ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3601/20 от 14.09.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2020 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего Гильманова Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Ненашевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению Т.В.И. к заместителю начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области С.И.С., третьему лицу – ГУ МВД России по Самарской области, об обязании предоставить информацию по редакционному запросу,

УСТАНОВИЛ:

Т.В.И. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства, в котором просит обязать заместителя начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области С.И.С. предоставить информацию по отправленному редакционному запросу и наложить на должностное лицо штраф в размере *** руб.

Определением от дата суд по собственной инициативе перешел к рассмотрению гражданского дела №... по иску Т.В.И. к заместителю начальника ЦПЭ ГУ МВД России по адресС.И.С., третьему лицу – ГУ МВД России по Самарской области, об обязании предоставить информацию по редакционному запросу, по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание административный истец – Т.В.И. не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – заместитель начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области С.И.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Самарской области А.А.В., действующая на основании доверенности №... от дата, служебное удостоверение САМ №..., заявленные требования административного истца не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что редакционный запрос Т.В.И. был рассмотрен в предусмотренный законом срок, однако, поскольку запрашиваемая информация относится к государственной ***, поскольку регулируется нормами законодательства об оперативно-розыскной деятельности, поэтому ответ по существу дан не был.

Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, суд полагает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий (бездействия), решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ч. 4 ст. 29, ст. 42).

В развитие указанных конституционных положений абзацами первым, вторым ст. 38 Закона от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» гражданам предоставлено право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Согласно ст. 39 названного закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

По смыслу ст. 38, 39 Закона о средствах массовой информации, требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица (ст. 48, 50 ГК РФ), организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества).

Согласно абзацу первому статьи 40 Закона о средствах массовой информации, отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом ***.

Из материалов дела следует, что Т.В.И. является главным редактором альманаха «Лавка коллекционера». /л.д. 46/

дата в Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД Самарской области от Т.В.И. поступил редакционный запрос, в котором он просит в семидневный срок предоставить информацию о том, будет ли осведомитель в Тольятти привлечен к уголовной ответственности за ложный донос на ветерана Вооруженных сил З.В.В.

Данный редакционный запрос был зарегистрирован дата, ему присвоен входящий №..., по запросу была проведена проверка.

Согласно пункту 147 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707, ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению): если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом ***. (п. 147.4 Инструкции)

дата оперуполномоченным ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области С.Е.А. было подготовлено заключение по результатам проверки по обращению Т.В.И., согласно которому обращение признанно неподдержанным, ответ по существу не направлять, уведомить о рассмотрении обращения по адресу редакции, заключение и материалы проверки списать в номенклатурное дело. /л.д.72-74/

дата, т.е. в семидневный срок со дня поступления и регистрации редакционного запроса, был подготовлен письменный ответ за подписью заместителя начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области С.И.С., согласно которому запрашиваемая Т.В.И. информация предоставлена не была. /л.д. 74/

Данный ответ был направлен в адрес редакции по адресу, указанному в запросе.

Судом установлено, что редакционный запрос Т.В.И. требует предоставления информации в отношении третьего лица, а именно о привлечении к уголовной ответственности осведомителя в Тольятти за ложный донос на З.В.В..

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную *** и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривают, что если запрашиваемая редакционным запросом информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом ***, отказ в предоставлении этой информации является правомерным в силу части 1 статьи 40 названного Закона.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности отказа в предоставлении Т.В.И. запрашиваемой информации.

При этом суд также приходит к выводу, что поданный административным истцом запрос не касался непосредственно деятельности ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области, данный запрос был подан Т.В.И. в интересах конкретного физического лица – З.В.В., при этом были поставлены вопросы, касающиеся законности проведенных в отношении последнего оперативно-розыскных мероприятий, а не деятельности непосредственно самого ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области, в связи с этим фактически не является запросом средства массовой информации по смыслу ст. 40 Закона Российской Федерации от дата N 2124-1 "О средствах массовой информации".

Сам Зараковский В. не лишен возможности защиты своих прав в порядке гражданского, уголовного судопроизводства и судопроизводства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, суд, проверив действия административного ответчика и указанный ответ на соответствие положениям Закона Российской Федерации от дата N 2124-1 "О средствах массовой информации", каких-либо нарушений не усматривает, и приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Т.В.И. к заместителю начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области С.И.С., третьему лицу – ГУ МВД России по Самарской области, об обязании предоставить информацию по редакционному запросу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Составление мотивированного решения суда отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.

Решение в окончательном виде изготовлено дата.

Судья: Р.Р. Гильманов