ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-35/2023 от 21.06.2023 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киренск 21 июня 2023 года

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Плакине А.А., с участием представителя административного истца Макеева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-35/2023 по административному иску прокурора Киренского района о признании постановления и распоряжения Администрации Киренского муниципального района незаконными, обязании разработать порядок поощрения муниципальной управленческой команды,

УСТАНОВИЛ:

Административный иск мотивирован тем, что 29.11.2021 Правительством Иркутской области принято постановление № 903-пп «О поощрении региональной управленческой команды и муниципальных управленческих команд в 2021 году», в соответствии с которым из областного бюджета местным бюджетам, в том числе Киренского району, предоставлены иные межбюджетные трансферты на поощрение муниципальных управленческих команд в 2021 году.

Постановлением администрации Киренского муниципального района от 09.12.2021 № 764 утвержден Порядок поощрения в 2021 году муниципальной управленческой команды муниципального образования Киренского района (далее – Порядок), который в нарушение заключенного между прокуратурой района и администрацией соглашения на антикоррупционную экспертизу направлен не был.

Распоряжение иных межбюджетных трансфертов утверждено Постановлением Правительства Иркутской области от 17.12.2021 № 1013 –пп, в соответствии с которым Киренскому муниципальному району предоставлены иные межбюджетные трансферты в размере 3196,5 тыс. руб.

Распоряжением главы администрации Киренского муниципального района от 21.12.2021 № 183 вышеуказанные финансирование распределено между администрацией Киренского района, Финансовым управлением и Управлением образования администрации Киренского муниципального района.

В соответствии с п. 2 ст. 136 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), ст. 4 Закона Иркутской области от 17.12.2008 №122-03 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» (далее - Закона №122-03), постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» (далее - Постановление №599-пп) установлены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

Согласно п. 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных управленческих команд в 2021 году, утв. Постановлением №903 (далее - Правила), решение о назначении, размере и выплате поощрения должностному лицу принимается исходя из степени его вклада в достижение значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, которые определены Постановлением Правительства РФ от 08.06.2021 №873.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что поощрение назначается в фиксированной сумме в процентном либо кратном отношении к окладу (должностному окладу) должностным лицам, осуществляющим трудовые функции в 2020 году и по настоящее время.

Таким образом, поощрение является оплатой труда должностных лиц органа местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Закона Иркутской области №122-03 размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований самостоятельно определяет представительный орган муниципального образования.

Таким образом, учитывая, что поощрение главы муниципального образования является оплатой труда, решение о его назначении, размере и выплате должно приниматься представительным органом муниципального образования исходя из степени вклада главы в достижение значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.

Принятие решений о назначении, размере и выплате поощрения мэром (главой) муниципального образования является прямым нарушением требований Закона Иркутской области №122-03.

Аналогичные нормы предусмотрены в части выплаты поощрения муниципальным служащим.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Поощрение является иной дополнительной выплатой, порядок осуществления которой осуществляется муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом.

Порядок должен регулировать иную дополнительную выплату (поощрение) должностному лицу принимается исходя из степени его вклада в достижение значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, которые определены Постановлением Правительства РФ от 08.06.2021 №873.

Таким образом, выплаты поощрения без принятия представительным органом муниципального образования порядка не соответствует требованиям действующего законодательства.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 25.03.2022 в адрес мэра Киренского района внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, в удовлетворении которого 25.05.2022 было отказано.

Из доводов администрации Киренского района следует, что указанные средства не являются оплатой труда, однако данный вывод опровергается нормами действующего законодательства, изложенными в исковом заявлении.

С учетом уточнений прокурор просил признать постановление администрации Киренского муниципального района от 09.12.2021 № 764 «Об утверждении порядка поощрения в 2021 году муниципальной управленческой команды муниципального образования Киренский район» не соответствующим действующему законодательству, признать распоряжение администрации Киренского муниципального района от 21.12.2021 № 183 «О поощрении участников муниципальной управленческой команды Киренского муниципального района, незаконным, обязать администрацию Киренского муниципального района разработать порядок поощрения муниципальной управленческой команды муниципального образования Киренский район в соответствии с требованиями ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122–оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» (т.е путем принятия Решения об утверждении такого порядка представительным органом местного самоуправления).

В судебном заседании представитель административного истца МакеевС.В. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Администрации Киренского муниципального района - ЧИС просила рассмотрение административного иска провести в ее отсутствие, в письменном отзыве указала, что Постановлением Правительства Иркутской области от 29.11.2021 № 903-пп «О поощрении региональной управленческой команды и муниципальных управленческих команд в 2021 году» (далее постановление № 903-пп) органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано принять муниципальные правовые акты, регулирующие порядок поощрений в 2021 году муниципальных управленческих команд.

Во исполнение постановления № 903-пп Постановлением администрации Киренского муниципального района №764 от 09.12.2021 года утвержден порядок поощрения в 2021 году муниципальной управленческой команды Киренского муниципального района.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.12.2021 №1013-пп «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных управленческих команд в 2021 году между муниципальными образованиями Иркутской области» бюджету муниципального образования Киренский район из областного бюджета предоставлены иные межбюджетные трансферты на поощрение муниципальных управленческих команд в 2021 году.

Распоряжением № 183 от 21.12.2021 года бюджетные средства распределены между участниками муниципальной управленческой команды.

Указание прокурора, что указанная единовременная премия является оплатой труда должностных лиц органа местного самоуправления и что выплаты поощрения без принятия представительным органом муниципального образования правового акта не соответствует требованиям действующего законодательства основано на неправильном понимании норм материального права.

Так, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "С муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - этс профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25- ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также ус швами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены государственным наградам.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Особенности прохождения муниципальной службы в Иркутской области, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»

Статьей 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего.

Оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также следующих дополнительных выплат: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лег на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих (часть 1 статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»).

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию муниципального служащего устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах области в размерах, определенных федеральными и областными нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»).

Муниципальным служащим производятся другие выплаты предусмотренные законодательством (часть 3 статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.-007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»).

За безупречную и эффективную муниципальную службу статьей 13 Закон Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» определены виды поощрений муниципального служащего, к которым относятся: объявление благодарности с выплат единовременного поощрения; награждение почетной грамотой органа местной самоуправления, избирательной комиссии муниципальною образования области выплатой единовременного поощрения или с вручением ценною подарка; выплат единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; иные виды поощрений в соответствии с федеральными законами, законами области и муниципальными правовыми актами (пункты 1 - 4 части 1 статьи 16 закона)

Частью 2 ст. 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельны: вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлено, что решение о поощрении муниципального служащего в соответствии с пунктами 1, 2, 3(1) части настоящей статьи принимается представителем нанимателя (работодателем) и оформляется муниципальным правовым актом соответствующего органа местной самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области в порядке, установленном уставом муниципального образования и иными муниципальным правовыми актами.

Иные виды поощрения муниципального служащего, порядок применения поощрения муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными законами области (часть 6 ст. 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, следует вывод о том, что муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Иркутской области, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, относится к гарантированным выплатам муниципальном) служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьей 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оэ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» виды поощрений муниципального служащего, к числу которых относится выплата иных видов поощрений в соответствии с федеральными законами, законами области и муниципальными правовыми актами, в данном случае единовременная премия в виде поощрения участников муниципальной управленческой команды, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.

Поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат применение указанных в статье 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88- оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» видов поощрений муниципальных служащих является нравом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя).

Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.

Названные распоряжения устанавливают процедурные вопросы поощрения сотрудников, не вводя новых норм и правил, касающихся выплаты поощрительных премий муниципальным служащим, поскольку основания и условия таких выплат установлены вышестоящими нормативными правовыми актами федерального и регионального, муниципального уровня, они приняты как распорядительные акты представителя нанимателя (работодателя) муниципальных служащих администрации.

Таким образом, распоряжение № 305 и распоряжение № 344 являются локальными актами, принимаемыми представителем нанимателя (работодателем) в развитие норм вышеперечисленных правовых актов федерального, регионального уровня и уровня представительного органа местного самоуправления, с целью регламентации процедуры поощрения.

Источником финансирования указанного поощрения являются межбюджетные трансферты, то есть средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В силу статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное положение реализовано посредством принятия постановления 903-пп.

Статьей 18.1 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена оценка эффективности деятельности органов местною самоуправления. В частности, установлено, что нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поощрения лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований. Кроме того, согласно части 1 указанной статьи перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом 11резидентом Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов», разработанному в целях реализации положений Закона № 131-Ф3, определен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также установлена обязанность для глав местных администраций предоставлять доклады об их достижении в высший исполнительный государственный орган субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 24 Указа Губернатора Иркутской области от 04.08.2011 № 200-уг «Об утверждении Положения о проведении оценки эффективности деятельное п. органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Иркутской области» (далее - Указ № 200-ут), разработанному в соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации, в целях поощрения органов местного самоуправления, достигших наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления по итогам оценки эффективности их деятельности за отчетный финансовый год. в областном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме межбюджетных трансфертов в установленном порядке.

Согласно пункту 21(1) Указа № 200-уг методика распределения иных межбюджетных трансфертов на поощрение органов местного самоуправления, достигши: наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности их деятельности 3i отчетный финансовый год, но установленным в пункте 24 номинациям, а также правил; предоставления указанных межбюджетных трансфертов устанавливаются постановление Правительства Иркутской области. В рассматриваемом случае таким постановлением является постановление 903-пп. Согласно пункту 10 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных управленческих команд в 2021 году, утвержденных постановлением 903-пп, иные межбюджетные трансферты зачисляются в доход бюджетов муниципальных образований на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов в территориальных органов Федерального казначейства. При этом органы местного самоуправления предоставляют в соответствии с вышеназванными Правилами отчет о расходовании иных межбюджетных трансфертов.

Как следует из Постановления Правительства Иркутской области от 29.11.2021 N 903-пп «О поощрении региональной управленческой команды и муниципальные управленческих команд в 2021 году» поощрение назначается в фиксированной сумме ъ процентном либо кратном отношении к окладу (должностному окладу) должностным лицам, осуществляющим трудовые функции в 2020 году и по настоящее время. Приведенная норма устанавливает размер поощрения, а не приравнивает его к оплате труда муниципальных служащих, равно как иные пункты постановления № 903-пп. устанавливающие критерии для поощрения, т.е. именно текущая деятельность поспособствовала достижению показателей, за которые предусмотрено соответствующее поощрение.

Таким образом, полагаем, что оспариваемые правовые акты приняты в рамках полномочий администрации Киренского муниципального района. Поощрение участников муниципальной управленческой команды не является оплатой труда, поскольку является способом поощрения в денежной форме, предусмотренным федеральным и региональным законодательством (в данном случае единовременная премия в виде поощрения участников муниципальной управленческой команды).

Вопреки позиции административного истца, в оспариваемых распоряжениях не содержится положений, нарушающих субъективные права н свободы муниципального образования Киренский район, и противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому оснований для удовлетворения требований административного истца в интересах муниципального образования Киренский район не имеется.

Представитель заинтересованного лица Думы Киренского муниципального района А.** просила рассмотреть дело без участия представителя Думы Киренского муниципального района.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Иркутской области от 29.11.2021 N 903-пп "О поощрении региональной управленческой команды и муниципальных управленческих команд в 2021 году" (далее постановление N 903-пп) органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано принять муниципальные правовые акты, регулирующие порядок поощрений в 2021 году муниципальных управленческих команд.

Постановлением Администрации Киренского муниципального района от 09.12.2021 № 764 утвержден Порядок поощрения в 2021 году муниципальной управленческой команды муниципального образования Киренского района.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.12.2021 N 1013-пп "Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных управленческих команд в 2021 году между муниципальными образованиями Иркутской области" бюджету Киренскому муниципальному район предоставлены иные межбюджетные трансферты на поощрение муниципальных управленческих команд в 2021 году в размере 3196,5 тыс. руб.

Распоряжением главы Администрации Киренского муниципального района от 21.12.2021 № 183 вышеуказанные финансирование распределено между Администрацией Киренского района, Финансовым управлением и Управлением образования администрации Киренского муниципального района.

Указание прокурора, что указанная единовременная премия является оплатой труда должностных лиц органа местного самоуправления и что выплаты поощрения без принятия представительным органом муниципального образования правового акта не соответствует требованиям действующего законодательства основано на неправильном понимании норм материального права.

Так, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Особенности прохождения муниципальной службы в Иркутской области, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области"

Статьей 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего.

Оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также следующих дополнительных выплат: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих (часть 1 статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области").

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию муниципального служащего устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах области в размерах, определенных федеральными и областными нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области").

Муниципальным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные законодательством (часть 3 статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области").

За безупречную и эффективную муниципальную службу статьей 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" определены виды поощрений муниципального служащего, к которым относятся: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; иные виды поощрений в соответствии с федеральными законами, законами области и муниципальными правовыми актами (пункты 1 - 4 части 1 статьи 16 закона)

Частью 2 ст. 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" установлено, что решение о поощрении муниципального служащего в соответствии с пунктами 1, 2, 3(1) части 1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя (работодателем) и оформляется муниципальным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области в порядке, установленном уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами.

Иные виды поощрения муниципального служащего, порядок применения поощрения муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными законами области (часть 6 ст. 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области").

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, следует вывод о том, что муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Иркутской области, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьей 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" виды поощрений муниципального служащего, к числу которых относится выплата иных видов поощрений в соответствии с федеральными законами, законами области и муниципальными правовыми актами, в данном случае единовременная премия в виде поощрения участников муниципальной управленческой команды, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.

Поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат, применение указанных в статье 13 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" видов поощрений муниципальных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором распоряжения администрации муниципального образования от 21.12.2021 № 183 "О поощрении участников муниципальной управленческой команды Киренского муниципального района приняты в соответствии с требованиями Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", Постановлением Правительства Иркутской области от 29.11.2021 N 903-пп "О поощрении региональной управленческой команды и муниципальных управленческих команд в 2021 году", Уставом Киренского муниципального образования,

Названное распоряжение устанавливает процедурные вопросы поощрения сотрудников, не вводя новых норм и правил, касающихся выплаты поощрительных премий муниципальным служащим, поскольку основания и условия таких выплат установлены вышестоящими нормативными правовыми актами федерального и регионального, муниципального уровня, они приняты как распорядительные акты представителя нанимателя (работодателя) муниципальных служащих администрации города Киренска, которым в силу норм раздела 4 статьи 25 Устава Киренского муниципального образования является мэр города Киренска, как глава местной администрации.

Распоряжением № 183 определено, что бюджетные средства распределены между участниками муниципальной управленческой команды.

Таким образом, распоряжение № 183 является локальным актом, принимаемым представителем нанимателя (работодателем) в развитие норм вышеперечисленных правовых актов федерального, регионального уровня и уровня представительного органа местного самоуправления, с целью регламентации процедуры поощрения.

Источником финансирования указанного поощрения являются межбюджетные трансферты, то есть средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В силу статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное положение реализовано посредством принятия постановления 903-пп.

Статьей 18.1 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. В частности, установлено, что нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поощрения лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований. Кроме того, согласно части 1 указанной статьи перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов", разработанному в целях реализации положений Закона N 131-ФЗ, определен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также установлена обязанность для глав местных администраций предоставлять доклады об их достижении в высший исполнительный государственный орган субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 24 Указа Губернатора Иркутской области от 04.08.2011 N 200-уг "Об утверждении Положения о проведении оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Иркутской области" (далее - Указ N 200-уг), разработанному в соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации, в целях поощрения органов местного самоуправления, достигших наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления по итогам оценки эффективности их деятельности за отчетный финансовый год, в областном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме межбюджетных трансфертов в установленном порядке.

Согласно пункту 21(1) Указа N 200-уг методика распределения иных межбюджетных трансфертов на поощрение органов местного самоуправления, достигших наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности их деятельности за отчетный финансовый год, по установленным в пункте 24 номинациям, а также правила предоставления указанных межбюджетных трансфертов устанавливаются постановлением Правительства Иркутской области. В рассматриваемом случае таким постановлением является постановление 903-пп. Согласно пункту 10 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных управленческих команд в 2021 году, утвержденных постановлением 903-пп, иные межбюджетные трансферты зачисляются в доход бюджетов муниципальных образований на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства. При этом органы местного самоуправления предоставляют в соответствии с вышеназванными Правилами отчет о расходовании иных межбюджетных трансфертов.

Как следует из Постановления Правительства Иркутской области от 29.11.2021 N 903-пп "О поощрении региональной управленческой команды и муниципальных управленческих команд в 2021 году" поощрение назначается в фиксированной сумме в процентном либо кратном отношении к окладу (должностному окладу) должностным лицам, осуществляющим трудовые функции в 2020 году и по настоящее время. Приведенная норма устанавливает размер поощрения, а не приравнивает его к оплате труда муниципальных служащих, равно как иные пункты постановления N 903-пп, устанавливающие критерии для поощрения, т.е. именно текущая деятельность поспособствовала достижению показателей, за которые предусмотрено соответствующее поощрение.

Таким образом, оспариваемые постановление администрации Киренского муниципального района от 09.12.2021 № 764 «Об утверждении порядка поощрения в 2021 году муниципальной управленческой команды муниципального образования Киренский район», распоряжение администрации Киренского муниципального образования от 21.12.2021 № 183 "О Порядке поощрения в 2021 году муниципальной управленческой команды Киренского муниципального образования» принято в рамках полномочий администрации МО Киренский район. Поощрение участников муниципальной управленческой команды не является оплатой труда, поскольку является способом поощрения в денежной форме, предусмотренным федеральным и региональным законодательством (в данном случае единовременная премия в виде поощрения участников муниципальной управленческой команды).

Вопреки позиции административного истца, в оспариваемых актах не содержится положений, нарушающих субъективные права и свободы Киренского муниципального образования, и противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому оснований для удовлетворения требований административного истца в интересах муниципального образования Киренский район не имеется.

Требование об обязании Администрации Киренского муниципального района разработать порядок поощрения муниципальной управленческой команды муниципального образования Киренский район в соответствии с требованиями ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122–оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» (т.е путем принятия Решения об утверждении такого порядка представительным органом местного самоуправления), удовлетворению также не подлежит, поскольку порядок поощрения муниципальных служащих определен в соответствии со ст. 25 Устава муниципального образования Киренский район решением Думы Киренского муниципального района № 508/5 от 16.12.2013г. «Об утверждении Положения о порядке формирования оплаты труда выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, муниципального образования Киренский район», и решением Думы Киренского муниципального района № 337/6 от 27.06.2018г. «Об утверждении Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования Киренский район».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 179 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора Киренского района Иркутской области о признании постановления и распоряжения Администрации Киренского муниципального района незаконными, обязании разработать порядок поощрения муниципальной управленческой команды.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Киренский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий

Мотивированное решение суда изготовлено 28.07.2023г.