ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3606/2018 от 20.07.2018 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-3606/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Латыповой Д.Н.,

при секретаре судебного заседания Глибиной Е.В.,

с участием административного истца Басирова Р. А., представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан Шилуновой Ю.Р., представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Салаховой Г.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Басирова Р. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС России № 4 по Республике Татарстан), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия и обязании списать налоговую задолженность,

У С Т А Н О В И Л:

Басиров Р. А. (далее также административный истец) обратился в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС России № 4 по Республике Татарстан) о признании незаконным бездействия и обязании списать налоговую задолженность.

В обоснование указано, что в соответствии с решением Лаишевского районного суда по делу № 2а-81/2018 и апелляционным определением Верховного суда РТ по этому же делу, с Басирова Р. А. взысканы транспортный налог за 2014 год в размере 7600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1346 рулей 94 копейки за период с 01.10.2013 по 24.12.2014, пени по налогу на имущество физических лиц - 208 рублей 24 копейки за период с 29.09.2012 по 14.11.2014.

Судебные решения были приняты на основании отсутствия принятого налоговым органом решения о списании задолженности в порядке ст. 12 Закона РФ от 28.12.2017 № 436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того Верховным судом РТ отмечено, что Басиров Р.А. не лишен права обратиться с заявлением в налоговый орган о принятии решения по списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Желая воспользоваться своим законным правом на налоговую амнистию, административный истец обратился в налоговый орган о списании задолженности в порядке ст. 12 Закона РФ от 28.12.2017 №436-Ф3. Заявление зарегистрировано в налоговом органе 26.03.2018.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 28.12.2017 №436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 29.12.2017, задолженность по транспортному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, а также пени и штрафы на указанную недоимку, признаются безнадежной и подлежат безусловному списанию.

Порядок признания и списания задолженности, безнадежной к взысканию, определен в ст.59 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п.5 данной статьи порядок списания безнадежной задолженности утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральной налоговой службой).

В соответствии с Приказом ФНС России от 19.08.2010 №ЯК-7-7/393 (разработанным в соответствии с п.5 ст.59 НК РФ) решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика в течение одного рабочего с момента оформления справки о суммах недоимки, подлежащей списанию. Справка оформляется в течение 5 рабочих дней со дня получения документов (в данном случае получение от налогоплательщика заявления о списании задолженности. На основании указанного административный истец полагал. что налоговый орган должен был принять решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании не позднее 03.04.2018, но ответ не был получен, задолженность не списана.

Административный истец неоднократно уточнял требования, просил:

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан, выразившееся в несписании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015, а также задолженности по пени на указанную недоимку в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ.

Признать безнадёжными к взысканию с Басирова Р. А. недоимки по транспортному налогу за отчетный период 2013 года в размере 7600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1346 рублей 94 копеек за период с 01.10.2013 по 24.12.2014, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 29.09.2012 по 14.11.2014 в размере 208 рублей 24 копеек.

Административный истец в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержал.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан Шилунова Ю.Р., представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Салахова Г.Т. возражали против удовлетворения административного искового заявления, представили ответ Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Басирову Р.А. на его обращение.

Оценив доводы сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ, порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами I и 5 пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с п. п. 2, 3 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их изыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что 10.11.2017 в Лаишевский районный суд Республики Татарстан поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан к Басирову Р.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2013 год в размере 7600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1346 рублей 94 копеек за период с 01.10.2013 по 24.12.2014, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 29.09.2012 по 14.11.2014 в размере 208 рублей 24 копеек.

Решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 11.01.2018 по делу № 2а-81-2018 постановлено иск удовлетворить, взыскать с Басирова Р. А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан транспортный налог за 2014 год в размере 7600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1346 рублей 94 копеек за период с 01.10.2013 по 24.12.2014, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 208 рублей 24 копеек за период с 29.09.2012 по 14.11.2014.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 13.04.2018 решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 11.01.2018 по делу № 2а-81-2018 оставлено без изменения. При этом указано, что Басиров Р.А. не лишен права обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган о принятии решения по списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также отмечено, что решение суда первой инстанции подлежит исполнению в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ.

Как следует из материалов истребованного из Лаишевского районного суда Республики Татарстан дела № 2а-81-2018 от 11.01.2018, копий из этого дела, приобщенных к настоящему делу, пояснений сторон в ходе рассмотрения настоящего дела, в решении Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 11.01.2018 по делу № 2а-81-2018 допущена описка, указан 2014 год вместо правильного – 2013 года.

Из материалов дела следует, что оспариваемая задолженность по транспортному налогу начислена за 2013 год, а задолженность по пени по транспортному налогу в размере 1346 рублей 94 копеек за период с 01.10.2013 по 24.12.2014, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 208 рублей 24 копеек за период с 29.09.2012 по 14.11.2014.

Административный истец обратился в налоговый орган о списании задолженности в порядке ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-Ф3. Заявление зарегистрировано в налоговом органе 26.03.2018.

В ответе на данное обращение, представленном административными ответчиками суду, указано, что в настоящее время проводятся мероприятия по доработке списания безнадежной к взысканию задолженности в соответствии ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2017г. по плательщикам, которые не попали в прошедшие этапы списания.

При этом суду и административному истцу административными ответчиками доказательств того, что указанная в административном исковом заявлении задолженность списана, не представлено.

Доводы административных ответчиков о том, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку пени начислены на период, не подпадающий под налоговую амнистию, суд находит не состоятельными, поскольку статьей 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-Ф3 прямо предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку.

На основании изложенного, суд находит требования административного истца обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом в целях восстановления нарушенных прав суд считает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав административного истца, приняв меры к списанию с лицевого счета Басирова Р. А. задолженности по транспортному налогу за отчетный период 2013 года в размере 7600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1346 рублей 94 копеек за период с 01.10.2013 по 24.12.2014, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 29.09.2012 по 14.11.2014 в размере 208 рублей 24 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Басирова Р. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия и обязании списать налоговую задолженность удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан, выразившееся в несписании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015, а также задолженности по пени на указанную недоимку в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ.

Признать безнадёжными к взысканию с Басирова Р. А. недоимки по транспортному налогу за отчетный период 2013 года в размере 7600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1346 рублей 94 копеек за период с 01.10.2013 по 24.12.2014, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 29.09.2012 по 14.11.2014 в размере 208 рублей 24 копеек.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав административного истца, приняв меры к списанию с лицевого счета Басирова Р. А. задолженности по транспортному налогу за отчетный период 2013 года в размере 7600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1346 рублей 94 копеек за период с 01.10.2013 по 24.12.2014, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 29.09.2012 по 14.11.2014 в размере 208 рублей 24 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан

Д.Н.Латыпова