городского округа) в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории) и обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учётом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. На чертежах межевания территории отображаются красные линии, утверждённые в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории, линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Как следует из той же выписки из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывались, разрешение на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории не выдавалось. Генеральный план городского округа (к которому имеется отсылка в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) в силу ГрК РФ не устанавливает прохождение красных линий. До введения в действие ГрК РФ 2004 г. действовала Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, утверждённая постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 6.04.1998 г. №18-30. Согласно п.3.8 и 4.1 названной Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежали обязательному отражению и учёту в генеральных планах, совмещенных с проектами планировки территории. Согласно п.4.3 Инструкции в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертёж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки. Согласно правовой позиции Верховного суда РФ отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 20.02.2019 г. №46-АПГ18-48). Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 25.02.2016 г. №242-О, недопустимо произвольное установление красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий. Судом установлено, что здание склада относилось к имущественному комплексу производственной базы РТЦ «Самаракооптрансремонт». Территория формируемого земельного участка являлась частью территории базы, она расположена внутри ограждения (л.д. 14), свободный доступ на него отсутствует. Данная территория являлась частью земельного участка площадью 1,4 га, предоставленного правопредшественнику РТЦ «Самаракооптрансремонт» на праве постоянного пользования решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся от 28.07.1966 г. №411 под капитальное строительство (л.д. 15). Судом установлено, что при формировании земельного участка, занимаемого объектом дорожного хозяйства – <адрес> (земельный участок с кадастровым номером №), была допущена реестровая ошибка – часть территории производственной базы, включая территорию формируемого заявителями земельного участка, включена в состав земельного участка с кадастровым номером №. Согласно письму Департамента управления имуществом г.о. Самара от 20.08.2021 г т№15-07-05/35921 (л.д. 22) реестровая ошибка исправлена. Таким образом, формируемый земельный участок заведомо не относится к территориям общего пользования, т.к. сформирован в установленном порядке под объектами существующей с 1966 г. производственной базы, а его отнесение к территории общего пользования является следствием реестровой ошибки, допущенной при формировании земельного участка с кадастровым номером №, занимаемого объектом дорожного хозяйства – <адрес>. Оспариваемые действия ответчика нарушают законные интересы заявителей, поскольку препятствуют осуществлению ими своего исключительного права, предусмотренного ст.39.20 ЗК РФ, в форме приватизации земельного участка. При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд решил: Административное исковое заявление удовлетворить. Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы ФИО1 и ФИО2 действия Департамента градостроительства г.о. Самара по отображению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведений об отнесении земельного участка площадью 1 325 м2 по адресу: <адрес>, сквозная на <адрес>, к территории общего пользования. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 1 месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителей, проведя актуализацию сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара в части принадлежности земельного участка площадью 1 325 м2 по адресу: <адрес>, сквозная на <адрес>, к территории общего пользования, исключив соответствующие сведения, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2021 г. Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь |