ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-35/2018 от 14.02.2018 Нехаевского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-35/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2018 г. ст-ца Нехаевская

Нехаевский район

Волгоградская область

Нехаевский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Яровой О.В., единолично, руководствуясь гл.33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Территориальному общественному самоуправлению «Успенский» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении данного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в суд с настоящим административным иском о признании общественной организации Территориальное общественное самоуправление «Успенский» (далее – ТОС «Успенский», организация) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В обоснование требований указав, что 24 декабря 2009 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области принято решение о государственной регистрации ТОС «Успенский». В ходе проведения ревизии учётного дела ТОС «Успенский» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области выявлены нарушения федерального законодательства, а именно – организацией в нарушение абз.8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не представлен отчёт об объёме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме за 2016 год.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается материалами административного дела; ранее от представителя по доверенности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддерживают в полном объёме, просят их удовлетворить; представитель административного ответчика и заинтересованного лица – председатель ТОС «Успенский» ФИО2 в своём заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против заявленных требований не возражает; представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 7 по Волгоградской области) по доверенности ФИО3, возражая против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что за ТОС «Успенский» числится задолженность в размере 1846 руб. 27 коп., ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного гл.33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

С учётом приведённых выше норм, принимая во внимания, что в деле имеются сведения о надлежащем извещении административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц о рассмотрении дела, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной, в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного гл.33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

При этом согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьёй 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п.6 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений об общественном объединении (абз.8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

В силу п.4.1 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казённых учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казённых учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций» утверждена форма отчёта об объёме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

При этом согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанная информация должна предоставляться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, (коим является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы), ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.

При рассмотрении настоящего административного иска судом установлено, что 24 декабря 2009 года ТОС «Успенский» зарегистрировано решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области и внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Согласно учредительным документам, а также сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от ТОС «Успенский» является председатель его Совета – ФИО2 (л.д.18-21, 23-30).

В результате осуществления контроля за деятельностью ТОС «Успенский» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области выявлено нарушение данной организацией требований федерального законодательства, а именно – в нарушение ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ организация не проинформировала орган государственной регистрации об объёме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме за 2016 год.

12 мая 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в адрес административного ответчика направлено предупреждение об устранении указанных нарушений абз.8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», с указанием срока устранения нарушений до 1 августа 2017 года (л.д.10-11), которое административным ответчиком было получено 20 мая 2017 года (л.д.12-14, 15, 16).

До настоящего времени информация об объёме полученных в 2016 году от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования по форме организацией в уполномоченный орган не представлена (л.д.17).

При этом в материалах дела имеется заявление ФИО2 (председателя Совета ТОС «Успенский), в котором он признаёт заявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области требования, против их удовлетворения не возражает; данная позиция представителя административного ответчика свидетельствует об отсутствии у организации намерений вести уставную деятельность в установленном законом порядке и устранить перечисленные нарушения законодательства.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что допущенные ТОС «Успенский» нарушения законодательства Российской Федерации являются основанием для прекращения деятельности данного общественного объединения и исключении его из ЕГРЮЛ.

Имеющаяся у организации задолженность в размере 1846 руб. 27 коп., на что указано представителем заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области, сама по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области требований о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении данного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь изложенным и ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Территориальному общественному самоуправлению «Успенский» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении данного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Признать общественную организацию Территориальное общественное самоуправление «Успенский» (ОГРН <данные изъяты>), прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья О.В. Яровая