ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-359/20 от 05.03.2020 Боровичского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-359/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Любытино 05 марта 2020 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Арсеньевой Е.И.,

при секретаре Елисеевой С.В.,

с участием прокурора Любытинского района Матвеева Ю.В., помощника прокурора Любытинского района Амаряна А.В.,

представителя ответчика администрации Любытинского муниципального района Степановой ФИО10 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Любытинского района, поданному в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Любытинского муниципального района о признании бездействия по организации холодного водоснабжения в границах населённого пункта <данные изъяты> Любытинского района Новгородской области незаконным, обязании организовать холодное водоснабжение в <данные изъяты>, Любытинского района, Новгородской области, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644,

установил:

Прокурор Любытинского района Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным в порядке ст.39 КАС РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации Любытинского муниципального района о признании бездействие администрации по организации холодного водоснабжения в границах населённого пункта <данные изъяты> Любытинского района Новгородской области незаконным, об обязании организовать холодное водоснабжение <данные изъяты> Любытинского района, Новгородской области, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки обеспечения населения качественной питьевой водой в границах населенного пункта <данные изъяты>, Любытинского района, Новгородской области установлено, что холодное водоснабжение указанного населенного пункта не организовано, централизованное и нецентрализованное водоснабжение отсутствует, имеющиеся источники питьевого водоснабжения на балансе какой-либо организации не состоят, содержание технических сооружений не осуществляется, качество воды не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что администрация Любытинского муниципального района с заявлениями по установлению тарифа на подвоз воды жителям <данные изъяты> Любытинского района Новгородской области в комитет по тарифной политике Новгородской области не обращалась.

Невыполнение требований закона в области водоснабжения и водоотведения нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц в сфере водоснабжения, в том числе на получение качественной питьевой воды, соответствующих СанПин.

Просит признать бездействие администрации Любытинского муниципального района по организации холодного водоснабжения в границах населённого пункта д.Новинка Любытинского района Новгородской области незаконным.

Обязать администрацию Любытинского муниципального района в срок до 20 августа 2020 года организовать холодное водоснабжение <данные изъяты>, Любытинского района, Новгородской области, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644.

В ходе судебного разбирательства прокурор Любытинского района Матвеев Ю.В., помощник прокурора Любытинского района Амарян А.В. доводы изложенные в административном исковом заявлении поддержали.

Представитель администрации Любытинского района Степанова ФИО11 административный иск не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление прокурора.

Выслушав прокурора Любытинского района, помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав все доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 4, 13 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» для целей настоящего федерального закона используются следующие основные понятия: - водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Частью 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением правительства РФ от 29.07.2013 № 644 в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктом 72 Правил предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Согласно п.73 Правил забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п.74 Правил при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.

В соответствии с ч.1 ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи; 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

Из части 3 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района по обращению ФИО13 установлено, что в <данные изъяты> Любытинского района, Новгородской области холодное водоснабжение не организовано, централизованное и нецентрализованное водоснабжение отсутствует, имеющиеся источники питьевого водоснабжения на балансе какой-либо организации не состоят, содержание технических сооружений не осуществляется, качество воды не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, проверкой прокуратуры района установлено, что администрация Любытинского муниципального района с заявлениями по вопросу установления тарифа на подвоз воды жителям <данные изъяты> Любытинского района Новгородской области в комитет по тарифной политике Новгородской области не обращалась.

Допрошенные в ходе судебного заседания свидетели ФИО12ФИО14. показали, что являются жителями <данные изъяты> Любытинского района Новгородской области, проживают в деревне весенне-летне-осенний период, начиная с 2015 года они неоднократно обращались в администрацию района с заявлениями по вопросу ненадлежащего водоснабжения <данные изъяты>, а также по вопросу загрязнения и захламления ручья, обеспечивающего водоснабжение указанной деревни и отсутствия доступа к указанному ручью. Вода в имеющемся на территории <данные изъяты> колодце общего пользования не соответствует нормам санитарно-эпидемиологического законодательства, эксплуатация данного колодца не возможна. Подвоз воды в том количестве, который осуществлялся администрацией района в 2019 году, не обеспечивал их нужды, кроме того, привозная вода также не соответствовала санитарно-эпидемиологическим нормам, заключать договора на подвоз такой воды они отказались, кроме того им не разъяснили по какому тарифу будет производиться подвоз питьевой воды.

Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель ФИО15 заместитель Главы администрации Любытинского района, показал, что администрацией предпринимались меры по обеспечению жителей д. Новинка водой путём её подвоза на безвозмездной основе. На сходе граждан обсуждался вопрос по водоснабжению <данные изъяты>, по заключению договоров на подвозную воду, но жители отказались заключать договора. Поэтому подвоз осуществлялся два раза в неделю в июле, августе 2019 года, потом подвоз воды был прекращён. Колодцев в данной деревне никогда не было. Жители пользовались родниковой водой. В 2015 году было произведено устройство колодца в деревне, колодец был с водой, но поскольку постоянных жителей в <данные изъяты> 2-3 человека, в основном жители приезжают в летний период времени, поэтому колодец пришёл в негодность. Администрацией была предпринята попытка по обустройству нового колодца, но воды в нём так и не появилось. Комитетом по ценовой политике утверждены тарифы только на централизованное водоснабжение. Жителям деревни Новинка предлагалось заключить договора по тарифу централизованного водоснабжения по 86 рублей за куб. другого тарифа администрация района установить не может. Письменно в комитет по ценовой политике они не обращались.

Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель ФИО16 и.о. обязанности директора ООО «Любытинское ВКХ», показала, что Общество осуществляло подвоз воды в <данные изъяты> по поручению Главы администрации Любытинского района летом 2019 года. Подвоз осуществлялся разными способами, так как специализированной техники у предприятия не имеется. Жителям было рекомендовано заключить договора на водоснабжение, но те заключать такие договора отказались. Подвоз осуществлялся на безвозмездной основе, но у предприятия ВКХ нет таких полномочий, поэтому подвоз воды был прекращён. Подвоз осуществлялся разными объёмами от 120 литров до 1 куба. Если привозили куб воды, то жители забирали примерно 40 литров, остальную воду приходилось выливать, так как у жителей д.Новинка не было условий для её хранения.

Таким образом, поскольку в населенном пункте <данные изъяты> Любытинского района Новгородской области холодное водоснабжение не организовано, централизованное и нецентрализованное водоснабжение отсутствует, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора к ответчику о признании бездействия административного ответчика по организации холодного водоснабжения в границах населенного пункта <данные изъяты> Любытинского района незаконным, об обязании организовать холодное водоснабжение <данные изъяты>, Любытинского района, Новгородской области, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227-228 КАС РФ суд,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Любытинского района, поданное в порядке ст.39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Любытинского муниципального района – удовлетворить.

Признать бездействие администрации Любытинского муниципального района по организации холодного водоснабжения в границах населённого пункта <данные изъяты> Любытинского района Новгородской области незаконным.

Обязать администрацию Любытинского муниципального района в срок до 20 августа 2020 года организовать холодное водоснабжение <данные изъяты>, Любытинского района, Новгородской области, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Е.И. Арсеньева

Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2020 года.

Судья Е.И. Арсеньева