ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-35/19 от 18.03.2019 Лоухского районного суда (Республика Карелия)

№2а-35/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Лоухи 18 марта 2019 года

Лоухский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Васильева Д.В., при секретаре Геннадьевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по РК (далее МИФНС № 1) к ФИО1 Б.Р.О. о взыскании задолженности по уплате налога на добавленную стоимость, пени и штрафной санкции,

установил:

в своих исковых требованиях МИФНС № 1 просила суд взыскать с ФИО1 Б.Р.О. задолженность по уплате налога на добавленную стоимость за 1 и 2 кварталы 2014 года в сумме 7271,00 руб., пени в сумме 842,65 руб., штрафной санкции по налогу на добавленную стоимость в сумме 1189,99 руб.

В обоснование иска административный истец указал, что ФИО1 Б.Р.О. ХХ.ХХ.ХХ представил в налоговый орган уточненные декларации, в которых сумма налога на добавленную стоимость была уменьшена на хххх,хх руб. (за 1 кв. 2014 года) и на хххх,хх руб. (за 2 кв. 2014 года). По данному поводу налоговой инспекцией в отношении ФИО1 Б.Р.О. проведена камеральная проверка, на основании которой вынесены решения Номер и Номер от ХХ.ХХ.ХХ о привлечении ответчика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, последнему выставлены требования об уплате налога, пени и штрафа Номер и Номер от ХХ.ХХ.ХХ. Данные требования до настоящего времени ФИО1 Б.Р.О. не исполнены. Налоговый орган, в соответствии со ст. 48 НК РФ, обратился с заявлением к мировому судье судебного участка Лоухского района о вынесении судебного приказа в пределах установленного срока. На основании данного заявления мировым судьей был вынесен судебный приказ Номер от ХХ.ХХ.ХХ. Определением мирового судьи данный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями. В связи с изложенными обстоятельствами административный истец просит суд взыскать с ФИО1 Б.Р.О. указанные суммы задолженности по налогу, пени и штрафным санкциям, всего на общую сумму 9303,64 руб.

Согласно поступившему в суд письму представители административного истца МИФНС № 1 просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, требования поддерживают, доводы, заявленные стороной административного ответчика в обоснование несогласия с административным иском, полагают не обоснованными.

Административный ответчик ФИО1 Б.Р.О. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

В предыдущих судебных заседаниях исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Суд определил рассмотреть дело при указанной явке.

Представитель административного ответчика ФИО1 Б.Р.О. – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования просил оставить без удовлетворения. Указал, что налоговым органом нарушен порядок принятия от ФИО1 Б.Р.О. уточненных деклараций, которые были предоставлены им в бумажном виде, тогда как, в соответствии со ст. 174 НК РФ, декларации в таком виде считаются не поданными. В связи с этим налоговый орган не вправе был проводить камеральную проверку данных деклараций и принимать решения о привлечении его доверителя к налоговой ответственности.

Изучив письменные материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ФИО1 Б.Р.О. до ХХ.ХХ.ХХ являлся индивидуальным предпринимателем, вид деятельности – торговля розничная в неспециализированных магазинах.

ХХ.ХХ.ХХ между ФИО1 Б.Р.О. и администрацией ... городского поселения был заключен договор аренды недвижимого имущества Номер, согласно которому ФИО1 Б.Р.О. на праве аренды было предоставлено помещение по адресу: .... Сумма ежемесячной арендной платы по договору составила хххх,хх руб.

ХХ.ХХ.ХХ ФИО1 Б.Р.О. представил в налоговый орган уточненные декларации, в которых сумма налога на добавленную стоимость, начисленного на доход, полученный от аренды помещения, была уменьшена на хххх,хх руб. (за 1 кв. 2014 года) и на хххх,хх руб. (за 2 кв. 2014 года). Вместе с тем, за 1 кв. 2014 года ФИО1 Б.Р.О. произведены арендные платежи в сумме ххххх,хх руб., за 2 кв. 2014 года сумма уплаченной арендной платы составляет ххххх,хх руб. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, должна составлять хххх,хх руб. и хххх,хх руб. (18 % от размера уплаченной арендной платы).

Данные обстоятельства в отношении ФИО1 Б.Р.О. установлены налоговой инспекцией в рамках проведенной камеральной проверки, на основании которой вынесены решения Номер и Номер от ХХ.ХХ.ХХ о привлечении ответчика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, последнему выставлены требования об уплате налога, пени и штрафа Номер и Номер от ХХ.ХХ.ХХ.

В соответствии с ч. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно ч. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения для применения данного налога признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг); передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

На основании ч. 1 ст. 148 НК РФ в целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.

Согласно ст. 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.

Налоговая ставка, в соответствии с ч. 3 ст. 164 НК РФ (в редакции, действовавшей в исковом периоде), определена в размере 18 % от размера арендной платы.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с абз. 1 ч. 1, п. 3 ч. 1.1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев: представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

В соответствии с абзацами 1, 2, 4 п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.

Как установлено в судебном заседании, уточненные налоговые декларации об уменьшении суммы налога на добавленную стоимость, послужившие основанием к проведению камеральной проверки, были предоставлены административным ответчиком на бумажном носителе.

Вместе с тем, учитывая, что ФИО1 Б.Р.О. утратил статус индивидуального предпринимателя ХХ.ХХ.ХХ, то есть в момент представления уточненной налоговой декларации – ХХ.ХХ.ХХ, будучи по отношению к арендодателю налоговым агентом, он уже не являлся налогоплательщиком НДС, суд приходит к мнению, что у административного ответчика отсутствовала обязанность предоставлять налоговую декларацию в электронной форме.

При этом суд также полагает, что факт нарушения налоговым агентом порядка подачи налоговой декларации, предусмотренного ст. 174 НК РФ, не является основанием к отказу в принятии таких деклараций налоговым органом и к освобождению от обязанности осуществления им налогового контроля, в том числе путем проведения соответствующих проверок налогоплательщиков или налоговых агентов.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что задолженность по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафные санкции не могут быть взысканы с ФИО1 Б.Р.О. потому, что уточненная налоговая декларация была им представлена в бумажном виде, в связи с чем камеральная проверка налоговым органом была осуществлена незаконно, суд не принимает.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Срок подачи административного искового заявления после установления в ходе проведения камеральной проверки наличия задолженности по налогу на добавленную стоимость за 1 и 2 кварталы 2014 года при исследованных обстоятельствах суд полагает не нарушенным.

Факт наличия у ФИО1 Б.Р.О. задолженности по налогу на добавленную стоимость за 1 и 2 кварталы 2014 год и её размер подтверждаются материалами привлечения ФИО1 Б.Р.О. к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, а именно решениями Номер и Номер от ХХ.ХХ.ХХ о привлечении административного ответчика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, требованиями об уплате налога, пени и штрафа Номер и Номер от ХХ.ХХ.ХХ, направленными административному ответчику в соответствии с ч. 3 ст. 101.3 НК РФ.

Решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности административным ответчиком в установленном порядке не обжаловались, вступили в законную силу и подлежат исполнению в соответствии со ст. 101.3 НК РФ.

Доказательств, подтверждающих факт уплаты налога на добавленную стоимость за исковой период, административным ответчиком не представлено.

В свою очередь, налоговым органом представлены сведения о произведенных административным ответчиком платежах, согласно которым факт перечисления ФИО1 Б.Р.О. НДС за исковой период не подтверждается, а имеющиеся у ответчика переплаты по налогам по его личным заявлениям перечислены в счет погашения задолженности по ЕНВД.

Таким образом, заявленные административные исковые требования, по мнению суда, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с этим суд приходит к мнению, что с ФИО1 Б.Р.О. надлежит (в соответствии со ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ) взыскать государственную пошлину в пользу бюджета Лоухского муниципального района РК в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 114, 291-293 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по РК к ФИО1 Б.Р.О. о взыскании задолженности по уплате налога на добавленную стоимость, пени и штрафной санкции – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 Б.Р.О., проживающего по адресу: ..., в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по РК задолженность по уплате налога на добавленную стоимость за 1 и 2 кварталы 2014 года в сумме 7271 (семь тысяч двести семьдесят один) рубль (КБК 18210301000011000110), пени за несвоевременное перечисление налога на добавленную стоимость в сумме 842 (восемьсот сорок два) рубля 65 копеек (КБК 18210301000012100110), штрафные санкции по налогу на добавленную стоимость в сумме 1189 (одна тысяча сто восемьдесят девять) рублей 99 копеек (КБК 18210301000013000110), итого в общей сумме 9303 (девять тысяч триста три) рубля 64 копейки.

Взыскать с ФИО1 Б.Р.О., проживающего по адресу: ..., в пользу бюджета Лоухского муниципального района РК госпошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Лоухский районный суд РК в Верховном Суде Республики Карелия в апелляционном порядке.

Председательствующий судья: Д.В. Васильев

Решение в окончательной форме принято 18.03.2019.