ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3597/20 от 20.11.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при помощнике Тимошенко А.Г.,

с участием представителя административного истца Хидирова З.М.

рассмотрев в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Белкиной Виктории Борисовне о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре обратилась в суд с требованиями к административному ответчику Белкиной В.Б. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рубля, недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рубля, недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов. В нарушение ст. 45 Налогового кодекса РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов, в связи с чем, Инспекция просит взыскать задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, согласно нормам налогового законодательства.

Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем суд, с учетом мнения административного истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

В своих возражениях административный ответчик Белкина В.Б. с административными исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована главой крестьянского фермерского хозяйства и являлась плательщиком единого сельскохозяйственного налога; имущество, на которое начислен налог, использовался в целях ведения предпринимательской деятельности, а именно, для перевозки кормов и произведенной продукции, в связи с чем она освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, пояснив, что в адрес административного ответчика Белкиной В.Б. Инспекцией направлялось два письма, в которых разъяснялось, что основанием для освобождения от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц индивидуального предпринимателя, применяющего единый сельскохозяйственный налог, являются документы, подтверждающие фактическое использование имущества в целях ведения предпринимательской деятельности. Однако до настоящего времени указанные документы в адрес Межрайонной ИФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре не представлены.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления - пункт 3 статьи 363 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 387 Налогового Кодекса Российской Федерации, земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Материалами дела установлено, что Белкина В.Б. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов; на её имя зарегистрированы следующие объекты налогообложения: транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>; транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ; жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Административным истцом в адрес административного ответчика Белкиной В.Б. направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что по истечении установленного срока платежа по налоговому уведомлению, налогоплательщиком обязанность не исполнена, в связи с чем налоговым органом ответчику начислены пени.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Частью 3 ст.75 Налогового кодекса РФ предусмотрено начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4).

На основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налоговым органом в адрес ответчика направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Из материалов дела усматривается, что Белкина В.Б. имеет личный кабинет налогоплательщика.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ).

Сведений о том, что Белкина В.Б. обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

Таким образом, Белкина В.Б., имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленными в её адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени.

Однако в нарушение статьи 45 Налогового кодекса РФ ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов.

Доводы административного ответчика о том, что требование налогового органа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц является незаконным, поскольку в данный период Белкина В.Б. являлась плательщиком единого сельскохозяйственного налога и объект недвижимого имущества, на который начислен налог, использовала в предпринимательской деятельности, несостоятельны.

В соответствии с пунктом статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Указанное освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, по сути, является налоговой льготой.

В связи с этим для предоставления такой налоговой льготы налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган заявление и документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

Административным истцом в адрес Белкиной В.Б. направлялось два письма от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., в которых разъяснялось, что основанием для освобождения от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц индивидуального предпринимателя, применяющего единый сельскохозяйственный налог, являются документы, подтверждающие фактическое использование имущества в целях ведения предпринимательской деятельности.

Однако указанные документы в адрес Межрайонной ИФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре административным истцом не представлены, в связи с чем у административного истца отсутствовали основания для освобождения ответчика от уплаты налогов в соответствии с требованиями п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 5 статьи 346.1 Кодекса правила предусмотренные настоящей главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

В силу п. 2 ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации переход на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой, осуществляется в добровольном порядке.

Порядок и условия начала прекращения применения единого сельскохозяйственного налога установлены ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным ответчиком Белкиной В.Б. не представлено доказательств, подтверждающих, что она в ДД.ММ.ГГГГ году являлась плательщиком единого сельскохозяйственного налога и объект недвижимого имущества использовался ею в предпринимательской деятельности. Сам по себе факт регистрации административного ответчика в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства, без представления доказательств соблюдения порядка перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, использования объекта недвижимого имущества в спорный налоговый период в предпринимательской деятельности, основанием для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц не является.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как было указано выше, налоговым органом в адрес ответчика направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом шестимесячный срок обращения в суд истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, так как согласно определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа, мировым судьей судебный приказ о взыскании с административного ответчика Белкиной В.Б. налогов и сборов вынесен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии нарушения сроков обращения административного истца в суд, установленного ст. 48 НК РФ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка Ханты-Мансийского судебного района ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в Ханты-Мансийский районный суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика Белкиной Виктории Борисовны задолженности по налогам.

Таким образом, срок обращения в суд в порядке искового производства также административным истцом не нарушен.

Расчет задолженности по налогам судом проверен и является правильным, сумма задолженности и произведенный налоговым органом расчет недоимки по налогам административным ответчиком и его представителем не оспаривались.

Срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом не пропущен.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и взыскании с административного ответчика Белкиной В.Б. недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рубля, недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рубля, недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей.

На основании ч.2 ст.103, ч.1 ст.114 КАС РФ, п.1 ч.1 ст.333.19, п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290, 291-293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Белкиной Виктории Борисовне удовлетворить.

Взыскать с Белкиной Виктории Борисовны задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей; по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей; по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей. Всего <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Белкиной Виктории Борисовны государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.