ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-35/20 от 29.06.2021 Хатангского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-35/2020

УИД: 84RS0003-01-2021-000059-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2021 года с. Хатанга

Хатангский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Поповой Ю.А.,

при секретаре Петровой Р.А.,

с участием административного истца - заместителя транспортного прокурора Норильской транспортной прокуратуры Богданова Д.С.,

представителя административного ответчика – администрации с.п. Хатанга Кирьяновой В.А., действующей на основании доверенности № 2 от 02.04.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению транспортного прокурора Норильской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сельское поселение Хатанга», в лице администрации сельского поселения Хатанга, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта аэронавигационные паспорта, а также уведомления о начале деятельности посадочных площадок,

УСТАНОВИЛ:

Транспортный прокурор Норильской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Сельское поселение Хатанга», в лице администрации сельского поселения Хатанга, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке аэронавигационных паспортов и направлении в Федеральное агентство воздушного транспорта уведомлений о начале деятельности посадочных площадок; возложении обязанности в течение 3 месяцев, с даты вступления в законную силу решения суда, разработать и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта аэронавигационные паспорта посадочных площадок:

- Хета, кадастровый № 84:05:000000:0000:04:119:002:001057970;

- Катырык, кадастровый № 84:05:000000:0000:04:119:002:001183060:0001;

- Сындасско, кадастровый № 84:05:000000:0000:04:119:002:001058660;

- Попигай, кадастровый № 84:05:000000:0000:04:119:002:001057990;

- Новорыбная, кадастровый № 84:05:000000:0000:04:119:002:001058030;

- Новая, кадастровый № 84:05:000000:0000:04:119:002:001058630; возложении обязанности в течение 15 дней, с даты вступления в законную силу решения суда, направить в Федеральное агентство воздушного транспорта уведомления о начале деятельности указанных выше посадочных площадок.

В обоснование заявленных требований транспортный прокурор указал, что администрация сельского поселения Хатанга является собственником указанных вше посадочных площадок. Вместе с тем, в нарушение ч. 5 ст. 49 ВК РФ, администрацией с.п. Хатанга, несмотря на длительный и системный период использования посадочных площадок, уведомлений о начале их деятельности в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлялось. Кроме того, ответчиком не разработаны и не направлены в Федеральное агентство воздушного транспорта аэронавигационные паспорта вышеуказанных посадочных площадок. Данное обстоятельство препятствует исполнению Росавиацией надлежащего учета посадочных площадок, ведению соответствующего журнала, хранению паспорта и проверке достоверности данных, отраженных в нем собственником.

Административный истец - заместитель транспортного прокурора Норильской транспортной прокуратуры Богданов Д.С., в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – Кирьянова В.А., в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в возражениях.

Заинтересованные лица – Красноярское МТУ Росавиации, ЗС МТУ Росавиации, АО «КрасАвиа», Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, в силу ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В части 7 статьи 40 Воздушного кодекса РФ содержится понятие посадочной площадки, под которой понимается участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и, стоянки воздушных судов.

В силу части 5 статьи 49 Воздушного кодекса РФ посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.

Форма предусмотренного настоящим пунктом уведомления, порядок его направления и регистрации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В силу ч. 6 названной статьи обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.

Приказом Минтранса России от 19 августа 2015 года № 250 введены в действие Федеральные авиационные правила «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации» предусматривается, что уведомление представляется лично или направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Росавиацию по специальной форме.

Уведомление подписывается владельцем посадочной площадки - физическим лицом или полномочным представителем юридического лица - владельца посадочной площадки.

Для посадочной площадки гражданской авиации, аэронавигационная информация о которой публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается аэронавигационный паспорт посадочной площадки, порядок разработки и применения которого устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (п. 26 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138).

В соответствии с п. 24 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 издан Приказ Минтранса России от 31.10.2014 № 305 «Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации» (далее – Приказ № 305).

Пункт 5 Приказ № 305 возлагает обязательность исполнения утвержденного Порядка, в том числе физическими, юридическими лицами, владеющими посадочной площадкой на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующими его в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

В совокупности с требованиями ч. 5 ст. 49 ВК РФ, п. 7 ФП № 250, п. 26 ФП № 138, информация, содержащаяся в уведомлении, подлежит опубликованию в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, а собственник посадочной площадки, о начале деятельности которой направлено данное уведомление, обязан разработать аэронавигационный паспорт посадочной площадки.

Приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449 утвержден Порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла, в силу пунктов 1, 11 которого, аэронавигационный паспорт посадочной площадки разрабатывается ее владельцем и предоставляется в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Как следует из материалов дела, муниципальное образование «Сельское поселение Хатанга» является собственником вертолетных площадок, расположенных по адресам: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселки:

- Хета, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001057970;

- Катырык, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001183060:0001;

- Сындасско, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001058660;

- Попигай, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001057990;

- Новорыбная, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:001:001058030;

- Новая, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001058630, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В нарушение указанных выше положений закона, администрацией сельского поселения Хатанга несмотря на длительный и системный период эксплуатации посадочных площадок, уведомлений о начале их деятельности в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлялось, аэронавигационные паспорта на указанные посадочные площадки не разрабатывались и не направлялись в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Факт эксплуатации указанных посадочных площадок в целях пассажирских перевозок воздушным транспортом сторонами не оспаривался.

Норильской транспортной прокуратурой 09.11.2018 г., 30.12.2020 г. по данному факту в адрес главы администрации сельского поселения Хатанга были направлены представления, однако, согласно ответам администрации, указанные нарушения до настоящего времени н устранены.

Оценив предоставленные доказательства, а также руководствуясь приведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований транспортного прокурора, при этом исходит из того, что отсутствие в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации информации о посадочных площадках, не принятие мер к разработке паспортов посадочных площадок, несвоевременность направления соответствующих уведомлений о начале эксплуатации посадочных площадок, в совокупности чинят препятствия участникам воздушного движения пользоваться информацией учитывающей особенности посадочных площадок, может привести к происшествиям на воздушном транспорте, а также создает угрозу жизни и здоровью пассажирам и экипажу воздушных судов, иным участникам воздушного движения, неопределенному кругу лиц, находящихся в непосредственной близости площадок.

Отсутствие в бюджете администрации сельского поселения Хатанга денежных средств, само по себе не освобождает собственника от исполнения публично-правовых полномочий, к которым относится выполнение мероприятий по обеспечению безопасности указанных сооружений.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая конкретные действия, которые необходимо будет выполнить административному ответчику, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в части разработки и направления в Федеральное агентство воздушного транспорта аэронавигационных паспортов посадочных площадок равный 6 месяцам со дня вступления решения суда в законную силу, в части направления в Федеральное агентство воздушного транспорта уведомлений о начале деятельности посадочных площадок – 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства административного истца и вынесения частного определения в адрес главы администрации сельского поселения Хатанга, поскольку вынесение частного определения это право, а не обязанность суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление транспортного прокурора Норильской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сельское поселение Хатанга», в лице администрации сельского поселения Хатанга, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта аэронавигационные паспорта, а также уведомления о начале деятельности посадочных площадок удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Сельское поселение Хатанга», в лице администрации сельского поселения Хатанга, выразившегося в непринятии мер к разработке аэронавигационных паспортов и направлении в Федеральное агентство воздушного транспорта уведомлений о начале деятельности посадочных площадок, расположенных по адресам: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселки:

- Хета, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001057970;

- Катырык, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001183060:0001;

- Сындасско, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001058660;

- Попигай, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001057990;

- Новорыбная, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:001:001058030;

- Новая, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001058630.

Обязать муниципальное образование «Сельское поселение Хатанга» в лице администрации сельского поселения Хатанга, в течение 15 (пятнадцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Федеральное агентство воздушного транспорта уведомления о начале деятельности посадочных площадок, расположенных по адресам: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселки:

- Хета, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001057970;

- Катырык, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001183060:0001;

- Сындасско, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001058660;

- Попигай, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001057990;

- Новорыбная, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:001:001058030;

- Новая, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001058630.

Обязать муниципальное образование «Сельское поселение Хатанга» в лице администрации сельского поселения Хатанга, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта аэронавигационные паспорта посадочных площадок, расположенных по адресам: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселки:

- Хета, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001057970;

- Катырык, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001183060:0001;

- Сындасско, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001058660;

- Попигай, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001057990;

- Новорыбная, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:001:001058030;

- Новая, кадастровый номер 84:05:000000:0000:04:119:002:001058630.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Хатангский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2021 года.

Судья Ю.А. Попова