ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-359/2023ДД.ММ от 22.02.2023 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-359/2023 ДД.ММ.ГГГГ

УИД-

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Бондарь А. Г.,

при секретаре Мишиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Санкт-Петербургу к Полиновскому А. Л. о взыскании задолженности по налогам, пени, встречному исковому заявлению Полиновского А. Л. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Санкт-Петербургу об оспаривании требования, признании задолженности безденежной, обязанности по уплате налога прекращенной,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований (<данные изъяты>), просит взыскать с Полиновского А.Л. недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 694 297 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 872 рубля 81 копейку, в том числе: земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 338 030 рублей, пени – 4 597 рублей 21 копейку, земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 193 956 рублей, пени – 2 637 рублей 80 копеек, земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 162 311 рублей 39 копеек, пени – 2 637 рублей 80 копеек.

В обоснование требований административный истец указывает, что Полиновский А.Л. с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельных участков:

земельный участок кадастровый ; <адрес> (ОКТМО );

земельный участок кадастровый ; <адрес> (ОКТМО );

земельный участок кадастровый ; <адрес> (ОКТМО ).

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 32, ст. 52 НК РФ Межрайонной ИФНС России №8 по Ленинградской области Полиновскому А.Л. исчислен земельный налог на указанные земельные участки за период владения в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исходя из налоговой ставки 0,30%.

Межрайонной ИФНС России №8 по Ленинградской области налогоплательщику направлены налоговые уведомления: от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ

Начисленный земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ по налоговой ставке в размере 0,30% оплачен налогоплательщиком в срок.

Как следует из информационного ресурса ПК «АИС Налог-3», в налоговый орган из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде поступили сведения об изменении категории вышеуказанных земельных участков:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ код категории земли физического лица - для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время код категории земли физического лица - прочие земли.

Соответственно, налоговая ставка для расчета земельного налога в связи с изменением с ДД.ММ.ГГГГ категории земельных участков увеличена и составляет 1,5 %, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России №8 по Ленинградской области был произведен перерасчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, который в сумме составил 725 942 рубля.

После чего сформировано и направлено в адрес Полиновского А.Л. сводное налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Перерасчет земельного налога осуществлен в пределах трехлетнего периода, установленного п. 4 ст. 397 НК РФ.

Налогоплательщик не исполнил установленную налоговым законодательством обязанность по уплате налога.

Требованием от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было предложено добровольно погасить задолженность.

ДД.ММ.ГГГГ произведен зачет из переплаты по земельному налогу с ОКТМО на ОКТМО в счет задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 31 644 рубля 61 копейку.

Поскольку требование от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено налогоплательщиком в срок, Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области мировому судье Санкт-Петербурга судебного участка № 208 Санкт-Петербурга было направлено заявление о выдаче судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании с Полиновского А.П.. в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 694297 рублей 39 копеек и пени в размере 9872 рублей 81 копейки, который определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №11 по Санкт-Петербургу обратилась с административным исковым заявлением в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.

Административный ответчик Полиновский А.Л. обратился в суд со встречным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и не подлежащим исполнению Требование от ДД.ММ.ГГГГ; признать числящуюся за ним задолженность по уплате земельного налога и пеням, образовавшуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ, безнадежной ко взысканию, а обязанность Полиновского А.Л. по уплате недоимки по земельному налогу и пеням, образовавшейся за ДД.ММ.ГГГГ на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ прекращенной (<данные изъяты>).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ встречное административное исковое заявление принято к производству суда.

Деятельность Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Ленинградской области, в соответствии со сведениями, указанными в ЕГРЮЛ, прекращена ДД.ММ.ГГГГ. Правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Ленинградской области (<данные изъяты>).

Определением, внесенным в протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Ленинградской области.

Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по заявлению Федеральной налоговой службы в отношении Полиновского А.Л. введена процедура реструктуризации задолженности, финансовым управляющим утвержден Безруких С.Б.

Определением, внесенным в протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен финансовый управляющий Безруких С. Б..

Представитель административного истца, по первоначальному иску и административного ответчика по встречному иску, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России №11 по Санкт-Петербургу) Дорофеева Г.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, доводы первоначального иска поддержала, просила удовлетворить, требования встречного иска не признала, просила отказать.

Административный ответчик по встречному иску и административный истец по первоначальному иску, Полиновский А.Л., его представитель адвокат Зайцева И.М. в судебное заседание явились, доводы встречного иска поддержали, просила удовлетворить, требования первоначального иска не признали, просили отказать.

Заинтересованные лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Ленинградской области, финансовый управляющий Безруких С. Б. в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и ходатайств не представили.

Суд, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

На основании ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В силу положений ст.45 НК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела Полиновский А.Л. с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами: , , , которые образовались путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

Межрайонной ИФНС России №8 по Ленинградской области Полиновскому А.Л. исчислен земельный налог на указанные земельные участки за период владения в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исходя из налоговой ставки 0,30%.

Начисленный земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ согласно налоговым уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по налоговой ставке в размере 0,30% оплачен налогоплательщиком Полиновским А.Л. в установленный законом срок (<данные изъяты>).

Согласно административному исковому заявлению, на основании сведений, поступивших в информационный ресурс ПК «АИС Налог-3», в налоговый орган из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде категория земельных участков изменилась (<данные изъяты>):

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ код категории земли физического лица - для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время код категории земли физического лица - прочие земли.

Данные обстоятельства стали основанием увеличения налоговой ставки до 1,5 % и перерасчета размера налога за три предыдущих периода.

В соответствии с частью 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Доказательств изменений категории или вида в ДД.ММ.ГГГГ не представлено.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес> имеет статус записи - «Архивная». Дата постановки на кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ. Дата снятия с учета – ДД.ММ.ГГГГ. Уточненная площадь земельного участка составляет 13 673 кв.м. Категория земель – земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки (для строительства производственно-складских помещений для создания логистических центров).

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес>, имеет статус записи - «Актуальная». Дата постановки на государственный кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ. Уточненная площадь земельного участка составляет 7000 кв.м. Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенное использование - земельные участки (территории) общего пользования (для размещения иных объектов промышленности).

Вид разрешенного использования с ДД.ММ.ГГГГ - для размещения иных объектов промышленности (для строительства производственно-складских помещений для создания логистических центров).

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время вид разрешенного использования - для размещения иных объектов промышленности (земельные участки (территории) общего пользования) на основании Распоряжения Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес>, имеет статус записи - «Актуальная». Дата постановки на государственный кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ. Уточненная площадь земельного участка составляет 11407 кв.м. Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенное использование - для строительства производственно-складских помещений для создания логистических центров (для иных видов жилой застройки).

Исходя из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику Полиновскому А.Л. за ДД.ММ.ГГГГ был доначислен земельный налог на земельные участки:

КН , за ДД.ММ.ГГГГ в размере 144 074 рубля = 12006124* 1.5%* 12/12-36018.

КН ОКТМО за ДД.ММ.ГГГГ в размере 73759 рублей = 6146630*1.5%* 12/12-18440;

за ДД.ММ.ГГГГ - 73759 рублей = 6146630* 1.5%* 12/12-18440;

за ДД.ММ.ГГГГ - 73759 рублей = 6146630* 1.5%* 12/12-18440.

КН , ОКТМО за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 3197 рублей = 10016372* 1.5%* 12/12-30049;

за ДД.ММ.ГГГГ - 13197 рублей = 10016372* 1.5%* 12/12-30049;

за ДД.ММ.ГГГГ - 2 3197 рублей = 10016372* 1.5%* 12/12-30049.

Всего в сумме - 725942 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ) статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ пункт 2.1, которым дополнена статья 52 НК РФ, вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов. При этом Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей НК РФ пунктом 2.1, имеют обратную силу и распространяются на перерасчеты сумм налогов, осуществленные налоговыми органами до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно административному искомому заявлению после начисления налога сформировано сводное налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. Срок уплаты установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

Согласно сведениям, представленным МИФНС в виде скришота экрана, налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ вручено Полиновскому А.Л. в тот же день – ДД.ММ.ГГГГ, лично (<данные изъяты>).

Полиновский А.Л. сведения о личном получении уведомления, в том числе ДД.ММ.ГГГГ – отрицает.

Ссылается на то, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению пункт 2.1 статьи 52 НК РФ, в соответствии с которым перерасчет в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц налогов не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 НК РФ налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления и требования об уплате налога по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование об уплате налога считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Перерасчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ по ставке 1,5% и доначисление земельного налога в ДД.ММ.ГГГГ за три налоговых периода, предшествующих календарному году при условии перерасчета в сторону увелечения налога до ДД.ММ.ГГГГ признается законным.

Вместе с тем, доказательств, объективно подтверждающих сведения о том, что уведомление было вручено или направлено налогоплательщику, в материалы дела не представлено. Расписка о получении уведомления или почтовый реестр о направлении уведомления, согласно сообщению МИФНС России №3 по Ленинградской области – отсутствуют.

При таких обстоятельствах, оснований для безусловного вывода о том, что перерасчет произведен и Полиновскому А.Л. направлено налоговое уведомление до ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.

Статьей 71 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Статья 75 НК РФ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 9 872 рубля 81 копейка.

По истечению указанного в уведомлении срока выставлено требование №521 об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 725 942 рубля и пени - 9 872 рубля 81 копейка со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование направлено почтой по адресу регистрации налогоплательщика по месту жительства, о чем представлен почтовый реестр от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ был произведен зачет из переплаты по земельному налогу с ОКТМО на ОКТМО в счет задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 31 644 рубля 61 копейка. Сумма задолженности по земельному налогу по ОКТМО за ДД.ММ.ГГГГ составила 694 297 рублей, пени - 9 872 рубля 81 копейка.

В силу части 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу части 8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного, в том числе по уважительной причине, срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления МИФНС России №8 по Ленинградской области, мировым судьей Санкт-Петербурга судебного участка №208 вынесен судебный приказ о взыскании с Полиновского А.Л. недоимки по делу

ДД.ММ.ГГГГ ФНС России в лице МИФНС России №11 по Санкт-Петербургу обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Полиновского А.Л.

ДД.ММ.ГГГГ определением арбитражного суда дело принято к производству.

По общему правилу со дня принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования подлежат предъявлению и рассмотрению только в деле о банкротстве (абзац седьмой п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, п. 34 постановления № 35). Данный процессуальный механизм направлен на создание условий равной правовой защиты интересов должника, его контрагентов и кредиторов, чьи притязания затрагивают конкурсную массу, предоставляет им возможность доказать свою позицию в открытом состязательном процессе («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018)»).

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены, в том числе, вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи Санкт-Петербурга судебного участка №208, на основании возражений Полиновского А.Л., судебный приказ отменен.

С учетом указанных обстоятельств, суд не находит оснований для оставления настоящего административного иска без рассмотрения.

МИФНС России №11 по Санкт-Петербургу обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о взыскании указанной недоимки.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без движения, а в последующем – определением от ДД.ММ.ГГГГ возвращено в связи с не исправлением недостатков, указанных в определении об оставлении без движения (<данные изъяты>).

Определения не обжаловались и вступили в законную силу.

При этом, согласно представленной в материалы дела справке от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России №11 по Санкт-Петербургу Полиновскому А.Л. сообщалось о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность отсутствует (<данные изъяты>).

Вновь, административное исковое заявление к Полиновскому А.Л. о взыскании настоящей задолженности по земельному налогу и пени подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть почти через 1,5 года после отмены судебного приказа и через 8 месяцев после возвращения административного искового заявления (<данные изъяты>).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависит исключительно от волеизъявления административного истца – налогового органа, наличия у него реальной возможности действий должна быть обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока на обращение с настоящим иском.

Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Таким образом, установив, что на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ в суд с заявлением о взыскании задолженности с Полиновского А.Л. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы недоимки по земельному налогу в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления о взыскании налога и пени.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России №11 по Санкт-Петербургу к Полиновскому А.Л. о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 694 297 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 872 рубля 81 копейку, суд также исходит из того, что административным истцом не доказан факт доначисления налога и направления уведомления в ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая встречные исковые требования Полиновского А.Л. к МИФНС России №11 по Санкт-Петербургу суд учитывает следующие обстоятельства.

По смыслу положений статьи 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года.

Изложенное дает основания для вывода о том, что правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы, но и органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела во взыскании недоимки и пени в связи с истечением установленного срока их взыскания отказано, суд приходит к выводу о том, что недоимка по земельному налогу и пени, образовавшиеся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует признать безденежной ко взысканию, а обязанность Полиновского А.Л. по их уплате – прекращенной.

Административное исковое требование о признание незаконным и не подлежащим исполнению требования от ДД.ММ.ГГГГ отклоняется судом, поскольку требование об уплате налога сформировано уполномоченным на то государственным органом и содержит все, установленные статьей 69 НК РФ сведения. Наличие требования не свидетельствует о нарушении прав административного истца по встречному иску.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Санкт-Петербургу к Полиновскому А. Л. (ИНН ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, о взыскании недоимки по земельному налогу (ОКТМО ) за ДД.ММ.ГГГГ в размере 338 030 рублей, пени в размере 4 597 рублей 21 копейку, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 193 956 рублей, пени в размере 2 637 рублей 80 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 162 311 рублей, пени в размере 2 637 рублей 80 копеек, всего в сумме 694 297 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 872 рубля 81 копейку - отказать.

Административные исковые требования Полиновского А. Л. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Санкт-Петербургу о признании незаконным и не подлежащим исполнению требования от ДД.ММ.ГГГГ, признании задолженности по уплате земельного налога и пени, образовавшихся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ безденежной ко взысканию, а обязанность по уплате земельного налога и пени, образовавшихся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ прекращенной – удовлетворить частично.

Признать безденежной ко взысканию недоимку по земельному налогу и пени, образовавшихся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, а обязанность Полиновского А. Л. по их уплате – прекращенной.

В удовлетворении остальной части встречных административных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Смольнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А. Г. Бондарь