ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-359/2016 от 21.03.2016 Назрановского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело а – 359/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 21 марта 2016 года

Назрановский районный суд Республики Ингушетия

в составе:

председательствующего судьи Оздоева А.И.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3, и ФИО4 о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы ФИО1 по <адрес> и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в результате конфликта в Чеченской Республике 1994 г. они вынуждены были покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике, и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где ими было подано ходатайство о признании вынужденными переселенцами в Миграционную службу РИ и им был предоставлен статус вынужденного переселенца, а также выданы удостоверения вынужденных переселенцев. Они регулярно проходили переучет и продлевали статус вынужденного переселенца. В настоящее время им отказывают в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, ввиду того, что в 2001 году им была выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в сумме 135 030 руб., а также в связи с тем, что за членом их семьи на праве собственности ранее было зарегистрировано жилое помещение, расположенное по адресу: РИ, <адрес>. Тем самым грубо нарушены их права, предусмотренные законом «О вынужденных переселенцах», выразившиеся в отказе продления срока действия статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Просят обязать ФИО1 по РИ восстановить их в базе данных в качестве вынужденных переселенцев из Чеченской Республики с продлением им статуса вынужденного переселенца сроком на один год со дня вступления решения в законную силу. А также обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия восстановить их в сводный список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы» с очередностью в списке с учетом постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО3 пояснила, что ими действительно была получена компенсация за утраченное жилье и имущество, но незначительность компенсации не позволила им по настоящее время решить вопрос своего жилищного обустройства. Более того, за ФИО2 на праве собственности было зарегистрировано жилое помещение, расположенное по адресу: РИ, <адрес>. В январе 2011г. было прекращено право на указанное домовладение, поскольку они его зарегистрировали формально по просьбе своих родственников, проживающих в Европе.

Административные истцы ФИО2 и ФИО4 в судебное заседание не явились.

Представитель ФИО1 З.Х. в судебное заседание не явилась, заявив в устном ходатайстве просьбу о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия ФИО7 просил оставить без рассмотрения требование административных истцов в части возложения на Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ обязанности восстановления семьи вынужденных переселенцев ФИО9 в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку они не были исключены из указанного списка. В случае продления им срока действия статуса вынужденного переселенца они будут и в дальнейшем состоять в указанном списке.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит, что требования административных истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п.4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, - Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

Из имеющихся в деле копий удостоверений вынужденных переселенцев усматривается, что административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, регулярно проходили переучет и продлевали статус вынужденного переселенца.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно п.4 ст.9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» - уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

Одним из препятствий для обустройства на новом месте жительства для административных истцов является отсутствие собственного жилья, и статус вынужденного переселенца им необходим для решения жилищного обустройства.

Как установлено п.4 ст.7 Закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают содействие вынужденному переселенцу в возвращении оставленного им на территории Российской Федерации имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу в соответствии с российским законодательством выплачивается компенсация. Пунктом 1 ст. 8 этого закона предусмотрено, что вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул и не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Закон РФ «О вынужденных переселенцах» предусматривает лицу, признанному вынужденным переселенцем, по крайней мере, минимальное предоставление правовых, социальных и экономических гарантий.

Из письменного отказа ФИО1 следует, что административным истцам ФИО3 и ФИО4 отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев, в связи с тем, что в 2001 году им была выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 135 030 руб., а за ФИО2 на праве собственности 15.12.2010г. было зарегистрировано жилое помещение, расположенное по адресу: РИ, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГг. было зарегистрировано право прекращения на указанное домовладение.

Суд признает убедительными доводы административных истцов о том, что по настоящее время они не решили свой жилищный вопрос.

Административные истцы по настоящее время остаются не обустроенными, препятствия в их обустройстве не устранены ввиду отсутствия жилища, что является самостоятельным основанием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.

Лишение административных истцов статуса вынужденного переселенца только по основаниям оказания частичной государственной помощи, не соответствующей реальным расходам, связанным с восстановлением жилья, поскольку помощь выделяется без учета подорожания строительных материалов и работ, без учета инфляции, влечет за собой негативные последствия, которые сопряжены с невозможностью их реализации и иных установленных законом прав.

Суд считает, что лишение административных истцов статуса вынужденного переселенца означало бы по существу лишение их прав на участие в реализации государственных программ по жилищному обустройству вынужденных переселенцев, как граждан лишившихся жилья и безвозвратно покинувших место прежнего проживания в результате боевых действий (конфликта). Суд также считает, что ФИО1 по <адрес>, грубо игнорируя требования, как Конституции РФ, так и положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ по формальным основаниям в очередной раз приняло решение об отказе административным истцам в продлении статуса вынужденных переселенцев. Из представленных материалов и пояснений сторон по делу следует, что на протяжении длительного периода времени они пребывают в статусе вынужденных переселенцев. За весь указанный период ФИО1 по <адрес>, как государственное учреждение, обязанное в строгом соответствии с требованиями Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ разрешать проблемы вынужденных переселенцев, не только не решило жилищные и другие проблемы административных истцов, но и своими ежегодными, по существу надуманными и безосновательными отказами в продлении статуса вынужденных переселенцев, фактически ухудшило их материальное положение, поскольку вынуждали их неоднократно обращаться с заявлениями в суды о восстановлении статуса, неся при этом определенные денежные затраты на оказание юридических услуг представителей, адвокатов и т.д.

Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст. 1, 4, 5, 6, 7 и 8). Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества».

Таким образом, лишение административных истцов статуса вынужденного переселенца означало бы по существу лишение их прав, предусмотренных Законом, а именно лишение прав на участие в реализации государственных программ по жилищному обустройству вынужденных переселенцев, как граждан лишившихся жилья и безвозвратно покинувших место прежнего проживания в результате боевых действий (конфликта).

Все указанные обстоятельства не были учтены ФИО1 по <адрес> при отказе административным истцам в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев, в связи с чем суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Согласно ч.1 ст. 27 и ч.3 ст. 55 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, осуществляет свое право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства по своему усмотрению, и это право может быть ограничено только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для достижения цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При изложенных обстоятельствах суд считает требования административных истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Управления Федеральной миграционной службы ФИО1 по <адрес> об отказе в восстановлении в базе данных в качестве вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и продлении статуса вынужденного переселенца сроком на один год со дня вступления в законную силу решения суда о продлении статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО2, ФИО3 и ФИО4, незаконными.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы ФИО1 по <адрес> восстановить ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в базе данных в качестве вынужденных переселенцев из Чеченской Республики с продлением им статуса вынужденного переселенца сроком на один год со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Ингушетия в течение месяца.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья А.И.Оздоев