Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2016 года г. Нижневартовск
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Пересыпкина А.Г.,
при секретаре Исхаковой Г.Р.,
с участием представителя административного истца АО «Нижневартовское нефтедобывающее предприятие» Зятикова А.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Нижневартовское нефтедобывающее предприятие» к Управлению Федеральной службе по надзору в сфере природопользовании по ХМАО-Югре об оспаривании предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Нижневартовское нефтедобывающее предприятие» (далее – АО «ННП») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службе по надзору в сфере природопользовании по ХМАО-Югре, в котором просило признать незаконным предписания № 722-ЗН/39, 723-ЗН/39, 724-ЗН/39, 725-ЗН/39 от 28.12.2015 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. В обоснование заявленный требований административный истец указал, что на основании Приказов Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре № 2054-2063 от 26.11.2015г., в период с 01.12.2015 г. по 28.12.2015 г. была проведена внеплановая проверка выполнения АО «ННП» ранее выданных предписаний об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 409-ЗК/39 от 26.12.2014, № 10-ЗК/39 от 26.12.2014, № 412-ЗК/39 от 26.12.201. и № 414-ЗК/39 от 26.12.2014. По результатам проведенной проверки было установлено невыполнение вышеуказанных предписаний, о чем Росприроднадзор по ХМАО-Югре составлены Акты проверки № 411, 412, 414, 416 от 28.12.2015, а также вынесены Предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 722-ЗН/39, 723-ЗН/39, 724-ЗН/39, 725-ЗН/39 от 28.12.2015, а именно: провести мероприятия по рекультивации шламового амбара куста № 3 и куста № 16 Хохряковского месторождения; сдать рекультивированный участок в установленном Законом порядке, в соответствии с Приказом Минприроды РФ Роскомзема от 22.12.1995 № 527/67, а также провести мониторинг указанных объектов размещения отходов. Результаты установления влияния объекта размещения отходов (мониторинга) на состояние подземных и грунтовых вод представить в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре. С указанными предписаниями административный истец не согласен, так как указанные шламовые амбары не являются результатом производственной деятельности Общества, что установлено вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем, у Общества отсутствует обязанность по их рекультивации. Кроме того считает, что поскольку Общество не является собственником объектов размещения отходов, а также лицом, во владении или в пользовании которого находятся указанные объекты не обязано проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. При этом, шламовые амбары в районе кустовых площадок № 3 (секция а) и 16 Хохряковского месторождения были ликвидированы в летний период 2015. Сдать рекультивированные земли в Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры не представляется возможным, в связи с отсутствием договоров аренды на данные земельные участки. На основании изложенного просит признать незаконными и отменить предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользовании по ХМАО-Югре об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 722-ЗН/39, 723-ЗН/39, 724-ЗН/39, 725-ЗН/39 от 28.12.2015. Взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 8 000 рублей.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, пояснениями представителя административного истца, что на основании Приказов Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре № 2054-2063 от 26.11.2015, в период с 01.12.2015 по 28.12.2015 была проведена внеплановая проверка выполнения АО «ННП» ранее выданных предписаний об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 409-ЗК/39 от 26.12.2014, № 410-ЗК/39 от 26.12.2014, № 412-ЗК/39 от 26.12.2014 и № 414-ЗК/39 от 26.12.2014. По результатам проведенной проверки было установлено невыполнение вышеуказанных предписаний, о чем Росприроднадзор по ХМАО-Югре составлены Акты проверки № 411, 412, 414, 416 от 28.12.2015, а также вынесены Предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 722-ЗН/39, 723-ЗН/39, 724-ЗН/39, 725-ЗН/39 от 28.12.2015, согласно содержанию которых административному истцу предписано: провести мероприятия по рекультивации шламового амбара куста № 3 и куста № 16 Хохряковского месторождения, сдать рекультивированный участок в установленном Законом порядке, в соответствии с Приказом Минприроды РФ Роскомзема от 22.12.1995 № 527/67, а также в целях исключения попадания загрязняющих веществ в подземные и грунтовые воды провести мониторинг указанных объектов размещения отходов. Результаты установления влияния объекта размещения отходов (мониторинга) на состояние подземных и грунтовых вод представить в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре в срок до 10.11.2016.
Кроме того в судебном заседании установлено, подтверждено административным истцом, что шламовые амбары в районе кустовых площадок № 3 (секция а) и 16 Хохряковского месторождения ликвидированы в летний период 2015 года. Данные амбары предъявлены к освидетельствованию государственной комиссии, которая состоялась 28.09.2015. Нижневартовским Управлением Природнадзора Югры оформлены положительные Заключения о соответствии земель лесного фонда установленным требованиям.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Пунктом 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Согласно п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 67 рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых, прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Нижневартовского районного суда от 16.12.2011 года по гражданскому делу иску прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Нижневартовское нефтедобывающее предприятие» о рекультивации шламового амбара, установлено, что шламовый амбар на кустовой площадке № 16 Хохряковского месторождения нефти Нижневартовского района, был предоставлен Обществу на основании Распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 15.03.2005 № 86-рп «О предоставлении земельных участков» на срок с 01.01.2007 по 25.11.2013. Следовательно, шламовый амбар был образован еще до образования общества и не является результатом его производственной деятельности, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований прокурора Нижневартовского района к ОАО «ННП» о рекультивации шламового амбара № 16 Хохряковского месторождения нефти Нижневартовского района было отказано.
Решением Нижневартовского городского суда от 27.01.2012 по гражданскому делу № 2-83/2012 по иску прокурора Нижневартовского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Нижневартовское нефтедобывающее предприятие», Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры и ОАО «Нижневартовскнефтегаз» о возложении обязанности по рекультивации шламовых амбаров, установлено, что земельный участок на кусте № 3 Хохряковского месторождения администрацией Нижневартовского района был предоставлен в аренду ОАО «ННП» по договору № 2538, срок аренды с 01.01.2007 года по 25.11.2013. Земельный участок относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта.
Датой фактического начала ОАО «ННП» своей производственной деятельности является 02.01.2000.
Шламовый амбар, расположенный на кустовой площадке № 3 и разделенный центральной насыпью на два амбара, был образован ранее 1994 года, данные обстоятельства подтверждены заключением ФГУНПП «Аэрогеография».
То есть амбар, расположенный на кустовой площадки № 3, был образован не в результате деятельности и не по вине ОАО «ННП».
Кроме того решением суда было установлено, что шламовые амбары в настоящее время не используются, так как шламовые амбары используются только при бурении скважин для хранения отходов, образующихся при бурении, то есть амбары заполняются отходами в момент их образования.
Таким образом, вступившими в законную силу решениями Нижневартовского городского суда установлено, что шламовые амбары заполняются отходами в момент их образования, поскольку шламовые амбары вблизи кустовых площадок № 3 и № 16 Хохряковского месторождения были образованы до образования АО «ННП», они не являются результатами его производственной деятельности, в связи с чем, у административного истца отсутствует обязанность по их рекультивации.
Кроме того, в соответствии с договором аренды земельного участка № 3823 от 02.10.2013 и № 3824 от 03.10.2013 земельные участки в районе Хохряковского месторождения - площадка куста скважин № 3 и № 16 площадью 1,06 га находятся в аренде у административного истца сроком до 23 сентября 2062 года. При этом, в соответствии с Приложениями № 1 Перечень земельных участков, к договору аренды, указанные шламовые амбары, расположенные вблизи кустовых площадок № 3 и № 16 расположены вне сданных в аренду административному истцу и используемых для промышленных нужд земель. В связи с чем, у административного истца отсутствует обязанность проводить мониторинг объектов размещения отходов указанных шламовых амбаров, сдавать рекультивированные земли, на которых располагались указанные шламовые амбары, в Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что предписания № 722-ЗН/39, 723-ЗН/39, 724-ЗН/39, 725-ЗН/39 от 28.12.2015 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, вынесенные Федеральной службы по надзору в сфере природопользовании по ХМАО-Югре, являются незаконными, нарушают права административного истца и подлежат отмене.
В силу ст. 111 КАС РФ с Управлению Федеральной службе по надзору в сфере природопользовании по ХМАО-Югре в пользу АО «ННП» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8 000 рублей (размер государственной пошлины при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными – для организаций 2 000 рублей (4 предписания по 2 000 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 722-ЗН/39, 723-ЗН/39, 724-ЗН/39, 725-ЗН/39 от 28 декабря 2015 года, вынесенные в отношении Акционерного общества «Нижневартовское нефтедобывающее предприятие» об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований – признать незаконными и отменить.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в пользу Акционерного общества «Нижневартовское нефтедобывающее предприятие» государственную пошлину в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский районный суд в течение месяца со дня получения копии решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья А.Г. Пересыпкин