Дело № 2а - 35/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2017 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Головиной Е.В.,
с участием прокурора Дурапова Д.В.,
административного истца индивидуального предпринимателя ФИО и его представителя ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО о признании постановления главы администрации муниципального образования «Котлас» от __.__.__№ недействующим,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО обратился в суд с административным исковым заявлением о признании постановления главы администрации муниципального образования «Котлас» от __.__.__№ недействующим.
В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит газовая котельная по адресу: ......... Данный источник тепловой энергии был им построен и введен в эксплуатацию администрацией МО «Котлас» 19 июля 2012 г. На момент утверждения схемы теплоснабжения 29 декабря 2012 г., указанная газовая котельная была введена в эксплуатацию, но администрацией МО «Котлас» не была включена в схему теплоснабжения МО «Котлас» на 2013-2027 г.г., чем нарушены его права и законные интересы, как собственника источника тепловой энергии. Невключение котельной истца в схему теплоснабжения МО «Котлас» противоречит требованиям Градостроительного Кодекса РФ и Федерального Закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», т.к. ответчик обязан был разработать и утвердить схему теплоснабжения, основываясь на документах территориального планирования муниципального образования, и с учетом утвержденного градостроительного плана. В связи с чем просит признать указанное постановление недействующим в полном объеме.
Административный истец индивидуальный предприниматель ФИО (ИП ФИО) и его представитель ФИО1 исковые требования поддержали, уточнив, что просят признать недействующим оспариваемое постановление и схему теплоснабжения МО «Котлас» на 2013-2027 г.г. актуализированную на 2017 г. с момента принятия.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Котлас» ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права административного истца, поскольку невключение в схему теплоснабжения газовой котельной истца не мешает последнему заниматься предпринимательской деятельностью.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора Дурапова Д.В. полагавшего, что исковые требования истца обоснованны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Устава муниципального образования «Котлас» Глава муниципального образования «Котлас» при осуществлении предоставленных ему полномочий издает правовые акты в форме постановлений Глава МО «Котлас», постановлений и распоряжений администрации МО «Котлас», которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, настоящему Уставу и решениям Собрания депутатов МО «Котлас».
На основании пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы МО «Котлас» от __.__.__№ утверждена схема теплоснабжения муниципального образования «Котлас» на 2013-2027 г.г., актуализированная на плановый 2017 год.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.__ производство по делу по иску индивидуального предпринимателя ФИО к муниципальному образованию «Котлас» в лице администрации муниципального образования «Котлас» о признании постановления главы администрации МО «Котлас» от __.__.__№ недействительным, а схемы теплоснабжения МО «Котлас» на 2013-2027 г.г., принятой на основании этого постановления незаконной прекращено. Указано, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поэтому спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Постановление № от __.__.__ опубликовано в газете «Двинская правда» № от __.__.__, а также на официальном сайте администрации МО «Котлас» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно пункту 4.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении».
Пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений и юридическими лицами или совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Пунктами 11, 12, 13 Требований предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте.
Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.
Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.
Из материалов дела видно, что административному истцу на праве собственности принадлежит здание газовой котельной по адресу: ............, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от __.__.__, серии 29-АК №, выданным, в том числе на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
Строительство котельной осуществлено ИП ФИО на основании разрешения на строительство №, выданного администрацией МО «Котлас».
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору административному истцу __.__.__ выдана лицензия № на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от __.__.__№ на тепловую энергию, поставляемую заявителем потребителям, расположенным на территории МО «Котлас», установлены тарифы, действующие с __.__.__ по __.__.__.
__.__.__ и __.__.__ административный истец обратился в администрацию МО «Котлас» с заявлениями о включении указанной газовой котельной в схему теплоснабжения, актуализированную на 2017 год.
По итогам публичных слушаний, проведенных __.__.__, по рассмотрению актуализации схемы теплоснабжения МО «Котлас» на плановый 2017 год, газовая котельная ИП ФИО не включена в схему теплоснабжения.
Административный истец, оспаривая указанное постановление, считает, что нарушена процедура проведения публичных слушаний, а именно срок проведения публичных слушаний, поскольку публичные слушания должны были быть проведены в течение 15 дней после окончания приема предложений, вносимых на актуализацию схемы теплоснабжения. Прием предложений закончился __.__.__, а публичные слушания проведены __.__.__. Также не представлен проект схемы теплоснабжения на официальном сайте до публичных слушаний и соответственно не опубликованы в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте, тем самым нарушены права истца.
Вместе с тем, согласно п. 14 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154, - уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений: утверждает схему теплоснабжения (п. 17 вышеуказанных Требований).
Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта (п. 24 Требований).
Из материалов дела, видно, что ответчиком было размещено уведомление о сборе предложений от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения, которые принимались до __.__.__.
Схема теплоснабжения муниципального образования «Котлас» была размещена на официальном сайте МО «Котлас».
Согласно постановлению администрации от 01 марта 2016 года № 503 «О проведении публичных слушаний по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «Котлас» на 2013-2027 г.г. на плановый 2017 год» публичные слушания были назначены на 22 марта 2017 года.
По итогам публичных слушаний имеется протокол заседания, который размещен на официальном сайте МО «Котлас».
Итогом проведения публичных слушаний является оспариваемое постановление.
Таким образом, по мнению суда, публичные слушания по рассмотрению актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «Котлас» на 2013-2027 г.г. на плановый 2017 год проведены без нарушений Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154.
ИП ФИО3 считает, что оспариваемое постановление № 702 от 24 марта 2016 года, которым утверждена схема теплоснабжения муниципального образования «Котлас» на 2013-2027 г.г. актуализированная на плановый 2017 год, не соответствует нормам действующего законодательства в полном объеме, чем нарушены его права и законные интересы на занятие предпринимательской деятельностью в сфере теплоснабжения.
Проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт, с такой позицией административного истца суд согласен частично.
Так раздел 2 «Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» схемы теплоснабжения муниципального образования «Котлас» на 2013-2027 г.г. актуализированной на 2017 год не соответствует пункту 22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154, в котором указано, что схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных, в том числе и при вводе в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации.
Как следует из содержания указанного раздела, в данный раздел включен 21 источник тепловой энергии, котельная истца не включена, поскольку по утверждению ответчика, не относится к объектам местного значения.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, строительство газовой котельной истца осуществлено последним на основании соответствующих разрешений, выданных административным ответчиком, в том числе и на основании документов территориального планирования и градостроительных регламентов, что подтверждается материалами дела.
Следовательно, согласовывая строительство и осуществляя ввод источника теплоснабжения административного истца в эксплуатацию, администрация МО «Котлас» обязана была включить данный источник тепловой энергии в схему теплоснабжения.
Включение в схему теплоснабжения такого источника тепловой энергии предусмотрено пунктом 22 Требований и не носит заявительного характера со стороны владельца источника тепловой энергии.
Также суд считает, что абзацы 2, 3 и 5 раздела 8 «Решение о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии» указанной схемы, противоречат статье 18 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Так в абзацах 2, 3 и 5 раздела 8 схемы указано, что перераспределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии невозможно. Не допускается создание иных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в соответствии с законодательством РФ технологического присоединениям к системе теплоснабжения капитального строительства, находящегося в существующих границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации.
При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии осуществляется на конкурсной основе по решению Технического Совета, созданного администрацией МО «Котлас».
Вместе с тем из части 1 статьи 18 Федерального закона «О теплоснабжении» следует, что распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.
В схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения. При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии осуществляется на конкурсной основе в соответствии с критерием минимальных удельных переменных расходов на производство тепловой энергии источниками тепловой энергии, определяемыми в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании заявок организаций, владеющих источниками тепловой энергии, и нормативов, учитываемых при регулировании тарифов в области теплоснабжения на соответствующий период регулирования – часть 3 статьи 18 указанного Закона.
Поскольку раздел 2 и указанные абзацы в разделе 8 схемы противоречат положениям статьи 18 Федерального Закона «О теплоснабжении», а также части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), то суд считает необходимым признать их недействующими.
В абзаце 2 раздела 9 «Решения по бесхозяйным тепловым сетям» указано, что принятие на учет МО «Котлас» безхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, в соответствии с решением собрания депутатов МО «Котлас» «О порядке оформления безхозяйных наружных сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и горячего водоснабжения в муниципальную собственность МО «Котлас» от 28.06.2012 г. № 303-618-р.
Суд считает, что данный абзац раздела 9 также необходимо признать недействующим,
так как постановление Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 утратило силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.10.2013 № 927.
Таким образом, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, порождая правовые последствия, что не оспаривается сторонами в ходе судебного разбирательства, то указанные выше положения постановления № 702 от 24 марта 2017 г. которым утверждена схема теплоснабжения на 2013-2027 г.г. актуализированная на плановый 2017 год, признаются недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что невключение административного истца в схему теплоснабжения не нарушает его прав и не мешает ему заниматься предпринимательской деятельностью, суд находит несостоятельным, так как из имеющейся в материалах дела переписки между сторонами видно, что административный ответчик неоднократно отказывал истцу в рассмотрении вопроса о перераспределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии только на том основании, что газовая котельная ИП ФИО не включена в схему теплоснабжения, несмотря на то, что ответчик в соответствии с вышеуказанными законами обязан был включить газовую котельную истца в схему теплоснабжения МО «Котлас» с момента её ввода в эксплуатацию.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании – газете «Двинская правда», которая является официальным источником публикации нормативных правовых актов администрации МО «Котлас» и на официальном сайте администрации муниципального образования «Котлас» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С административного ответчика на основании статьи 111 КАС РФ в порядке возврата подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей в пользу ФИО
Руководствуясь ст. ст. 208-217 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО о признании постановления главы администрации муниципального образования «Котлас» от 24 марта 2016 года № 702 недействующим удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу раздел 2 «Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей», абзацы 2, 3 и 5 раздела 8 «Решение о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии» и абзац 2 раздела 9 «Решения по бесхозяйным тепловым сетям» схемы теплоснабжения муниципального образования «Котлас» на 2013-2027 г.г., актуализированной на 2017 год, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Котлас» № 702 от 24 марта 2016 года.
Сообщение о принятии данного решения подлежит официальному опубликованию в печатном издании – газете «Двинская правда» и на официальном сайте администрации муниципального образования «Котлас» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального образования «Котлас» в лице администрации муниципального образования «Котлас» госпошлину в размере 300 рублей в пользу индивидуального предпринимателя ФИО.
В удовлетворении остальной части исковых требований индивидуальному предпринимателю ФИО отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы или внесения представления через Котласский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2017 года.
Председательствующий И.А. Мартынюк