Дело № 2а-3609/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Псков 23 ноября 2020 года
Судья Псковского городского суда Псковской области Жбанова О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, штраф УСН, пени по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №1 по Псковской области (далее Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 270 рублей 85 копеек, штраф УСН в сумме 1000 рублей, пени по земельному налогу в размере 5 рублей 35 копеек.
В обоснование требований указано, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. ФИО1 не представил в Инспекцию налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год в соответствии с которой должен был уплатить в бюджет налог, в связи с чем Инспекцией ему было направлено требование №3387 от 01.06.2018 об уплате штрафа по УСН в сумме 1000 рублей, который до настоящего времени не уплачен. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов административному ответчику на основании ст. 75 НК РФ Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области начислены пени и направлены требования №№53634 от 11.07.2017 и 14158 от 22.11.2017. До настоящего времени в нарушение ст. 23 НК РФ пени по страховым взносам в сумме 270 рублей 85 копеек ФИО1 не уплачены. Кроме того, согласно сведениям Управления Росреестра по Псковской области административному ответчику принадлежат объекты налогообложения – транспортное средство SYMBOL AU14, №**, земельный участок №** в СНТ «Ж.», гараж в ГИК 32 с КН №**. ФИО1 Инспекцией направлено требование №17395 от 26.04.2017 о необходимости уплаты пени по земельному налогу в сумме 5 рублей 35 копеек. До настоящего времени административным ответчиком в добровольном порядке пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 270 рублей 85 копеек, штраф УСН в сумме 1000 рублей, пени по земельному налогу в размере 5 рублей 35 копеек не уплачены, что и явилось основанием для обращения в суд с заявленными выше требованиями. Одновременно с подачей иска административный истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд, указав, что причиной пропуска срока на обращение в суд послужил большой объем работы, приходящейся на каждого сотрудника правового отдела.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Поскольку сумма задолженности по обязательным санкциям, заявленная административным истцом к взысканию с ответчика, не превышает двадцати тысяч рублей, при этом обоснованных возражений по существу административного иска административным ответчиком суду не представлено, данное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства на основании положений статей 291, 292 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 названной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу п. 2 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи). Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно части 4 статьи 391 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 387 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Из материалов дела следует, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и не представил в Инспекцию налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год в соответствии с которой должен был уплатить в бюджет налог.
Решением Инспекции от 06.03.2018 №18-04/53802 на основании ст. 101 НК РФ ФИО1 привлечен к налоговой ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д.8-10).
ФИО1 Инспекцией было направлено требование №3387 от 01.06.2018 об уплате штрафа по УСН в сумме 1000 рублей (л.д.11-12).
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов ФИО1 на основании ст. 75 НК РФ Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области начислены пени и направлены требования №№53634 от 11.07.2017 и 14158 от 22.11.2017 (л.д.14-15,16-17).
Кроме того, согласно сведениям Управления Росреестра по Псковской области ФИО1 принадлежат объекты налогообложения – транспортное средство SYMBOL AU14, №**, земельный участок №** в СНТ «Ж.», гараж в ГИК 32 с КН №**. ФИО1 Для уплаты налогов на объекты налогообложения ФИО1 были направлены требования №№1101243 от 30.03.2015 об уплате налогов до 01.10.2015, №75614343 от 04.09.2016 со сроком уплаты до 01.12.2016, №16945357 от 21.09.2017 со сроком уплаты до 01.12.2017 (л.д. 18,19,20).
Ввиду частичной уплаты налогов, Инспекцией направлено требование №17395 от 26.04.2017 о необходимости уплаты пени по земельному налогу в сумме 5 рублей 35 копеек (л.д.21).
До настоящего времени административным ответчиком в добровольном порядке требования административного истца не исполнены, обратного в деле не имеется.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных названным Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 20 постановления от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в котором указано, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение, либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 НК РФ (пункт 3 статьи 48 соответствует пункту 2 статьи 48 в действующей редакции) сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Следуя приведенным нормам, обращение Инспекции в суд с настоящим иском 05.10.2020 свидетельствует о пропуске установленного Законом срока.
К мировому судье о вынесении судебного приказа Инспекция не обращалась.
При таком положении, с учетом вышеприведенных норм налогового законодательства, позиции Конституционного Суда РФ и установленных по спору обстоятельств, суд находит, что требования Инспекции не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности.
Оснований для удовлетворения заявленного налоговым органом ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, суд не находит, полагая, что доказательств уважительных причин пропуска срока Инспекцией не представлено.
Довод административного истца на то, что причиной пропуска срока на обращение в суд послужил большой объем работы, приходящейся на каждого сотрудника правового отдела, не может быть принят судом во внимание в качестве уважительных причин.
Иной вывод нарушал бы принцип баланса публичных и частных интересов, ущемляя интересы должника – физического лица, как более слабую сторону в налоговых правоотношениях.
При таких обстоятельствах административным истцом пропущен срок для обращения в суд с данным иском без уважительных причин, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 138, 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, штраф УСН, пени по земельному налогу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.В. Жбанова