ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-359/2022 от 18.02.2022 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

УИД: 27RS0(№)-43 Дело № 2а – 359/2022

№ 2а-5870/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) под председательством судьи Жуковой Н.О.,

при секретаре судебного заседания Прокудиной В.А.,

с участием помощника прокурора Тимлохиной Н.К.,

представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Компас» о признании незаконным постановления администрации (адрес) от (дата)(№)-па, как несоответствующее действующему законодательству, и административное деле по административному иску общества с ограниченной ответственностью «АТП Комсомольск-на-Амуре» о признании незаконным постановления администрации (адрес) от (дата)(№)-па, как несоответствующее действующему законодательству,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Компас» обратилось с административным иском в суд о признании незаконным постановления администрации (адрес) от (дата)(№)-па, как несоответствующее действующему законодательству, мотивируя свои требования тем, что истец является юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, в связи с чем, оспариваемое постановление распространяется на хозяйственную деятельность Общества. Истец считает, что указанное постановлением Постановление (№)-па нарушает его права и интересы при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по следующим основаниям. Так, п.п. 6 п. 9 раздела II установлена обязанность перевозчика предоставлять в произвольной письменной форме, в течение одного рабочего дня организатору перевозок сведения обо всех изменениях реквизитов перевозчика, включая изменение руководящего состава, местонахождения и способов связи. Данное требование является незаконным, так как не соответствует положениям Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и постановления Правительства РФ от (дата)(№) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», которыми полномочия по государственной регистрацию юридических лиц, физических лиц, а также ведению Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков возложены на Федеральную налоговую службу. Указанные документы, в соответствии с распоряжение Правительства РФ от (дата)(№)-р, запрашиваются в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Подпунктом 7 п. 9 раздела II Положения, установлена обязанность перевозчика предоставлять организатору перевозок сведений о транспортных средствах, осуществляющих перевозки по муниципальному маршруту, по форме согласно приложению 1 к Положению о перевозках, с учетом резервных транспортных средств, указанных в реестре муниципальных маршрутов. В соответствии с формой Приложения 1 к Положению о перевозках, предусмотрена передача в том числе и сведений о модели и марке, государственных регистрационных знаках, годе выпуска, вместимости и габаритных размерах транспортного средства. Считаем, что требование о предоставлении указанных сведений является незаконным, так они не поименованы в перечне сведений, включаемых в реестр муниципальных маршрутов, определенных статьей 26 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от (дата) и в соответствии с распоряжение Правительства РФ от (дата)(№)-р, запрашиваются в рамках межведомственного информационного взаимодействия. П.п. 8 п. 9 раздела II Положения установлена обязанность перевозчика предоставлять в произвольной письменной форме организатору перевозок сведений о заключенных трудовых договорах с водителями, осуществляющими перевозки пассажиров по муниципальному маршруту с приложением копий трудовых договоров. Данное требование нарушает положения ст.ст. 88, 89 Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О персональных данных» от (дата) № 152-ФЗ, при этом, в соответствии положениями Федерального закона от (дата) № 1312-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не наделены полномочиями по контролю за соблюдением трудового законодательства всеми работодателями. В соответствии с частью 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. В силу ст. 353.1 ТК РФ органы местного самоуправления вправе осуществлять ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства только в подведомственных организациях в порядке и на условиях, определяемых законами РФ и законами субъектов РФ. Подпунктом 10 п. 9 раздела II Положения установлена обязанность перевозчика, ежемесячно в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять организатору перевозок отчеты по форме (№)-автотранс, утверждённой приказом Росстата от (дата)(№). Установление данного требования незаконно, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РФ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.112007 года № 282-ФЗ официальный статистический учет в РФ осуществляется субъектами официального статистического учета., при этом, официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от (дата)(№)-р утвержден Федеральный план статистических работ. Разделом II указанного плана определен перечень субъектов официального статистического учета, в котором органы местного самоуправления не поименованы. П.п. 13 п. 9 раздела II Положения установлена обязанность перевозчика о проведении обследования пассажиропотока в целях обоснования предложений по изменению расписаний движения автобусов, маршрута движения и классов автобусов, однако, требование незаконно, так как оно не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, п.п. 3 п. 7 раздела II Положения о перевозках организация изучения и обследования пассажиропотоков на муниципальных маршрутах регулярных перевозок отнесена к полномочиям организатора перевозок, а не перевозчика. Обязанности перевозчика, установленные п.п 16, 17, 18, 19, 23-25 пункта 9 Раздела II Положения о перевозках, дублируют требования, которые являются лицензионными требованиями, а также требования, установленные постановлением Правительства РФ от 01.10. 2020 г. (№), контроль за соблюдением которых, возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. В соответствии с письмом Минтранса РФ от (дата) № ДЗ- 511 -ПГ обязательное требование о повышении квалификации предусмотрено для определенных водителей, в связи с чем, установление п.п. 18 п. 9 Раздела II Положения о перевозках обязанности перевозчика о проведении стажировок всех водителей на автобусных маршрутах не реже одного раза в год является незаконным. Приложением (№) указанного Положения предусмотрена Шкала для оценки критериев при осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и Методика оценки заявок участников открытого конкурса по критериям, при этом, такие критерии, как - единый корпоративный цвет транспортных средств, предлагаемых для использования на маршруте (маршрутах, включенных в лот) в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным органом (критерий применим при наличии на территории (адрес) утверждённых нормативным правовым актом требований к единому корпоративному цвету транспортных средств); наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования, подключенного к единой городской диспетчерской службе перевозок, осуществляющей диспетчерское сопровождение движения транспортных средств по муниципальным маршрутам (критерий применим при наличии на территории (адрес) единой городской диспетчерской, утвержденной нормативным правовым актом); наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования для мониторинга общественного транспорта, подключённого к муниципальной информационной системе «Мониторинг транспорта»; наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования, подключённого (интегрированного) к АСУОП, установлены в нарушение Закона РФ от (дата) № 220-ФЗ. Установление таких характеристик, как «система безналичной оплаты проезда», не соответствует требованиям действующего законодательства РФ и содержит признаки нарушения пунктов 2, 4, 5, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от (дата) № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от (дата) Правил оснащения спутниковой навигацией аппаратура спутниковой навигации должна обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, а в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи). Учитывая изложенное, установление таких критериев как наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования подключенного к единой городской диспетчерской службе перевозок, осуществляющей диспетчерское сопровождение движения транспортных средств по муниципальным маршрутам и наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования для мониторинга общественного транспорта, подключённого к муниципальной информационной системе «Мониторинг транспорта» не соответствует требованиям закона. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает права или возможности администрации (адрес) обязывать участников конкурса заключать договор с конкретным оператором или группой операторов АСУОП, городской диспетчерской службой и организатором перевозок; буквальное содержание данных критериев не соответствует положениям действующего законодательства РФ и Закону № 220-ФЗ. По мнению административного истца, установление администрацией г. Комсомольска-на-Амуре указанных критериев фактически не позволит претендентам, принявший на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, претендовать на победу, при том, что действительное содержание указанных критериев, установленное Приложением (№) Положения о перевозках, противоречит буквальному содержанию положений Закона № 220-ФЗ. Оспариваемое Положение было опубликовано (дата), вместе с тем, в соответствии с Законом РФ «Об обязательных требованиях в РФ» нормативно-правой акт должен вступить в законную силу не ранее (дата).

ООО «АТП Комсомольск-на-Амуре» обратилось с административным иском в суд о признании незаконным постановления администрации (адрес)(дата)(№)-па, как несоответствующее действующему законодательству. Административный истец основывает свои требования на положениях, которые идентичны доводам, изложенным в иске ООО «Компас».

Определением судьи от (дата) указанные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представители административных истцов участие не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. Ходатайств об отложении в адрес суда не поступило.

Ранее в судебном заседании представитель административного истца ООО «Компас» ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, подтвердил изложенные выше обстоятельства.

Ранее в судебном заседании представитель административного истца ООО «АТП Комсомольск-на-Амуре» ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, подтвердил изложенные выше обстоятельства, представил письменное дополнение к иску, указав, что оспариваемое постановление подлежит отмене, как принято с нарушением Закона РФ от (дата) и Закона РФ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», а также ст. 353 ТК РФ. Органы местного самоуправления не вправе контролировать соблюдение норм трудового законодательства, включая исполнение трудовых договоров.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, предоставила суду письменные возражения, в которых не согласилась с доводами административных ответчиков, указав, что оспариваемое положение соответствует нормам действующего законодательства, нарушений прав истцов не имеется, поскольку администрация действует в рамках муниципального контроля.

В соответствии с п. 5 ст. 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав участников процесса, а также заключение помощника прокурора г. Комсомольска-на-Амуре, полагавшего, что отсутствуют законные основания для удовлетворения настоящего административного иска, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п.п. 7,8 ст. 213 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Как следует из материалов дела, ООО «Компас» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности является – регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, что подтверждается Уставом юридического лица, лицензией на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами от (дата).

ООО «АТП-Комсомолськ-на-Амуре» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности является – регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

(дата) администрацией (адрес) принято постановление "Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории (адрес) по регулируемым и нерегулируемым тарифам" (№)-па.

Указанное Положение регламентирует порядок и условия осуществления транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории (адрес) по регулируемым и нерегулируемым тарифам, функции, обязанности и ответственность сторон, осуществление контроля за работой пассажирского транспорта и качеством обслуживания населения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также участниками договора простого товарищества, принимающими участие в транспортном обслуживании и в его организации.

В Разделе 2, в оспариваемых административными истцами п.п. 6, 7,8,10,13 определены следующие обязанности перевозчиков: 6)предоставление в произвольной письменной форме, в течение одного рабочего дня организатору перевозок сведений о всех изменениях реквизитов Перевозчика, включая изменение руководящего состава, местонахождения и способов связи; 7) предоставление организатору перевозок сведений о транспортных средствах, осуществляющих перевозки по муниципальному маршруту, по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению, с учетом резервных транспортных средств, указанных в реестре муниципальных маршрутов. В случае изменения ранее представленной информации, в течение пяти календарных дней с момента изменения, направлять организатору перевозок уточненную информацию; 8) предоставление в произвольной письменной форме организатору перевозок сведений о заключенных трудовых договорах с водителями, осуществляющими перевозки пассажиров по муниципальному маршруту с приложением копий трудовых договоров; 10) ежемесячно в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять организатору перевозок отчеты по форме N 1-автотранс, утвержденной Приказом Росстата от (дата) N 621; 13) проведение обследования пассажиропотока в целях обоснования предложений по изменению расписаний движения автобусов, маршрута движения и классов автобусов.

Административные истцы ссылаются на отсутствие у административного ответчика права осуществления подобного контроля, нарушение межведомственного контроля.

Согласно ч. ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Статьей 25 Федерального закона от (дата) № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено полномочие на ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок установившими данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 26 указанного Федерального закона, в реестр маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения о наименовании, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по маршруту регулярных перевозок. Сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок, размещаются на официальных сайтах уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», к полномочиям которых в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона относится ведение данных реестров.

Указанной правовой нормой предусмотрена обязанность ведения реестра с актуальными данными перевозчиков, в связи с чем, требование о предоставлении сведений обо всех изменениях реквизитов Перевозчика, включая изменение руководящего состава, местонахождения и способов связи установлено правомерно.

В соответствии с пунктом 47 Раздела VII Положения, организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам обеспечивается посредством проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ и настоящим Положением.Пунктом 53 Раздела VIII Положения для участия в открытом конкурсе юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества представляется заявка на участие в открытом конкурсе.

Пунктом 75, 77 Раздела VIII Положения установлено, что по результатам открытого конкурса свидетельство и карты маршрута выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти календарных дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. …Перевозчики, которым свидетельство выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по муниципальному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.

Исходя из вышеизложенного, требование о предоставлении сведений, установленных п.п. 7 п. 9 Раздела II Положения необходимо в целях подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, а так же в целях подтверждения взятых на себя обязательств в период действия свидетельства об осуществления перевозок по муниципальным маршрутам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к управлению транспортным средством, используемым для перевозок по маршруту регулярных перевозок, допускаются водитель, заключивший трудовой договор с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или одним из участников договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок или (и) индивидуальный предприниматель, участник договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Контроль за соблюдением условий выданного свидетельства и муниципального контракта осуществляется организатором перевозок в соответствии с Положением.

В соответствии с пунктом 117 -119 Раздела XII Положения, предметом контроля является выполнение Перевозчиками обязанностей, предусмотренных муниципальным контрактом и выданным свидетельством, определенными условиями муниципального контракта и конкурсной документации. Контроль осуществляется, в том числе за своевременным и полным выпуском транспортных средств и соблюдением расписаний и графиков движения автобусов на муниципальных маршрутах. В рамках осуществления контроля организатор перевозок вправе истребовать у перевозчиков сведений путем направления запроса.

Кроме того, требование по предоставлению сведений о заключенных трудовых договорах с водителями, осуществляющими перевозки пассажиров по муниципальному маршруту с приложением копий трудовых договоров, не нарушает положения ст.ст. 88, 89 Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О персональных данных», нарушением является их предоставления без учета указанных норм. Работодатель (Перевозчик) в целях недопущения нарушения установленных требований, обязан предпринять меры направленные либо, на исключение неправомерного предоставления персональных данных, либо на получение согласия от работника на предоставление.

Далее, в соответствии с Приказом Росстата от (дата)(№) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей и деятельностью в сфере транспорта» органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по организации транспортного обслуживания населения предоставляют сводные данные по форме по Перевозчикам, с которыми и (или) которым согласно Федеральному закону № 220-ФЗ: заключены государственные или муниципальные контракты на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; выданы свидетельства об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по маршрутам регулярных перевозок (муниципальным, межмуниципальным, смежным межрегиональным, межрегиональным).

В соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения, установленными указанным Приказом, форму федерального статистического наблюдения (№)-автотранс «Сведения о работе автобусов по маршрутам регулярных перевозок» предоставляют органы местного самоуправления, осуществляющие функции по организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования.

Таким образом, отчет по форме (№)-автотранс предоставляется организатору перевозок в соответствии с требованиями, установленными Приказом Росстата от (дата)(№).

Пунктом 128 Раздела XIV Положения установлено, что расписание движения транспортных средств на муниципальных маршрутах разрабатывается с целью: 1) удовлетворения потребности населения в перевозках по муниципальному маршруту; 2) использования вместимости транспортных средств по установленным нормам; 3) минимизации затрат времени пассажиров на поездки регулярного движения используемых транспортных средств на всем протяжении муниципального маршрута; 4) создания необходимых удобств пассажирам в пути следования; 5) соблюдения режима и условий труда и отдыха водителей и кондукторов согласно трудовому законодательству.

В соответствии с п.п. 130-133 Раздела XIV Положения, при составлении расписаний учитывается синхронизация движения транспортных средств на различных маршрутах, имеющих совпадающие промежуточные остановочные пункты или достаточно продолжительный общий участок следования. Утвержденное расписание доводится до населения посредством размещения на официальном сайте в срок не позднее чем за пять календарных дней до начала осуществления регулярных перевозок по утвержденному расписанию. Перевозчику утвержденное расписание направляется в срок не позднее чем за 10 календарных дней до начала осуществления регулярных перевозок по утвержденному расписанию. Для обеспечения качества обслуживания пассажиров и обеспечения эффективного использования транспортных средств на муниципальных маршрутах Перевозчики вправе самостоятельно разрабатывать проект расписания и предоставлять его на утверждение организатору перевозок с прилагаемыми документами обследования пассажиропотока.

Вышеуказанные положения являются неотъемлемой частью осуществления муниципального контроля, нарушение прав Перевозчиков не усматривается.

Дублирование положений Постановления Правительства РФ от (дата)(№) в оспариваемого Постановлении не являются нарушение требований закона.

Рассматривая законность оспариваемых административным истцом приложения (№), которым установлены Шкала для оценки критериев при осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, а также Методики оценки заявок участников открытого конкурса по критериям, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 24 Закона об организации регулярных перевозок оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям: 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником; 3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок; 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В пункте 3 части 3 статьи 24 Закона об организации регулярных перевозок, характеристики транспортных средств, влияющих на качество перевозок, не определены.

Вместе с тем, это понятие дано в пункте 28 части 1 статьи 3 Закона об организации регулярных перевозок: наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.

Данный перечень не является исчерпывающим, при этом установленные законодателем характеристики отнесены к непосредственно влияющим на качество перевозки пассажиров.

Шкала для оценки критериев при осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, содержит характеристикам транспортных средств влияющие на качество перевозок.

Пунктом 3 Шкалы оценки, указанное в оспариваемом Положении, утверждены характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, для осуществления регулярных перевозок, влияющие на качество перевозок, среди которых: 1) «Наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования подключенного к единой городской диспетчерской службе перевозок, осуществляющей диспетчерское сопровождение движения транспортных средств по муниципальным маршрутам (критерий применим при наличии на территории (адрес) единой городской диспетчерской, утвержденной нормативным правовым актом)»; 2) «Наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования, подключенного (интегрированного) к автоматизированной системе учета и оплаты проезда на общественном транспорте»; 3) «Наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования для мониторинга общественного транспорта, подключённого к муниципальной информационной системе «Мониторинг транспорта»; 4) «Единый корпоративный цвет транспортных средств, предлагаемых для использования на маршруте (маршрутах, включенных в лот) в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным органом (критерий применим при наличии на территории (адрес) утверждённых нормативным правовым актом требований к единому корпоративному цвету транспортных средств)».

Качество транспортного обслуживания населения представляет собой интегральную оценку уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и выражается в совокупности характеристик надежности, доступности, комфортности (абз. 2 п. 1 Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного распоряжением Минтранса России от (дата) N НА-19-р).

В разделе 3 Социального стандарта установлены показатели качества транспортного обслуживания и их нормативные значения, к которым относятся такие свойства, как доступность (пункт 3.1), надежность (пункт 3.2), комфортность (пункт 3.3).

Под комфортностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги (пункт 3.3 Социального стандарта).

При этом, пункт 3.3.1 Социального стандарта предусматривает оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров, обязательность оборудования всех транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года (пункт 3.3.3).

Постановлением Госстандарта России от (дата)(№)-ст утвержден Государственный стандарт РФ Услуги пассажирского автомобильного транспорта (ГОСТ Р 51825-2001), который распространяется на услуги пассажирского автомобильного транспорта, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями на территории РФ.

Настоящий стандарт устанавливает классификацию, общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, включая требования качества и безопасности, а также методы их контроля. Настоящий стандарт является обязательным в части требований безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу граждан (раздел 1 ГОСТ Р 51825-2001).

Подпунктами "б, г, е" пункта 4.3.3.3 ГОСТ Р 51825-2001 предусмотрено, что перевозка пассажиров должна осуществляться при соблюдении следующих условий: б) назначение и вид исполнения автотранспортных средств должны соответствовать виду перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий; г) в процессе эксплуатации автотранспортных средств необходимо обеспечивать работоспособность систем, поддерживающих необходимую температуру, состав воздуха и уровень шума в кабине водителя и пассажирском салоне; е) в процессе перевозки пассажирам должна предоставляться необходимая и своевременная звуковая и визуальная информация по вопросам, связанным с оказанием услуг по перевозке. Звуковая информация может предоставляться с применением звукоусиливающих информационных устройств, в том числе автоматических. Визуальную информацию наносят на доступных для пассажира указателях, схемах и информационных табличках.

Анализ приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что в п. 28 ч. 1 ст. 3 Закона об организации регулярных перевозок установлен обязательный перечень характеристик транспортного средства, непосредственно влияющих на качество перевозки пассажиров.

Установление указанных оспариваемых критериев не может ограничивать права Перевозчиков, поскольку не ограничивает их права, в том числе, на участие в конкурсе. Установление критериев административным ответчиком соответствует действующего законодательству и направлено на повышение уровня комфортности пассажиров.

Доводы административных истцов о том, что постановление администрации (адрес) от (дата)(№)-па противоречит Федеральному закону от (дата) № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также Федеральному закону от (дата) № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, суд не принимает во внимание.

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата)(№) «Об утверждении Положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах (адрес)».

Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в данном случае администрация города действует в рамках предоставленных законом полномочий.

Суд не принимает во внимание доводы административного истца о вступлении в силу оспариваемого Постановления не ранее (дата).

Положениями ч.1 ст.1 Закона №247-ФЗ определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Поскольку обязательные требования, соблюдение которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) оспариваемым актом не установлены, положения Закона №247-ФЗ к спорным правоотношениям по вопросу вступления оспариваемого нормативно-правового акта в законную силу применению не подлежат.

В возникших спорных правоотношениях процедура принятия нормативно-правого акта была соблюдена, проект постановления был опубликован на официальном сайте органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре, при этом, указано на срок проведения публичных слушаний и публичный консультаций проекта.

Первый заместитель руководителя Департамента экономического развития администрации (адрес) дано положительное экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия от (дата).

Также проведена антикоррупционная экспертиза проекта нормативно-правового акта.

В материалах дела представлен сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия.

Оспариваемый нормативно правовой акт был в полном объеме опубликован в средствах массовой информации.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанный нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения иска, отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

ФИО4:

В удовлетворении требований по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Компас» о признании незаконным постановления администрации (адрес) от (дата)(№)-па, как несоответствующее действующему законодательству, и административное деле по административному иску общества с ограниченной ответственностью «АТП Комсомольск-на-Амуре» о признании незаконным постановления администрации (адрес) от (дата)(№)-па, как несоответствующее действующему законодательству, - отказать.

Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.О. Жукова